Предоктябрьское социалистическое соревнование

СТАХАНОВЦЫ УСПЕШНО
ВЫПОЛНЯЮТ СВОИ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Коллектив цеха тов. Дрожинского на заводе, где главным инженеров тов. Морозов, взял на себя в октябре повышенные социалистические обязательства. Рабочие я специалисты обязались досрочно вакоичить месячную программу, стро
го соблюдая комплектность изде ЛиЯ.
Свои обязательства коллектив выполнил. 27 октября участки и бригады закончили месячную про
грамму. Рационализаторы внесли 118 предложений, значительно повышающих производительность труда
Цех, где начальником тов. Гольдштейн, закончил месячный план на четыре дня раньше срока. Стаха
новцы по обязательству сдали пять комплектов специальных изделии. Кроме того цех изготовил 45 приспособлений для конвейера.
Новыми производственными успехами встречав великий праздник коллектив завода «Красный проле
тарий». Предварительная проверка выполнения социалистических обязательств показывает, что стахановцы сдержали свое слово.
Особенно хорошо работает цех, где начальником тов. Губареяко. Как и предусмотрено обязательст
вами, в октябре вое детали во-время поданы на . сборку. Все участки в течение месяца равномерно работали по графику.
Оверловщик тон. Трошенков, токари тт. Марков и Зверькова, фреверовщик тов. Петрушин значительно перевыполнили социалистиче
ские обязательства. Каждый из них ежедневно выполнял норму на 200 —250 процентов.
В цехе, где начальником тов. Уваров, несмотря на напряженный график, все бригады в октябре выполнили свои социалистические обявательства.
Особенно отличились участки мастеров тт. Смирнова и Щербакова, строгальщик тов. Татарников, свер
ловщики тт. Незнамова и Абрамов. Передовые стахановцы перевыполнили нормы вдвое н втрое.
Коллектив цеха, где начальником тов. Шабалин, в последние дни октября должен был сдать партию станков «ДШ1». Передовики предоктябрьского соревнования тт. Фатов, Ермилов, Иванов, Бубнов п Другие дали слово выполнить это за
дание. К Л ноября все ста нки были смонтированы.
Передовые коллективы завода «Серп и молот» досрочно завершили октябрьскую программу. Марте
новские цехи сварили значительное количество металла сверх плана. Передовой сталевар тов. Гусев выполнил план на 108 процентов.
На три дня раньше срока закончили месячный план канатный, прессовый, железнодорожный и другие цехи. Все рабочие этих цехов выполнили, а многие и перевыполнили свои обязательства.
Два месяца подряд резино-ткацкая фабрика № 2 (директор тов. Степанов) удерживает переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
В октябре предприятие завершило месячную программу на десять дней раньше срока и выпустило технических тканей сверх плана на 1 миллион рублей.
Больших успехов добилась в соревновании кожевенная фабрика им. МЮД’а. В октябре она выпу
стала сверх плана 500 полных комплектов походного снаряжения.
На Н-ском авиазаводе. Оборка самолета «Лавочкин-5».
Фото Н. ФИГУРКИНА (ТАСС).

Отремонтированные трамваи вышли на линию

Это был старый трамвайный вагон. Отремонтировать его своими си
лами в депо казалось невозможным. Обычно такие вагоны отправляли па завод.
Комсомольская организация Краснопресненского трамвайного депо решила восстановить вагон своими силами. Молодёжь дружно взялась
за работу. Большое участие принял в восстановлении вагона замести
тель главного инженера молодой специалист тов. Борзов. Бригада молодёжи электроцеха под руководством тов. Борзова восстановила общий рукав, сделала контроллер, рубильник, реостаты, автоматы. Моло
дые рабочие заготовительного цеха отремонтировали тормозную систему, молодёжь отдела планового ремонта собрала все детали.
В каждом цехе молодёжь старалась выполнить заданную работу как можно лучше, аккуратнее. Особенно хорошо работали токарь -Са
пожникова, бывший воспитанник ремесленного училища слесарь Страмоусов, электромонтёры Жуков, Сун Дзян-сян, молотобоец Белов.
Почти целый месяц в свободное от работы время готовили свой подарок молодые работники депо.
Точно в намеченный срок голубой грузовой вагон вышел на линию. На его борту сделана надпись:
«Подарок от молодёжи».
Как сообщили нам в трамвайном управлении, молодёжь московского трамвая отремонтировала во внеурочное время сверх плана 10 трам
вайных поездов и 4 прицепных вагона.
Кроме того отремонтировано много тяговых моторов, тормозных цилиндров, автоматов и другого оборудования, остеклены три вагона. Отремон
тированные поезда уже вышли на линию.
Кроме того молодёжь, работая на воскресниках, собрала и отгрузила 28 тонн лома чёрных и цветных металлов.
В ходе соревнования были созданы 34 новых комсомольских брига
ды. 165 молодых рабочих и работниц вступили в ряды ВЛКСМ.
Многие комсомольско-молодёжные коллективы добились в соревновании особенно выдающихся результатов. Так, например, комсомольцы одного из цехов завода «СВАРЗ» взя
ли на себя обязательство — к 25- летию ВЛКСМ выполнить годовую
программу цеха. Это обязательство они выполнили. Молодые рабочие цеха тт. Четвертакова, Клименко и Чустинкина вырабатывали ежеднев
но по две с половиной нормы и больше.
Стахановским трудом ознаменовала славный юбилей молодёжь Краснопресненского, Кировского, Руса
ковского, Октябрьского и других трамвайных депо. Её силами на ли
нию выпущены сверх плана десятки моторных п прицепных вагонов,, стоявших до этого на «кладбищах».
Во многих местах инициатива молодёжи подхватывалась старыми кадровиками. Например, в Русаковском депо слесари-кадровики тт. Кочетков н Андренчев вместе с моло
дёжью отремонтировали сверх плана четыре мотора.

СПЕКТАКЛИ ТЕАТРА

им. ВАХТАНГОВА

„ПРАВДА» в передовой статье
«Важный вклад в общее дело союзников» пишет: «30 октября веко шилась происходившая в Мо
скве в течение двенадцати дней конференция министров иностранных дел Соединенных Штатов Аме
рики, Соединенного Королевства и Советского Союза. Конференция проделала большую работу, протекавшую в атмосфере взаимного до
сверли и понимания. Плодотворные итоги работы конференции представ
ляют большой я ценный вклад в общее дело борьбы с Гитлером, в общее дело борьбы свободолюбивых народов. Об этом убедительно гово
рят публикуемые документы: англоехдаетюко-амершыгпеко е коммюнике н Декларация. Конференция добилась успеха в решении ряда важных л веотложтшх вопросов ведения вой
ны и вместе с тем выработала обгдцие принципы для подготовки ло
опоенного сотрудничества божьих и малых государств, заинтересованных в обеспечении нацио иль
кой безопасности л всеобщего мира. Не только народы Советского Сою

зa. Великобритании, Соединенных Итатов Америки и Китая, но и все большие и малые миролюбивые страны с удовлетворением встретят результаты работ конференнии. Московская конференция является ловим мощным ударом по гитлеровской Германии и ее союзникам. По
ложительные результаты ее работы яераярьгвно связаны с боевыми услгехамн вашей Красной Армия и войск наших союзников. Конферен
ция выполнила свою задачу в деле дальнейшего сплочения сил союзников, в интересах всех свободолюбивых народов».
„ИЗВЕСТИЯ» в передовой статье
«Значение Московской Конференция» пишут: «Конференция про
демонстрировала решимость и волю Народов трех великих стран до чести дело борьбы с немецко-фаши
стскими разбойниками до конца,
ускорить разгром врага, приблизить Чао победы нашего общего деда. Она наносит новый серьезный удар по гитлеровскому лагерю, военная мощь которого уже надломлена и глубоко потрясена могучими ударами советских еойед на Востоке, а также серьбзякмн военными ус
пехами енгло-амернкаяских войск на Западе.,, Значелне Московской Конференции в том, что ойа определенно выразила стремление наро
дов союзных стран к дальнейшему сплочению сил против общего врага и к сотрудничеству в послевоенный период в интересах мира и безопасности народов».
В МОСКВЕ в течение трёх дней
проходила конференция работников заводов одного из главков Наркомата авиационной промышленности по внедрению поточного мето
да в винтовом производстве. На конференции было сообщено о резуль
татах, которых добился завод, где директором тов. Казанский. Это нредириятие положило начало поточно
му производству в пинтовой промышленности. Итоги работы конфе
ренции подвёл нарком авиационной промышленности тов. Шахурин. Ой подчеркнул, что повышение производительности труда путём внедрения поточного метода является первоочередной государственной задачей. Тов. Шахурил призвал директоров и главных инженеров заводов повседневно заниматься повы
шением качества продукция, уде
лять больше внимания опытному производству, наткать технику, поощрять лучших работников, двигающих ее вперёд. На конферен
ции принято решение: в четвертом квартале полностью внедрить поточ
ный метод производства на ряде заводов.
ПРЕЗИДИУМ ВЦСПС обязал
спортивные общества, центральные, областные, фабрично-заводские и местные комитеты профсоюзов в течение зимы 1943—44 года подготовить 400 тысяч лыжников но 30-ча
совой программе, утверждённой Всесоюзным комитетом по делам фгиэкулыуры и спорта при ОНК СССР. На заводах, фабриках, предприятиях, учреждениях и в учеб
ных заведениях необходимо создать лыжные отряды и команды. Ком
плектование этих отрядов и команд производится в первую оче
редь за счёт мужчин призывных контингентов, прошедших обучение во всевобуче. Вся подготовительная работа должна быть накопчена повсеместно к 25 ноября и с Г декабря начаться регулярные занятия. Занятия m отрядах и командах про
изводятся 2—3 раза в неделю но 2—3 часа с таким расчётом, чтобы курс, обучения по 30-часовой программе закончить в течение 2—2 1/2 месяцев.
в КЛУБАХ, столицы
Театр им. Вахтангова показывает сейчас свои спектакли во дворцах культуры и клубах Москвы. Многие зрители уже видели новые постановки театра: «Слуга двух господ» К. Гольдони и «Я, сын тру
дового народа» В. Катаева. Кроме этих спектаклей в клубах идут «Маскарад» М. Лермонтова и коме
дия В. Дыховичного «Свадебное путешествие».
В дни 26-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции коллектив театра им. Вах
тангова будет выступать во Дворце
культуры им. Оталипа и во Дворце культуры им. Горбунова.
Для обслужив алия частей действующей армии в дни октябрьских праздников театр выделил специальную фронтовую бригаду. В со
ставе бригады — народные артисты РСФСР Б. Бабочкин и Ц. Мансуро
ва, заслуженная артистка РСФСР А. Орочгсо и др.
КНИЖНАЯ
ПОЛКА
* «ВЕКОВАЯ НЕНАВИСТЬ» — под таким названием Гослитиздат выпустил сборник, составленный писателем Ли
товской ССР Кост асом Корсакасом. «Цель сборника, — пишет составитель, — дать наиболее яркие отрывки из произведен:!!? виднейших литовских писателей, относящиеся к немецким
нашествиям прошлых лет». В сборник вошли бтрьтвки из произведений О. Даукантаса, М. Валанчюса, П. Вайчатиеа, Л. Гиря, Ф. Кирша и других литовских писателей а поет он. (Тираж 10.090, пена 2 руб.).
* ПОД РЕДАКЦИЕЙ A. М. Еголина, К. Н. Михайловой и И. Н. Розанова в Гослитиздате в серии «Писатели-патри
оты великой родины» вышла книгапосвященная Н. В. Гоголто. Вступитель. пая статья О. II. Дурылина. (Тираж 25.000, цена 3 руб.).

Дни

Чайковского

К 50-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ СМЕРТИ
Исполняющееся 6 ноября 50-летие со дня смерти П. И. Чайковского торжественно отмечается музыкальной общественностью нашей столицы.
14 ноября в Большом зале консерватории состоятся торжественное открытие сессии, созываемой Коми
тетом ж» делам ожжуоств при ОНК ССОР и союзом советских композито
ров. После вступительного доклада Ю. Шапорина Государственный сим
фонический оркестр Союза ОСР под управлением Е. Мратшнекого исполнит гениальное произведение Чай
ковского — шестую симфонию. На конференцию) будут заслушаны доклады: И. Соллертннокого —
«Чайковский я русская культура», В. ГЦербачева, В. Яковлева и др.
Цикл концертов, посвящённых Чайковскому, организуемый Московской филармонией, начнётся 16 но
ября симфоническим концертом. В программе — шестая симфония, первый концерт для фортепиано с ор
кестром, «Итальянское каприччио». Исполнителя -г- Государственный
симфонический оркестр ССОР под управлением Е. Мравинского, оолнет Л. Оборин.
В следующих симфонических концертах будут исполнены вторая и пятая симфонии Чайковского, симфонические поэмы «Буря», «Воево
да», арнн из опер и фрагменты из балетов. В исполнении принимают участие дирижёры А. Мелик-Пашае®, А. Орлов, Ю. Файер, солисты В. Барсова, К Держшгская, С. Ле
мешев. На вечерах, посвящённых камерному творчеству Чайковского, будут исполнены его квартеты, флорентийсашй секстет, романсы, вокальные ансамбли, фортепианные сочинения. Помимо этого выступят ведущие советские вокалисты и пианисты: К. Держи ясна я, М. Макса
кова. Н. Шиндлер, И. Козловский, К. Игумнов, Л. Оборин.
Московские оперные театры в течение ноября покажут оперы и балеты Чайковского н концертные программы нз его произведений. Всесоюзный радиокомитет начал транс
ляцию концертов, посвящённых, творчеству Чайковского.
Театру Чайковского посвящается специальная научно-исследователь
ская сессия, которую проводит Все
российское театральное общество. Будет про «гитан ряд докладов: Б. Асафьева — «Чайковский — ве
ликий оперный композитор», И. Бэлза — «Театр Чайковского и мировая музыкальная культура», А. Гозенпуда — «Оперная эстетика Чайковского» и др.
Московская консерватория устраивает 14 ноября большой концерт, на котором выступят преподаватели н студенты консерватории. Сту
денческий симфонический оркестр под управлением Н. Голованова ис
полнит «Франческу да Римини» и «Славянский марш» Чайковского. В вечере примут участие также студенты — лучшие «столб яте ли ка
мерных произведений Чайковского, профессора и преподаватели: Л. Обо
рин, Д. Ойстрах, С. Кнушевитцкий и другие.
На заседании художественного совета консерватории будет сделан доклад на тему «Чайковский и Мо
сковская консерватория», после ^аго будут исполнены редко включаемые в концертные программы камерные оочДДнения композыгора.
В Большом зале консерватории устраивается обширная выставка, в организации которой принимают участие Центральный музей музы
кальной культуры, Театральный музей нм. Бахрушина, Дом-музей Чайковского в Клину.
За выдающиеся заслуги в области физической химии и за успешное выполнение специальных заданий Правительства Науччо-исследоватсльский физико-химический институт Наркомхимпрома награжден ор
деном Трудового Красного Знамени. Ряд научных сотрудников института награжден ордепамн и медалями ОССР. На снимке: заместитель директора ипстатутз академик А. Н. Фрумкин, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, и кандидат химических наук С. Д.
Левина в лаборатории.
Фото Е. ТИХАНОВА (ТАСС).
ВСЕСОЮЗНЫЙ СБОР
ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ
КОМИТЕТОВ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Закончился продолжавшийся несколько дней всесоюзный учебный сбор председателей комитетов по делам физ
культуры и спорта. 72 участника сбора прослушали ряд инструктивных докладов и обменялись опытом физкультурной работы. С интересом были выслушаны сообщения тт. Никонова и Зуева — председателей комитетов по де
лам физкультуры и спорта < молснской области и Карело-Финской ССР. Здесь уже- проведена значительная работа по налаживанию спортивной деятельности.
О докладом о физической подготовке населения и спортивной работе в военное время выступил председатель Всесоюзного комитета по делам физкуль
туры и спорта при Совнаркоме СССР тов. Снегов.
95 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ
ВЫИГРЫШЕЙ
Московское управление государсчрспных трудовых сберегательных касс подвело итоги выплаты москвичам выигрышей по тиражам государственных займов, проведенный в атом году.
Жители столицы получили в виде выигрышей по займам и процентов по ним около 95 миллионов рублей. До 10.000.000 рублей оплачено крупных выигрышей.
За 10 месяцев втого года проведено 27 тиражей по государственным займам и тираж 2-й денежно-вещевой лотереи. Больше всего выигрышей было выплачено по тиражам займа второй пятилетки (выпуск 4-го года).
Н. И. ЛОБАЧЕВСКИЙ
Рис. художника А. ЛАВРОВА.
МАСТЕРСКИЕ РЕМОНТНОЙ
КОНТОРЫ
В одной нз лучших ремонтно-строительных жилищных контор Москвы — в Бауманской сейчас действуют три специальных мастерских: столярная,
слесарн-механическая и сварочная. Столярная мастерская занята предзимним ремонтом окон и дверей. В слесарно-механической мастерской ремон
тируются водопроводные краны и различный «квартирный ширпотреб». Исполняются и отдельные кузнечные работы. Сварочная мастерская, работающая автогеном и нефтегазом, ремонтирует испорченные радиаторы и другие отопительны# приборы. Сейчас соз
дается небольшой резерв отопительных приборов на зиму: в случае порчи, например, радиатора в доме ремонтная контора сможет немедленно заменить его заранее неправ лепным.
Мастерские будут работать круглый год.
СНЕГООЧИСТИТЕЛИ
ДЛЯ ТРАМВАЙНЫХ ПУТЕЙ
Вчера днем в Бауманское трамвайное депо прибыли вагоны-снегоочистители трамвайных путей. Техническая комиссия во глазе с начальником Управления московского трамвая тов. Тихомировым проверяла готовность их к зи
ме, качество произведенного ремонта. Снегоочистители совершали пробные рейсы, демонстрируя работу механизмов.
Из 18 прибывших проверку снегоочистителей 14 были приняты комис
сией. Отлично отремонтировало свои снегоочистители Бауманское депо, хо
рошо — Кировское, Апаковское и ГЦепетилъниковское. Плохо подготовленны
ми к зиме оказались снегоочистители Артамоновского депо.
ДРОВА ЗАГОТОВЛЕНЫ
СВОИМИ СИЛАМИ
Работники 13-го почтового отделения хорошо подготовились к зиме. Своими силами они заготовили дрова. Для этого было выделено пять бригад, в еоетаве которых работали помощник начальника отделения т. Ларченко, письмоносцы тт. Степанова, Лексина, Пителина, Парфенова, кассир отделения т. Оленина и другие.

Положение в Северной Италии

Зверства гитлеровских оккупантов. Гитлеровцы обрекают итальянское население на голод. Итальянские солдаты на оккупированных территориях организуются для борьбы против немецких захватчиков.
ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Военный корреспондент газеты «Дейли мейл», находящийся на итальянском фронте, сообщает, что гитлеровцы чинят на оккупированных ими тер
риториях Италии зверские расправы с населением. Жестокость оккупантов не поддаётся описанию. Разведывательные отряды союзников наталкиваются на трупы зверски изуродованных немцами итальянских де
вушек. Гитлеровцы вытаскивали на улицы старух, раздевали их и из
бивали, a tax жилища сжигали. За ранение неизвестным лицом одного немецкого солдата гитлеровцы рас
стреляли первых 25 попавшихся в ближайшей деревне мужчин. Оккупанты ие щадят и детей и расстреливают их целыми группами. Обнаружено много открытых могил, наполненных трупами расстрелян
ных крестьян. Целые крестьянские семш потреблены ручными гранатами.
Как указывает корреспондент, эти зверские расправы проводятся си
стематически и планомерно; это свидетельствует о- том, что они осу
ществляются гитлеровскими солдатами и офицерами по приказу свыше.
О момента заключения правительством Бадольо перемирил гитлеровцы совершенно прекратили выплату итальянским рабочим, отправленным в свое время в Германию, причитающейся им нищенской заработной платы. Это поставило находящиеся в Италии семьи этих рабочих в бедственное, безвыходное положение
НЬЮ-ЙОРК, 2. (ТАСС). Бюро военной информации США передает сообщение итальянской подпольной
газеты «Либерацьоне», выходящей на оккупированной немцами терри
тории Италии, о том, что на этой территории сформирована группа итальянских солдат, желающих участвовать в борьбе пропев оккупантов. Эти солдаты, находящиеся
горах, переносят большие лишения, однако их число непрерывно увеличивается. К ним присоединяются бе
гущие в горы студенты, рабочие, крестьяне, люди интеллигентных профессий.

Обострение внутренних трудностей

в гитлеровской Германии

ЛОНДОН, 1, (ТАСС). Как передаёт цюрихский корреспондент
агентства Рейтер, сведения, полу
ченные из Германии, и сообщения
швейцарских газет указывают на то, что там быстро распространяют
ся антивоенные настроения. Газета «Ба.злер нахрихтен» пишет, что недавно были приговорены к смертной казни за «пораженческие на
строения» 10 человек, но это лишь небольшая часть людей, находящих
ся под судом и приговорённых к различным наказаниям по той же причине. Но млению другой газеты —- «Шаффгаузер арбайтерцейтунт», поражения германских войск в Рос
сии, (значение которых германский народ хорошо сознаёт, несмотря на
отчаянные попытки властей его преуменьшить, а также воздушные налёты, ослабляющие моральный дух населения, создают в Германии чрезвычайно нервное, паническое настроение.
Нехватка важных металлов, например меди, олова, шпееля, воль
фрама, молибдена и т. д., во все возрастающей степени тормозит германское военное производство, в особенности выпуск авиамоторов и броневой стали. Из всех районов Германии поступают сведения о но
вой волне саботажа в промышленности и сельском хозяйстве, где ис
пользуется принудительный труд военнопленных и иностранных рабочих.

Диверсии на железных дорогах

в Южной Франции

ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Здесь получено из Франции сообщение о том, что за период С 15 августа по 15
сентября в бывшей неоккупированной зоне Франции было совершено 14 диверсионных актов на желез
ных дорогах. В результате этих актов в 11 случаях было прекраще
но железнодорожное движение, 8 Поездов было пущено под откос
или взорвано. Разрушен динамитом один туннель, выведено из строя крупное железнодорожное депо, разбито 59 товарных железно
дорожных составов с принадлежавшим гитлеровцам военным имуществом, сожжено 35 цистерн с бензином. Во время всех этих опера
ций (французские патриоты убили 100 гитлеровских солдат.
Забастовка 40 тысяч французских
горняков
БРАЗЗАВИЛЬ, 2. (ТАСС). Браззавильское радио сообщает, что в районе Па-де-Кале бастует 40 тысяч горняков. После того, как гит
леровцы арестовали 130 участников забастовки, она расширилась.
Убийство генерального секретаря фашистской
партии Дорио
ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Лондонское радио сообщает, что французские патриоты застрелили генерального секретаря фашистской партии Дорио — Мишлена.

Боевые действия югославских партизан

ЖЕНЕВА, 2. (ТАСС). По полученным из Югославии сведениям, пар
тизанские отряды разрушили в нескольких местах железнодорожную линию Белград — Пожаревац — Смедерево и взорвали одну желез
нодорожную станцию. В восточной части Боснии партизанские части ведут жестокие бои с немецкими оккупантами на правом берегу ре
ки Сава между Брчко и Бнельиной. У города Брчко партизаны разгромили немецкую колонну. Противник оставил на поле боя 150 убитых. Была разгромлена также другая немецкая колонна, пы
тавшаяся прорваться из города Б(ртко в Биельипу. Партизанские
части продолжают вести бои близ Прнедора (в Западной Боснии). Газгромлено три батальона противника. В окрестностях Любпи ист
реблено 200 вражеских солдат н офицеров, взяты пленпые и военные трофеи. В этом бою особенно отличился пулемётчик Марко Жарил, который истребил 36 немцев.
В Черногории партизанские части продолжают вести оборонительные бои. В одной схватке немцы поте
ряли только убитыми 160 солдат а офицеров. За последние 10 дней октября партизаны уничтожили в боях у Бераие больше тысячи немецких солдат и офицеров.

Гибель английского

траулера
ЛОНДОН, 2. (ТАСС). В сообщении, опубликованном бритапским адмиралтейством, говорится, что потоплен английский траулер «Уильям Отефен».

Великий русский ученый

СЕГОДНЯ советская обществен
пость отмечает 150-летие со дня рождения гениального русского уче
ного, творца неевклидовой геометрии Николая Ивановича Лобачевского.
Неэвклидова геометрия Лобачевского вошла, в историю науки как одно из величайших открытий. Мало можно назвать крупнейших изобретений и открытий, которые тре
бовали бы такого же решительного отказа от незыблемых н привычных идей, как система Лобачевского.
Жизнь Лобачевского была полна неуставной умственной деятельности,
творческого горения и труда. Н. И. Лобачевский, сын уездного землеме
ра города Макарьева. Нижегородской тубериии, родился 22 октября (ст. от.) 1793 года. Девятилетним мальчиком он поступает в Казанскую гимназию.
Тринадцати с полоспной лет Лобачевский — студент Кала некого университета. Сначала он увлекается медициной, но уже пятнадцати лет выделяется успехами в математике и вскоре изучает, под руководством профессора Бартельса, глубо
кие и трудные работы Лапласа и Гаусса.
Несмотря на свой юный возраст,
Лобачевский оказался одним из одареннейших студентов. Со страстью
К 150-летию
со дня рождения
Н. И. Лобачевского
исследователя он принялся за науку. В 1811 году, не имея еще пол
ных восемнадцати лет, Лобачевский кончает университет и получает зва
ние магистра. Через три года он производится в адьюнкты и таким
образом юношей 21 года начинает свою преподавательскую деятель
ность в Казанском университете, читая, кроме различных отделов ма
тематики, еще физику, механику я астрономию.
В эти годы Лобачевский делает основные научные открытия, пишет свои фундаментальные научные ра
боты. Это, однако, не мешает ему о успехом руководить университетом; ои в течение 19 .чет был бессмен
ным ректором, пока в обстановке усиливавшейся реакции конца цар
ствования Николая Первого ие был смещен, неембтрй на протесты совета университета.
Новая геометрия, созданная Лобачевским, в корне отлична от традиционной геометрии Эвклида и по
этому впоследствии была названа неэвклидовой геометрией или геометрией Лобачевского.
Открытие великого руоского ученого вызвало позднее полный переворот в геометрических представлениях. Всеобщее признание крупней
ших научных заслуг Лобачевского пришло нескоро, лишь в конце
XIX века. Внешним выражением мирового признания открытия Лобачевского является и то, что при
суждаемая периодически Казанским университетом научная премия им. Лобачевского расценивалась и расценивается как высший зидк отличия для крупнейших геометров мира.
Работы великого русского ученого относятся к области чистой математики. Основные его идеи ле
жат даже на границе математики я философии. Но на протяжении ста с липшим лет выяснилось, что эти идеи Лобачевского сохраняют действенную силу для науки, как «чистой», так и «прикладной».
Величайшее открытие Гениального русского ученого Лобачевского оказию огромное влияние на ми
ровое развитие целой области на
уки, вписав бессмертные страницы в историю русской пауки.
Р. Петров.

Аресты в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 2. (ТАСС). По полученным здесь сведениям, в Тронхейме арестовано около 100 моло
дых норвежцев, преимущественно членов молодёжных рабочих орга
низаций. В южной части Норвегии снова имели место диверсионные акты на железных дорогах, в свя
зи с чем гитлеровцы арестовали в качестве заложников 72 норвежцев
Ограбление гитлеровцами
бельгийских
железных дорог
ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Выходящая нелегально в Бельгии патриотическая газета «Либр Бельжик» опубликовала данные о состояния бельгийских железных дорог, взятые из отчета админи
стративного совета этих дорог, заслу
шанного на заседании совета 28 мая этого года. Гитлеровцы ив разрешили публиковать этот отчет.
Согласно приведенным в отчете данным, к концу 1942 года оккупационные власти реквизировали в Бельгии 1.047 паровозов и 20.(540 товарных вагонов. Кроме того, гитлеровцами было задержано за пределами Бельгии 31.007 вагонов, вместо которых в Бельгии в ви
де компенсации было оставлено всего 17.428 иностранных вагонов. Стоимость подвижного состава, уничтоженного, поврежденного или захваченного гит
леровскими оккупантами, составляет 775 млн. франков. До 1 апреля 1043 г. гитлеровцы насильственно угнали на работу в Германию 2.975 бельгийских железнодорожников. В результате рек
визиций, производившихся пемЦами, нз JK280 бельгийских паровозов, имев
шихся в наличия на 1 мая 3940 года, к 1 октября 3942 г. осталось только 1.072 паровоза, причем 299 нз них со
вершенно негодны и 195 нуждаются в капитальном ремонте. Немцы угнали в Германию самые лучшие и наименее идыоадеидые паровозы.

Налет германской

авиации на Англию

ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Как переда, ёт агентство Рейтар, около 8 гер
манских самолётов пересекли в ночь на 2 ноября южное побережь» Англии. Два из-них углубились на небольшое расстояние над террито
рией острова, н оба были сбиты. В некоторых пунктах были сброшены бомбы. Имеется небольшое число жертв, причинён незначительный ущерб.
По дополнительным сведениям, при налёте германских самолётов на один из городов на юге Англин убит один человек и 5 человек ра
нено. Разрушено несколько жилых домов.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Штаб об’еднненного командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что сегод
ня, 1 ноября, тяжелые бомбардиров*. гцнки, сопровождаемые большим коли-i чеством истребителей, совершили на
лет на японский аэродром Вунаканау (остров Новая Британия). Сброшено 115 тонн бомб, на земле уничтожено 25 японских самолетов. Разрушен боль
шой склад боеприпасов. Возникло много пожаров. Из 40 японских самолетов, пытавшихся оказать сопротивление, 25 было сбито. Союзники потеряли 4 самолета.
Ночью самолеты союзников атаковали японские аэродромы на острове Новая Ирландия^. Возникли пожары.
В районе острова Вигу разведывательные самолеты союзников обнаружили в одной из гаваней один крей
сер и 2 эсминца японцев и сбросил* на эти корабли с малой высоты тяже
лые бомбы. Отмечено 2 прямых попадания. Другие бомбы разорвались около кораблей. В результате бомбардировки один эсминец по всей видимо
сти потоплен, а другой поврежден. В водах, омывающих побережье гавани Фягппа, ночной патрульный самолет союзников ш угоди л круппьтй японский транспорт и конвой пое судно. В северо-западном районе острова наблюдалась только разведывательная деятельность.
Войска союзников, продвигающиеся вдоль юго-восточного побережья острова ГПуазель, встретили в районе меж
ду Ьагаре. и Воза сопротивление япош сш войск.

Подарок от молодежи

Телеграммы из-за границы