Три

русские кантаты

В парткабинете фабрики «Красный Октябрь». Рабочие и работницы у карты военных действий. Фото А. ГАРАНИНА.

Выставка работ молодых

художников К 25-ЛЕТНЕЙ годовщине ВЛКСМ в

залах Государственной Третьяковской галлереи открылась выставка работ молодых художников.
Выставка состоит из работ дипломников Московского художествен
ного училища, студии им. Грекова, бойцов пограничных войск НКВД и молодых художников периферии. Большинство выставленных работ относится к 1943 году.
Выставка не ставит задачей отразить все стороны жизни и борьбы советской молодежи в дни отечественной войны, но в каждой картине, в каждом рисунке мы чув
ствуем суровую героику наших дней.
Воодушевленные героическими подвигами Красной Армии,, молодые художники в своем творчестве
стремятся выразить пафос борьбы фронта и тыла. Картины «В осво
бождённом колхозе» Толкунова, «Проводы на фронт» Л. Герасимова, «Предатель родины» Плотнова и его эскизы «Казак» и «Красноармеец с винтовкой» близки и понятны каж
дому советскому зрителю. Молодые художники избрали ответственную тему, показав умение владеть рисунком, правильно строить многофигурную композицию. Но главное в лучших работах — это искренность, умение художников правдиво выражать человеческие переживания.
В картине Толкунова «В освобождённом колхозе» изображается встреча бойцов Красной Армии с советскими колхозниками, освобож
дёнными от немецкого рабства. Художник сумел выразить и общую
радость, и индивидуальные черты каждого образа. Особенно хорош мальчик на переднем плане. В кар
тине есть и недостатки: слишком однообразен её серо-коричневый тон, художнику нужно больше ра
ботать над рисунком. Но картина привлекает внимание зрителя по
тому, что переживания советских людей выражены в ней простыми, правдивыми средствами, без из
лишней нарочитости и ложного пафоса.
Заслуживает быть отмеченной дипломная работа Л. Герасимова «Проводы на фронт». Большинству картин на выставке свойственны недостатки колорита, Герасимов же в основном лучше остальных преодолел эти трудности. Его карти
на — результат упорного труда над цветом. Но ему предстоит еще много поработать над рисунком и композицией.
Пейзажам на выставке уделено большое внимание. Работы Рыбина «Говорит Москва», Годы на «Виды Изюма», эскизы Плотнова и пейзажные рисунки Гаврилова занимают особое место. Большинство вы
ставленных пейзажей — это карти
ны варварских разрушений наших городов и сёл («В Капиталовке
Узбекское музыкальное
творчество—на пластинках
ТАШКЕНТ, 2. (ТАСС). В Ташкенте закончила работу Московская экспедиция звукозаписи под руководством профессора Горина. На пластинки за
писано 77 наиболее ценных образцов узбекского музыкального творчества: народные песни, произведения узбек
ской классической музыки и лучших современных композиторов. Записаны малоизвестные до оего времени уйгурские песни, отличающиеся исключительной красотой мелодий. В исполне
нии хора и оркестра Узбекского теат
ра в городе Янги-Юле записан «Гимн партия большевиков» и «Священная война» композитора Александрова.
Никитина, «Героический Севастополь» Меньшикова, «В штабе пол
ка» его же и многие другие). Они не носят отвлеченно созерцательного характера и проникнуты пафосом борьбы.
Один из залов выставки посвящёи графике. Она представлена работами воспитанников средней художественной школы и студии им. Грекова. Многие художники студии— уже вполне сложившиеся мастера. Среди них — лауреат Сталинской премии художник Жуков, работы
которого представляют наибольший интерес. Особенно запоминается ри
сунок «В госпитале», изображающий мальчика, читающего книгу раненому бойцу. Удачны и другие зари
совки Жукова, а также рисунки: «Ленька» Гаврилова. «Батун и Черенков» Горпенко я др.
Работы учеников студии им. Грекова отличаются большой эмоцио
нальностью, динамикой и остротой рисунка (портреты командиров и героев Красной Армии художника Лукомского, «Портрет партизана» Йеменского, «Гвардии капитан Материн» Никитина, «Перекур» Горлова и др.).
Особый интерес представляют работы учеников средней художественной школы. Это самые юные ху
дожники выставки. Меньшикову всего 15 лет, но он уже имеет свою собственную манеру рисунка. Такие акварели, как «Нападение партизан», «Десант бронепоезда.» и особенно «Операционная», принадлежат к лучшим на выставке Инте
ресны и работы Котлярова и Бабнцина.
Нужно отметать также серию офортов Мироненко «Украина моя». Согретые большим патриотическим
чувством, они производят сильное впечатление.
На выставке есть н много слабых но мастерству картин и рисунков, но сделанное молодыми художни
ками говорит о том, что они имеют все возможности, упорно работая над собой, добиться больших успехов.
Н. Баркова.
В КОНЦЕРТНЫХ ЗАЛ..
СТОЛИЦЫ
Программа очередного симфонического концерта Всесоюзного радиокомитета в Колонном зале Дома союзов была необычной и интересной: ис пол вялясь три большие кантаты д :я оркестра, хора и солистов крупнейших русских композиторов прошлого — П. И. Чайковского, А. К. Глазунова и современного автора— Н. Я. Мясковского.
Жанр кантаты привлекал творческое внимание многих русских коып-зиторов. Но »х кантатные произ
воления очень редко появляются ра нашей концертной эстраде, что об’- ясннется главным образом художественными трудностями, связанными с многочисленностью исполни
те льекого состава. Кантата Чайковск го «Москва» (текст А. Майкова), привлекательная мелодическим богатством, лишь недавно возобновле
на в концертах «Торжественная кантата» Глазунова (текст В. Крылова), талантливо и проникновенно воспевающая русскую зем
лю, её богатства, природу и
народ, впервые исполнялась на советской эстраде. В первый раз в открытом концерте была исполнена н новая кантата Мясковского «Ки
ров с нами» (текст Н. Тихонова), посвящённая героическому Ленинграду.
Если первые два произведения— Чайковского я Глазунова — проникнуты светлой радостью, эпическим величием и яркой торжественностью, то совершенно иной харак
тер носит кантата Мясковского. Эго — суровая, углублённо драматическая поэма, музыкальный рассказ о смертельной борьбе, о героических делах ленинградцев, о мужестве и непреклонности.
Образ бессмертного Кирова, вдохновляющий народ на беззаветно ге
роические подвиги во имя аащиты родного города, — центральный художественный стержень кантаты.
Яркое своеобразие музыкального мышления Н. Я. Мясковского, сто индивидуальный музыкальный язык сочетаются здесь с простотой и ясностью изложения. Кантата «Ки
ров с нами» продолжает лучшие традиции русского музыкального наследия, воптощённые в исполняв
шихся в том же концерте кантатах Чайковского и Глазунова. В этом свете программа из трёх русских кантат приобретает особую значимость.
Коллективы Всесоюзного расгиокомитета обеспечили высокий исполнительский уровень концерта. Оркестр под управлением дирижёра
А. Ковалева звучал уверенно и выразительно. Хорошо пела в кантатах Чайковского и Глазунова капел
ла радноткшитета. В некоторых же частях кантаты «Киров с намихор звучал не достаточно мощно и убедительно. Из солистов особо следует выделить Л. Ле
гостаеву, превосходно исполнившую ариозо пятой части кантаты . «Москва», а также артистов Г. Абрамова, В. Захарова, Н. Александрийскую.
К. Семенов.
ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗАКУПОЧНОЙ КОМИССИИ
Московская государственная закупочная комиссия Комитета по де
лам искусств при СНК СССР приобрела за последнее время несколько произведений выдающихся русских художников
Огромный интерес представляет неизвестный до сих пор альбом ри
сунков В. И Сурикова. Этот альc. м приобретен у дочери художника Е. В. Суриковой. В нем свы
ше 30 карандашных набросков и рисунков.
Как известно, Суриков перед тем, как писать картину «Переход Су
ворова через Альпы», отправился в Швейцарию, где сделал большое ко
личество зарисовок альпийских гор. В альбоме много пейзажных этю
дов. оделанных художником в Швейцарии, зарисовки местюмсв солдат тех вреден, портретные ри
сунки и т. д. В этом же альбоме имеются композиционные, наброски к другой известной картине Сурикова «Степан Разия».
Комиссия приобрела также четыре портрета: два — мужской и женский — работы 0 Кипренского, женский портрет, принадлежащий кисти Б . А. Тронинина, и мужской портрет, написанный А. Я. Голови
ным. Среди новых приобретений— два эскиза росписи Абяс-Туманского храма работы М. В. Нестерова.
Приобретено также около 50 произведений В. Н. Бакшеева. В. К. Бялыницкого-Биру.ти, К. Ф. Юона и И. Э. Грабаря, экспонированных на выставке в залах Третьяковской галлереи.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИТОГИ СМОТРА
На днях в Красном зале Моссовета состоялось заключительное заседание Московской областной комиссии, по
священное итогам смотра профсоюзной художественной самодеятельности в Московской области.
В торжественной обстановке были вручены почетные грамоты наиболее отличившимся участникам и организаторам смотра. Отмечены 23 самодеятельных коллектива и свыше ISO индивидуальных участников и организаторов, из которых 29 наг раж д. ны денежными премиями н ценными подарками.
Программа выступлений премированных участников смотра транс
лировалась по радио. Об единенный хор русской народной песни гор. Ко
ломны исполнил песни: «Ой, туманы мои, растуманы» В. Захарова и «Лучинушку», молодая певица тов. Стрельникова (Мытищинский район) спела рус
скую песню «Зачем тебя я, миленький, узнала». Смотровая обл«1стная комиссия выдвигает тов. Стрельникову на дальнейшую профессиональную учебу.
Из других участников следует отметить рабочего Московского угольного бассейна тов. Политова, исполнившего народную песню «Утес Степана Разина», рабочего, инструментальщика Раменского района тов. Розина, с про
фессиональным мастерством и виртуо.зным блеском сыгравшего на ксилофоне «Юмореску» и вальс Шопена, ба
яниста Михеева из Балашихйнского района, исполнявшего фантазию на мотивы популярных русских песен.
Сцена из пьесы В. Гусева «Твоя Песня» в постановке Фронтового те
атра музыкальной комедии под художественным руководством Б. Ро
щина. В роли Миши — артист Н. Кузин, в роли Кати — артистка
С. Голодпер.
Фото Ю. ГОВОРОВА. Песни города

и деревни

НОВАЯ ПРОГРАММА НАРОДНОГО ОРКЕСТРА
Государственный русский народный оркестр под руководством заслуженного артиста РСФСР Н. Осипова работает над новой програм
мой, с которой выступит в ноябре в Колонном зале Дома союзов.
В беседе с нанпгм сотрудником Н. Ооипов рассказал:
— Для новых концертных программ мы привлекли крупных со
ветских композиторов. По нашему
заказу пишут новые произведения н делают обработки русских народных песен Д. Шостакович, Р. Гжэр, В. Шебалин, С. Василенко, М. Ко
валь, С. Бугославский и другие авторы.
В первую программу включены песни города и деревни. Будет ис
полнена специально написанная для нашего коллектива оркестровая сюита С. Василенко под названием «День в деревне». Она состоит из пяти частей: «Рассвет», «Выход на работу», «Вечерняя заря», «Хороводная», «Орловская плясовая». Музыка сюиты проникнута интонациями русского народного мелоса.
В эту же программу войдут четыре народных песни, обработанные для голоса п оркестра компо
зитором М. Ковалём. Это лириче
ская песня «Я гуляла во садочке», «Где это видано, где это слыхано(обчаботкэ комической песни «Бычок»), «Как по лужку, по травушке» и «Скажи мне, красавица».
С. Бугославский обработал мелодию народной песни о Бородищ ском сражении на слова Лермонтова. Песня эта предназначена автором для дуэта баса и тенора в сопровождении оркестра.
Интересны обработки Д. Осипова двух народных мелодий: «Барыня— для унисона балалаек с орке
стром и шуточней народной песнп «Кумушки» — для солиста на балалайке с оркестром. Будут исполнены также обработка песни «Ко
робейники» и фантазия на русские народные темы, принадлежащие композитору, артисту оркестра В. Дителго.
В новой программе впервые включены в наш оркестр духовые народные инструменты: жалейки, свирели, брелки и т. д.
На конверте Государственного симфонического оркестра СССР. Дирижирует Натан Рахлян. Фото А. ГАРАНИНА.
ЛИТ ЕРАТУРНАЯ
XРОНИКА
* ПО РЕШЕНИЮ президиума союза советских писателей создана секция писателей, работающих в области исто
рического :каира. На днях состоялось организационное собрание, избравшее бюро секции во главе с А. Н. Толстым. В состав бюро вошли А. Шишко, С. Голубов, С. Бородин, 3. Давыдов, Е. Ланн, И. Зопин.

Гитлеровцам приходится менять

свои «былые понятия

СТОКГОЛЬМ, 3. (ТАСС). Гитлеровская газета «Брюсселер цейтунгнапечатала статью, отражающую растерянность гитлеровцев в связи с
тяжелыми поражениями германских войск. «Век живи, век учись, — пишет автор.—В наши представления теперь пришлось внести столько поправок, что если бы мы срав
нили наши теперешние понятия с теми концепциями, которых мы придерживались раньше, то мы были бы весьма удивлены. Знаменательные уроки этой войны изменили наши былые понятия».
Что же вынуждает гитлеровцев столь радикально менять свои «былые понятия»? «Во-первых, — го
ворится в статье. — мы в своё время считали, что молниеносная кампания первых лет является характерным признаком всей нынешней веянной войны». Автор статьи
признаётся в том, что вся стратегия «молниеносной войны» прова
лилась под ударами, какие нанесла Германии армия Советского Союза. Газета с горечью пишет о том, что германские представления о Совет
ском Союзе оказались ошибочными. Такую же горечь высказывает газе
та по поводу того, что «Дюнкерк не мог ликвидировать мощь Англии».
В заключение, касаясь событий в Италии, автор с тревогой пишет о возможности распада всей фашистской коалиции. «Большинство лю
бит нас лишь постольку, — пишет автор, — поскольку мы сильны. Сильному все подчиняются, а в слабого бросают камнями». Газета констатирует, что Германии в даль
нейшем надо рассчитывать только на собственные силы. «Исход вой
ны, — пишет она, — зависит от нас самих и ни от кого другого».

Драконовские мероприятия

румынских властей

СТАМБУЛ, 3. (ТАСС). Военный комендант Бухареста генерал Раковица издал приказ, обязывающий население румынской столицы сдать властям всё имеющееся у него ору
жие, боеприпасы и другие военные материалы. Лица, не выполнившие этот приказ, предупреждает Раковица, будут караться смертной казнью. В приказе говорится также, что категорически воспрещается предоставлять убежище «саботажникам и бе
жавшим из лагерей военнопленных». Жителям города, заподозренным в укрывательстве этих лиц, комендант угрожает смертной казнью и кон
фискацией всего имущества. Этот приказ, по сообщению румынской газеты «Курентул», расклеен на всех бухарестских улицах, в учреждени
ях, кафе и ресторанах, а также во всех населённых пунктах пяти уездов.
Газета «Акциуня» опубликовала 20 октября большой описок «саботажников и вредителей», пригово
рённых к различным наказаниям. Газета считает эти наказания слиш
ком мягкими и требует применения в отношении подобных лиц самых беспощадных мер.
В связи с тест, что в результате диверсионных актов неоднократно нарушается судоходство по Дунаю, командующий вторым территориаль
ным корпусом генерал Потеану ещё 23 октября издал приказ, в котором доводится до сведения населения, что жители городов и сёл, располо
женных на берегу Дуная, обязаны всегда носить при себе специальный документ с фотокарточкой. Пребывание в этой зоне лиц из других рай
онов страны строжайше запрещено. Запрещено также движение грузовых судов по Дунаю в ночное вре
мя. В течение дня суда могут пла< вать по Дунаю только по специальным разрешениям. В приказе отме
чается, что мелкие суда не имеют права приближаться к более круп
ным на расстояние более чем 20 метров. Румынский генерал преду
преждает население, что разрушения или попытки разрушать водные транспортные средств» будут карать
ся смертной казнью. Потеану пытается склонить население к доно
сительству, обещая каждому, «кто окажет содействие в ионике пре
ступных элементов пли кто даст точные показания, могущие предот
вратить акты саботажа», денежную награду в сумме до 50 тыс. лей.
Румынские власти одновременно продолжают производить массовые полицейские облавы. По сообщению газеты «Курентул», в Бухаресте за неделю во время облав было я пестовано 133 человека.

Напряженное положение

в вотчине Павелича

СТАМБУЛ, 3. (ТАСС). По полученным из Югославии сведениям, положение павеличевоких марионе
ток Гитлера становится всё более затруднительным и шатким. Турец
кая газета «Ля Тюрки» пишет, что «Загреб почти полностью окружён партизанами; в результате непревращающегося саботажа на желез
ных дорогах всякая связь Загреба с другими городами фактически прервана». По сведениям газеты, за последние два месяца железнодо
рожное сообщение между Земуном и Дарда прерывалось - 24 раза. Не
давно в загребских газетах был опубликован приказ о запрете насе
лению приближаться к вокзалам и железным дорогам. На Загребский вокзал допускаются только пасса
жиры, которые имеют специальное разрешение властей на выезд. На
рушители этого приказа предаются военному суду. Кроме того власти предупредили население о том, что отдан приказ открывать огонь без предупреждения по лицам, появ
ляющимся без разрешения в полосе отчуждения железных дорог.
Усташи, пишет газета, в течение последнего времени буквально звер
ствуют. В Загребе во время обысков и допросов были замучены до смер
ти 12 домовладельцев н 23 лица, снимавших у них квартиры.
Однако чинимые павеличевцамл расправы не могут запугать юго
славских патриотов. Газета «Ля Тюрки» оообщает, что недавно в двух загребских кафе предназначавшихся только для немцев, взор
вались бомбы, в результате чего было убито 9 и ранено 23 немца. Учащаются нападения и убийства павеличевских должностных лиц. Это нагнало страх на Павелича и его «министров». Как пишет «Ля
КНИЖНАЯ
ПОЛКА
* СБОРНИК стихов Ивана Нехода «Южный фронт» вышел в Государственном издательстве художественной литературы. Перевод с украинского Д. Кед
рина, С. Олендера, Л. Озерова, Л. Вышеславского и др. (Тираж 10.000, цена1 руб.).
6-8 НОЯБРЯ в Нью-Йорке по
инициативе «Национального совета американо-советской друж
бы» созывается конгресс американоеоветской дружбы. посвящённый 10-й годовщине с-о дня установле
ния дипломатических отношений между Советским Союзом и США. Одновременно в 45 крупнейших го
родах Америки состоятся собрания и митинги с участием видных американских политических и общественных деятелей и деятелей культуры. 4 ноября в залах музея «Ме
трополитен» в Нью-Йорке откроется выставка советской фотографии и Ееенного плаката. 7 ноября в одном из крупнейших концертных залов Нью-Йорка состоится концерт советской музыки. В лучших кинотеатрах будут демонстрироваться советские фильмы.
В организации конгресса участвуют такие политические и общественные деятели США, как министр внутренних дел- Икее, специ
альный помощник Рузвельта Лимен. бывший американский посол в СССР Дэвис, такие учёные с мировым именем, как Эйнштейн. Кен
нон, Сигеряет, Стефаноон, такие шисатели, как Луис Бромфялд, Лион Фейхтвангер, Юджин О’Нейль, Томас Манн, такие художники, актё
ры и музыканты, как Роквелл Кент. Поль Робсон, Леопольд Стоковский, Чарли Чаплин, н многие другие.
В программе заседаний конгресса значительное место занимают вопросы советской науки, советской литературы и искусства. В обсуждении этих вопросов примут уча
стие видные ямерякзнекие учёные, ректоры и профессора старейших университетов США, известные писатели, художники, музыканты, ра
ботники кино и театра. Помимо уже перечисленных выше организаторов конгресса, список его участников об единяет многих представителей американской науки, литературы и искусства. Все это говорит об от

Интерес к советской культуре

ромном интересе общественности США к достижениям советской науки и культуры.
«Без преувеличения можно сказать, — писала известная американ
ская журналистка Дороти Томпсон,— что дружба двух великих народов, скреплённая в боевом с<Л>зе, выз
вала в Америке небывалый интерес ко всему советскому, в особенности к той сокровищнице, которую открыла миру культура новой Росс-яте».
Советский фильм стал ежедневным гостем американских экранов. Но данным журнала «Арт-кино», только за последний год 11 миллионов зрителей просмотрели 10 новых и 70 старых советских филь
мов, демонстрировавшихся в двух тысячах кинотеатров свыше чем в тысяче городов США. Особенный интерес вызывают документальные фильмы, запзчатлегшле события отечественной войны. Фильм «Сталинград» в течение пяти недель не сходил с экрана одного из круп
нейших нью-йоркских кинотеатров. Таким же успехом пользуется сей
час и фильм «Народные мстители», который идёт под названием «Мы вернёмся» «Этот фильм, — писала газета «Нью-Йарк тайме», — как буря, вздымает волны ненависти. Он делает попятным, почему фашисты сегодня вместо того, чтобы при
ближаться к Москве, приближаются к Берлину
Интерес американского зрителя к советской тематике находит отклик и в кинопромышленности США. В Голливуде начата постановка семи фильмов о Советском Союзе. В частности ставится фильм под названием «Северная звезда», посвящённый героизму советских колхозников. защищающих родину от нена
вистного врага. С большим успехом прошла в театрах Нью-Йорка я
других городов пьеса Симонова «Русские люди». Постановка «Трёх сестёр» Чехова американским режиссёром Гитри Мак Клинтик пре
вратилась, по словам газеты «Пост Меридием», в «праздник русского искусства».
Та же газета пишет, что русская музыка в этом сезоне «буквально покорила американских слушателей». В Нью-Йорке недавно создана «Компания русской оперы», которая намерена ставить исключительно произведения русского оперного иекуоства. В ближайшее время состоится премьера оперы «Тихий Дон» Дзержинского. Нет ни одного крупного оркестра в США, ко
торый не исполнял бы Седьмой симфонии Шостаковича Исполня
ются и лучшие произведения других советских ке-мпоэзторов: Каба
левского, Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна. Исполнение кантаты Прокофьева «Александр Невскийсимфоническим--оркестром под уп
равлением Стоковского прошло с колоосальным успехом.
На недавнем с’езле американских писателей в Голливуде много гово
рилось о советской литературе и об ее влиянии на современную ли
тературу США. Отмечался успех ро
мана Эрсвшна Колдуэлла «Вся ночь» — о боевых действиях советских партизан в тылу у немец
ких захватчиков. Книги советских писателей, переведенные на англий
ский язык (в частности оборники военных корреспонденций Полякова), раскупаются нарасхват. Вы
ставки советского плаката и фото привлекают тысячи зрителей. Такой успех, например, сопровождал выставку «Окон ТАСС» в Нью-Йорке,
выставку портретов лауреатов Сталинской премии в Филадельфии, выставку фотоснимков, запечатлев
ших героическую оборону Сталинграда. «Мы, американцы, с какойто необычайной жадностью внима
ем всему, что доносится к нам из России», — писал не так давно американский журиал «Ныо-Рипаблик».
Этот интерес к жизни и культуре советского народа характерен не только для Америки. «Знамёна, советской культуры победно развеваются всюду, где люди дорожат такими словами, как прогресс и свобода». Эти строки английской писательницы Сторм Джеймсон лишний раз подчёркивают мировое при
знание советской культуры. Все, что
говорилось здесь об Америке, в равной степени можно отнести и к Англии. Советский фильм, советская книга, советская музыка пользуются в Англии таким же успехом, как и в США. Книги советских писателей, книги о СССР мож
но увидеть на витрине любого книжного магазина в Лондоне. Ха
рактерен успех недавно вышедшей книги профессора Кембриджского
университета Добба об истории, экономике и культуре России. Вско
ре после выхода в свет её уже трудно было найти в магазинах. «Неделя русской музыки», прошед
шая недавно в Лондоне, вызвала такой интерес, что концертные ор
ганизации не смогли удовлетворить всех желающих приобрести билеты.
Исполнение Седьмой симфонии Шостаковича превр лилось букваль
но в триумфальное шествие по всему миру. Ей аплодировали и в США, и в Англии, и в Австралией и в Швеции, и в Латинской Америке. В Монтевидео и Буэнос-Ай
ресе её исполнял оркестр под уп
равлением лучшего аргентинского.
дирижёра Кастро, в Сант-Яго дирижировал другой известный дирижер Латинской Америки Армандо Карвахаль.
Издательства Кубы, Мексики, Уругвая и Чили выпускают в свет книги Ал. Толстого Шолохова, Эренбурга и других советских писателей. «От имени моих латино
американских друзей, — заявил недавно видный перуанский профес
сор Уриэль Га.роиа, — я выражаю глубокое восхищение такими совет
скими художниками, как Эренбург, Шолохов. Шостакович, которые до
блестно борются в защиту того, что дорого человечеству. Грядущие поколения никогда не забудут великах жертв русского народа».
В Мельбурне (Австралия) создан австралийско-советский шуб с библиотекой и читальней русской ли
тературы. Выходящий в Каире (Египет) крупный иллюстрпро ванный журнал «ймаж» выпустил недавно специальный номер под названием «Говорит СССР». В Бейруте (Сирия) на арабском языке вы
шел сборнок военных очерков Ильи Эренбурга Таких примеров, характеризующих огромный интерес к советской литературе и искусст
ву за границей, можно привести немало.
Тюрки», «жизнь Павелича похожа на добровольное заточение. Он поки
дает свою резиденцию только в исключительных случаях. Его минист
ры выезжают из своих министерств под усиленной охраной усташей».
Всё это создаёт в Загребе чрезвы чайно напряжённую обстановку я приводит к раздорам и разложению внутри самой павеличевской правящей клики. Стала обычным явлением частая слепа различных воен
ных и гражданских руководителей павеяячевской администрации. Как
сообщает газета «Хрватски народ», приказом Павелпча бы* освобождён от должности «по личной просьбекомандующий авиацией генерал Крен.
Убедившись в невозможности задушить партизанское движение
военными средствами, павеличевекая клика делает отчаянные попытки добиться этого путём различных по
сулов. 18 октября начальник павеличевской дирекции пропаганды Ковачич выступил по радио с обра
щением к «неразумному населению»,
которое, по его словам не хочет внять «великодушным призывам поглавняка» (так именует себя Пчвелич). Ковачич напомнил в последний раз, что Паве.тич обещал амни
стию тем, кто «одумается и покинет леса».
«Каждый, кто бежал к партизанам, — заявил Ковачич, — должен понять, что срок провозглашённой посланником амнистии в один пре
красный лень истечёт, после чего каждое вооружённое и невооружённое лицо, скрывающееся в лесах, будет рассматриваться, как враг госу
дарства». Ковачич жаловался на то, что партизаны неуловимы, и призна
вал. что причиной этого является содействие, оказываемое им населением. «Днём, — сказал он, — партизаны превращаются в мирных жи
телей, а ночью взрывают железные дороги. Бывает, что немецкие и усташокие части подвергаются об
стрелу из деревень н никто из на
селения никогда не предупредит. что в деревне скрываются вооруженные партизаны». Ковачич угрожал, что усташи «выловят в каждой деревнелюдей, помогающих партизанам, что эти люди «заплатят своей жизнью и спокойствие будет восстановлено лю
бой ценой». Ковачич утверждал, что
при операциях. против партизан «нельзя избежать гибели невинных людей». Фактически это означает по
головное истребление оккупантами и усташами населения деревень, подозреваемого в поддержке партизан.
«За последние полтора года. — заявил английский писатель При
стли, — выступавшие на митингах татары заметили, что есть одно
слово, при упоминании которого слушатели проявляют особенный интерес и энтузиазм. Это слово — «Россия».
С радостью и надежной произносят сейчас это слово миллионы людей во всём мире, для которых победоносное наступление героиче
ской Краоной Армии приближает конец коричневого кошмара, угрожающе нависшего над человечеством.
Ал. Абрамов.
Война на Тихом
океане
ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Штаб соединенного командования вооруженными си
лами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что 1 ноября войска союзников высалились на за* падном побережье острова Бугенвиль. Это последний крупный остров, зани
маемый японцами на Соломоновых островах. Таким образом войска союз
ников находятся в настоящее время в тылу занимаемых японцами островов Буян и Шртленд, перерезав тем сехгым линию снабжения зтпх островов.
Авиация союзников произвела налет па остров Бука. Высадившиеся на ост
рове Шуазель войска союзников продолжают наступление.
Авиация союзников атаковала японские азродпомы на острове Новая Ир
ландия. Возникли многочисленные крупные пожары. Разведывательные самолеты союзников атаковали японские суда и другие об’екты на остро
ве Новая Британия, в том числе мыс Г ло у стер.
На острове Новая Гвинея, в секторе гавани Финша, войска союзников окру
жили японский укрепленный пункт.
Авиация союзников атаковала японские базы снабжения.
ЛОНДОН. 2. (ТАСС). Штаб американского командования в Индии сообщает, что американская авиация атаковала японские аэродромы, железнодорожные мосты и другие японские объекты в Бирме. Американская авиация произвела налет на японский авродрсм юж

Альбом рисунков

Сурикова

Телеграммы из-за границы

за рубежом