П

ериод взаимовлияния театральных течений, затянувшись на несколько сезонов, теперь прихо
дит к концу. Придя вслед за днями «театрального Октября», — он был вызван настоятельной необходимостью найти для новой и небывалой тематики, влившейся в театр вместе с революцией и охватившей все театры, выпуклый и убедительный сценический язык. Тема стала опре
деляющим моментом в театре. Тогда-то «левые», остановившись в быстром и необдуманном изобре
тательстве новых форм, взялись за очищение, укрепление и пересмотр принципов, декларирован
ных ими во времена театральных битв. «Правые», в свою очередь, признав правоту новой тематики, прислушивались к достиженьям левых. Точная граница между ними нарушилась. То, что было раньше специфической особенностью отдельных театров, стало общедоступным и привычным прие
мом, свойственным их большинству. Если в Малом Театре по любому поводу ранее неподвижная сцена охотно вертелась на глазах зрителя, то и реализм игры заменил былую эстетическую отвлеченность камерных напевов. Ища способов выразить еще неотчетливое для себя современное мироощущение, театры теряли первоначальную четкость художественных устремлений и закрепившуюся определенность формы.
Происходила известная нивеллировка театра. Она происходила из-за отсутствия точной внутренней установки — из-за хаотичности мироощуще
ния и неопределенности миросозерцания. Вопрос формы есть вопрос мироощущения и миросозерцания. Важность художественных стилей определяется различием внутреннего ощущения ху
дожника. Годы метаний и самопроверки возникли из-за того, что революция произвела сдвиги в со
знании художников театра. Театры теоретическирационально (рационализм долгое время отмечал попытки художников овладеть современностью) знали, куда их зовут, но как часто заданность не равнялась внутренней, еще слабой насыщен
ности театра, ждавшего своего драматурга. Потомуто театр из периода яростной защиты традиций и не менее яростного их разрушения, от внешней ожесточенной борьбы и остроумной полемики между «левыми» и «правыми», революционерами, либералами и консерваторами, пришел к самопроверке, переработке и усвоению добытых сосед
ними театрами форм. Каждый театр испытывал процесс перерождения. По существу, на протяже
нии десятилетия мы имели процесс — сложный и глубокий — внутреннего перерождения театра. Мало было принять идеологическую заданность внешне, мало было признать необходимость со
временной тематики, нужно было ее художественно переработать как в плане актерском, так и в плане слова — драматургическом.
Последний сезон принес спектакли, характерные для каждого театра. Театры стали нащупывать свой стиль и органическую линию развития.
Завоевание своего стиля идет для каждого театра параллельно с овладением современной тематикой и способом сценического прочтения классиков. Каждый художник познает жизнь своими путями; современность настолько богата и разно
образна, что чем больше ищет художник путей для ее познания, тем это общественно значительнее и ценнее. Как нельзя не только желать, чтобы Достоевский походил на Толстого, и нельзя тре
бовать, чтобы Бабель повторял Леонова, — так же бессмысленно мечтать о том, чтобы к носу Мейер
хольда была приставлена борода Платона и чтобы все театры были подстрижены под одну гребенку. Речь идет об особенностях художественной психики каждого деятеля искусства, позволяющего обогатить наше знание жизни новым и освежающим подходом. Если Станиславский идет к изо
бражению эпохи через раскрытие внутреннего образа человека, то это такая же его общественная обязанность, как для Мейерхольда — своими ре
жиссерскими приемами давать обобщенное и символическое выражение современности.
В зависимости от приоритета темы идет выработка стиля. «Любовь Яровая», дав опору Малому Театру, обнаружила стиль некоторого ясного наивного реализма ; «Любовь под вязами», освободив Таирова от отвлеченного эстетизма, под
твердила его путь к материалистическому театру, что он сам называет «конкретным» реализмом. Одновременно и актер, впитав тематику современ
ности и пройдя через поиски новых приемов, готов для изображения образов современности и транспонирования героев классической драматургии в свете наших дней. Речь идет не только об отдель
ных актерских достижениях, начиная с Качалова- Николая, Москвина-Хлынова, вплоть до исполнителей «Барсуков» и «Шторма», речь идет о свое
образной системе игры, под углом зрения которой вырастают вопросы внешнего оформления и дра
матургического текста. Воссоздание ансамбля, объединяясь общей системой и общностью худо
жественного чувствования, примечательно для последних сезонов, в особенности, для истекшего. Оно уточняет стиль театра.
В «Любови Яровой» Малый Театр обнаруживает единство методов былой «условно-реалистическойигры и создает спектакль, в котором строение сцены отвечает интересам актера. Нго Студия находит новый выход этим методам, нащупывая четкость внешнего ритма. Молодежь МХАТ демон
стрировала правду актерской системы МХАТ: спорные «Турбины» бесспорны в актерском отношении. Так возникают — из преодоления овладе
ния современной тематикой — задачи преодоления художественной мешанины и борьба с эстетическим эклектизмом. «Реализм» и натурализм , конструк
тивные, объемные или рисованные декорации объяснимы из единой системы игры. Любая «кон
струкция» реакционна в художественном смысле, если служит неуклюжим местом игры бытовых актеров. Любое объемное разрешение сцены или писаная декорация реакционны, если не раскры
вают смысла пьесы и не согласованы с методом актерской игры.
Вместе с ясным созданием путей театра, вместе с творческой готовностью перенести на сцену опыты десятилетия — утверждается и стиль наших театров. Там, где культура актера укрепилась в твердых основах или дерзко открыла ему новые формы; там, где режиссер и театров целом увидели способы понять жизнь, — там былой эклектизм формы, грозно нависшей над русским театром, сменяется глубиной воспринятой темы, бурной волей актера и умным взмахом режиссерской руки. Борьба за современный театр есть борьба за прио
ритет темы и за актерскую культуру. Утверждение своего стиля и утверждение новой тематики между собою тесно связаны. В прошедшем сезоне из периода «взаимовлияний» театр перешел к укрепле
нию своего места и своих внутренних, а значит, и формальных особенностей.
П. МАРКОВ