В КАМЕРНОМ ТЕАТРЕ

П

роблема приближения античной трагедии к современности — одно из очередных заданий нашего театра. Героика великих трагиков древности, столь соответствующая масштабам и пафосу
революционных эпох, способна в корне обновить репертуар современной сцены, возрождая на ней лучшие традиции мировой драмы.
Но в нашу эпоху античная трагедия требует такого же обновления, как в те дни, когда Расин в своей «Федре» перерабатывал Эврипида для ко
ролевских спектаклей, когда Альфиери обновлял софоклову «Антигону» для итальянских зрителей XVIII века, или же совсем недавно, когда Гуго Гофмансталь дал опыт новой трактовки Эсхила для художественно утонченной аудитории начала ХХ-го века.
Наша эпоха предъявляет свои категорические требования к постановкам античных трагиков. Поэт-экспрессионист Газенклевер, обращаясь в 1916 году к теме «Антигоны», учитывал трагический
пафос эпохи мировой войны и новые средства массовых зрелищ. Драма его, по удачному определению одного немецкого критика, явилась блистательным актуализированием Софокла, рожден
ным из мировой войны и цирковых фантазий Рейнгардта.
При перенесении этой новой «Антигоны» на подмостки Камерного Театра, текст Газенклевера подвергся обработке Сергея Городецкого. Тема драмы была заострена в сторону современного положения Европы, античная героиня выступила перед нами в озарении отблесков текущих революционных событий.
«Антигона» Газенклевера-Городецкого — это девушка-революционерка, возбуждающая толпы и
поднимающая массы. Трагические монологи она доводит до пафоса революционных призывов. Она за тех «кто устал, кто носит цепи, кто хочет пить, кто умирает...», Сила ее в повышенном ощущении страданий всех угнетенных и отверженных.
Перед театром стояло труднейшее задание. Развернуть личную драму Антигоны в массовую трагедию, не угашая при этом индивидуальных стимулов катастрофы. Борьба членов одной семьи, столкновение тесно спаянных между собой узами крови представителей одного «царствующего дома
здесь вырастает в обширную народную трагедию,КООНЕН-АНТИГОНА