КАРА-ДМИТРИЕВ — ВАКУЛА.

В ТЕАТРЕ САТИРЫ II

О

чень свежий, бодрый и звучный спектакль! Не для маленькой группы эстетов и театралов, для которой когда-то в «Театре Сатиры» ста
вили всяческие театральные пародии и обозрения, а для той непосредственной и неискушенной аудитории, ради которой только и стоит работать!..
«Театр Сатиры» в прошлом сезоне зашел в тупичок до конца использованного театрального жанра. Нэпман, машинистка, домком, жилпло
щадь и совслужащий были осмеяны со всех концов своего бренного и глупышкинского жития, и театру, казалось, уже нечего было делать.
БЛИЗНЕКОВСКАЯ-СОЛОХА, КОРФ-ЧОРТ
И вот этот спектакль на освеженную гоголевскую тему указует некий новый путь — от анекдо
тического юмористического водевиля к широкой и большой форме музыкальной комедии, от узкой и тысячи уже раз использованной формы «капуст
ной» пародии к усвоению зрелищных элементов комсомольских шествий и церемоний, от куцого жанра балиевских стилизаций к поиску под
линного стиля народного зрелища, с плясками, частушками, прибаутками, фантастикой, юмором и узорными коленцами всяких забавных, немного грубоватых, но и смешных, положений и ситуаций. Не все, в этом отношении, удалось нащупать метко и безошибочно в этом спектакле, но зато самый путь выбран правильно.
В. Масс и В. Типот использовали гоголевскую фабулу остроумно, легко и без особенной ломки ее внутренней, повествовательной логики. Все действие перенесено из традиционного «хутора близ Диканьки» в новую, советскую деревню, с ее кулаками, бедняками, середняками и комсомольцами. Гоголевский чорт превратился в ощипан
ного, жалкого и обтрепанного последыша — дво
рянина, офицера, находящего последний приют у гостеприимной Солохи — сводни и самогонщицы, бабы лютой и ведьмоподобной. Сценарий развивается по Гоголю, но с некоторыми отступле
ниями — так, например, чорт приносит Вакулу, кузнеца — комсомольца, не к «государыне», а в «Красную Москву», где изумленному Вакуле воочию предстают все «прелести» городской культуры... в образе прекрасных манекенщиц, танцую
щих «фокстротт» и «чарльстон», и где все персонажи имеют облик его деревенских знакомых. Финальная сцена, впрочем, разъясняет, что весь этот «московский эпизод» был только сном Вакулы и все кончается по «хорошему»: кулаки посрам
лены, Оксана полюбила Вакулу, а комсомольцы торжественно открывают клуб в сельской церкви!