В номере: Хороший почин (передовая), Стабилизация театральных стилей — П. МАРКОВ, Авторы об Антигоне , „Антигона — П. ГРОССМАН, Ночь пред Рождеством — М. ЗАГОРСКИЙ, Театральный фельетон — НИКОЛАЙ АДУЕВ, Театр и кино (каррикатура) — ЕВГ. МАНДЕЛЬБЕРГ, Дружеские эпиграммы — ПЕЛИКАН, Антракты — Д. МАЛЛОРИ, Театр и кино — АЛЕКСАНДР ГИДОНИ, Зарисовка на лету — Н. ПЕРЕСВЕТОВ, Печать о театре, Зарубежное (Варшавские письма) —
К. ВОЛЬСКИЙ, Письма из Сибири — Г. ВЯТКИН, Наши беседы, Театральная жизнь Новые книги и пр.

ХОРОШИЙ ПОЧИН

О

тличительной и ценной особенностью прошлогоднего театрального сезона было новое дви
жение в театре, по всем линиям его развития. Тема и содержание, форма и обществен
ность, организационные вопросы театрального строительства, — все это с большей, чем ранее, силой и гласностью напомнило о себе, вдвинулось в повестку дня общественной жизни, приковало к себе внимание партии, профсоюзов,
массы. Это дало твердую установку и самому театру. Не случайно стенограммы майского пар
тийного театрального совещания («Пути развития театра») с прениями и резолюциями, выкристаллизовавшимися в результате острой борьбы мне
ний, начинают приобретать характер настольной книги каждого работника театра.
Развертывающийся сезон, по сравнению с прошлогодним, знаменуется иным: в порядке дня — реализация достигнутых решений. Разъяснение и напоминание их в формах устной и печатной критики, внедрение этих положений в те
кущую жизнь театра, просачивание их в массы зрителя — залог дальнейшего движения. Следует отмечать и поддерживать каждый практический шаг на этом пути.
Пусть сезон в виде первых спектаклей начинается не с столь обще-признанным блеском (блеску и шуму, надо думать, будет впереди еще не
мало), но, несомненно, что театры в большинстве своем укрепляются на позициях, найденных в ре
зультате прошедших споров. И как бы голоса не разделялись по поводу первых премьер текущего сезона, несомненно, например, что «Бар
суки» у вахтанговцев или «Антигона» в Камерном свидетельствуют о характере стремлений этих театров к дальнейшему переходу на новые, дале
кие от аристократической изысканности или реакционности, рельсы. И этому следует оказать поддержку, сочетая ее с объективной критикой ошибок.
Не менее острый интерес вызывают поступающие пока лишь в виде хроники, бесед, макетных иллюстраций и т. д. сведения о готовящихся по
становках в таких театрах, как Театр Революции, им. МГСПС, напрягающих, несомненно, свои силы к поднятию больших тем современности (историко-политические, индустриальные и др.) на до
стойную этих тем художественно-сценическую высоту. Дружественное и чуждое «зубодробительности» содействие тут не менее важно и законно.
В ряду этих симптомов и явлений нельзя не отметить еще одного практического достижения этого сезона. Не полагаясь на одну рабочую по
лосу, театр пошел к массовому зрителю. Наряду с тем, что театры вводят в своих планах льготное обслуживание районов и клубов (дело управляю
щих и местных районных органов наблюдать за отбором пьес, а критики и всей прессы — за тем, чтобы это не превратилось в «отписку» от «дани
времени») читатель в печатаемов ниже заметке «Вечер смычки рабочих и артистов». прочтет
о новом почине. По почину театрального кружка рабкоров «Рабочей Москвы», совместно с рабкорами стенгазеты ф-ки «Красный Октябрь», 1 ок
тября было организовано первое общее собрание рабочих, посвященное вопросам театра, куда
явились в качестве докладчиков и концертантов работники и артисты Большого театра. Перед полуторатысячной массой рабочих «Красного Ок
тября» и двумя сотнями рабкоров с различных предприятий Москвы шли доклады о строительстве театра, делаемые специальным докладчиком и работниками Большого театра. От имени общественных организаций и рабочих ф-ки выступил секре
тарь ячейки фабрики. После этого рабочим была показана художественная работа артистов. Все это, сообщает газета, — делалось бесплатно и имело огромный успех. Такие собрания театраль
но-рабкоровский кружок намеревается проводить регулярно по всем районам. Вряд ли надо доказывать, что такое явление в начале сезона, притом со стороны даже медленно-движущегося Опер
ного театра, стоит десятка хороших статей по «общим вопросам» и заслуживает быть отмеченным и всемерно поддержанным. Сближение работников театра с рабочим зрителем не только через «при
зывные» статьи о тех и других, но организуемый непосредственный стык их на практике есть луч
ший путь к закреплению театра на его новых позициях роста и идеологического укрепления.
Будем надеяться, что хороший почин найдет свое дальнейшее и более широкое развитие в практике всех театров с первых же дней сезона.