Переписка фронта и тыла
На станкозаводе нм. Орджоникидзе. Инженер Ю. Ким у установки для электрозакалки металла токами высокой частоты. Фото М. ОЛЕXНОВИЧ.

Электрозакалка

металла

В

БЛИЖАЙШЕЕ время Наркомат станкостроения СССР созывает научно-техническую конференцию.
На ней будет заслушан доклад о новом методе термообработки метал
ла—электрозакалке токами высокой частоты, — осуществлённом на станкозаводе им. Орджоникидзе.
Начальник цеха электрозакалки станкозавода инженер В. Н. Катер рассказал нам об этом усовершен
ствованном способе термообработки:
— Термическая обработка, как известно, применяется для повыше
ния стойкости металла. В особых печах металл сначала нагревается до высокой температуры, а затем
быстро охлаждается в среде масла или воды.
Принятый в мировой практике процесс, термообработки устарел и
не отвечает возросшим требованиям машиностроительной промышленно
сти. При длительном нагревании в термических печах на поверхности металла образуется окалина. Поэтому детали после закалки необходимо вторично подвергать механиче
ской обработке. Не всегда удаётся произвести необходимую закалку крупных деталей из-за невоаможвости добиться быстрого их охлаждения. Существующий способ термообработки не позволяет также про
изводить закалку отдельных частей сложных деталей.
На станкозаводе нм. Орджоникидзе построена оригинальная уста
новка для электрозакалки сталей и чугуна токами высокой частоты («ТВЧ»). Её сконструировали изобретатели тт. Орлов и Романов
Какими же преимуществами обладает электрозакалка?
Она позволила в десятки раз сократить цикл термообработки. Обыч
но в термических печах процесс цементации и закалки деталей длится 10—15 часов. На электриче
скую закалку уходит от 3 секунд до 5 минут
Сверхбыстрый способ закалки исключает вторичную механическую обработку деталей, значительно экономит электроэнергию. Новый метод позволяет производить местную
закалку. На детали можно термически обработать любое место и лю
бых размеров вплоть - до отдельной полоски или точки.
С помощью электрозакалки легко ликвидируется брак изделий Иног
да из-за неосторожной шлифовки отверстия в деталях получаются больше нужных размеров. Пол действием токов высокой частоты мож
но достигнуть необходимой ссадки. тс-есть уменьшения отверстий.
Раньше на нашем заводе некоторые детали вообще нельзя было подвергнуть термической обработке, так как они не вмещались в печь,
К ним, например, относились борштанги — инструмент для глубокой расточка, а также шестерни диа
метром в 500—600 миллиметров. Сейчас эти изделия можно калить на установке «ТВЧ» без особого труда.
Большие технические трудности вызывала в свое время термообра
ботка стальных шестерён, имеющих бронзовые втулки Втулки насажи
валась на шестерни после закалки и требовали тщательной подгонки и дополнительной механической обработки зубьев. Теперь электроза
калка шестерён производится после окончательной обработки. Новый
способ термообработки имеет и другие преимущества. Например, оказалось возможным изготовлять ответственные детали станков из простой углеродистой стали вместо дорогой легированной.
Сейчас на нашем заводе производится закалка более двадцати марок стали и свыше 300 различных деталей — шестерён, валиков, ку
лачков, рычагов и т. д. Кроме того закаливаются многие инструменты: метчики. развёртки. напильники, зенкеры.
Установка «ТВЧ» значительно сократила потребность в рабочей силе и дополнительном станочном
оборудовании, а также позволяет ежемесячно экономить до шести вагонов угля. С помощью «ТВЧ» произведена перепайка.... победитовых пластин на использованных и бракованных резцах. В результате ты
сячи резцов обрели вторую жизнь.
На заводе, продолжается работа по дальнейшему использованию токов высокой частоты. В частности намечено изготовлять шестерни из углеродистой стали вместо легированной. разрабатывается новый способ поверхностной закалки зубьев шестерён.
Своими достижениями цех э тектрозакалки обязан дружному коллективу инженеров и рабочих. Осо
бенно следует отметить инженератермиста Ю. X. Кима, инженера Л. К. Пятибокова, бригадира Е. Ф.
Нефедычева и слесарей тт. Несенкова, Чурсина, Устьянцева, Мокрейко и Хвостову
— В настоящее время. — говорит в заключение тов. Кагнер. — мы за
канчиваем монтаж второй установки «ТВЧ». Она располагается непосредственно на поточной линии завода.
воздуха места, где мы устраивали переправы, а потом стали обстреливать уже наведенные мосты. Из кожи Лезли фашисты, чтобы помешать нашим войскам достигнуть правого берега Днеп ра. Ничего не добились гитлэровцы.
Под огнем врага мы спускали на bi ду лодки и понтоны, вели их к пр
вому берегу и в то же время еиеш но сооружали постоянные переправы Только наладишь в одном месте
глядишь: немецкая бомба или снарял уничтожили твою работу. Но ты пом
нишь, что там, на правом берегу, ждут освобождения измученные неволей лю
ди, и не страшно тебе ничего; снова
лезешь в воду, восстанавливаешь раз
рушенное. Лезешь и в третий, и в четвертый, и в пятый раз исправлять повреждения. За успешны? действия при форсировании Днепра я получил правительственную награду — орден Красной Звезды».
Гвардии старший лейтенант Н. И. Лебедь пишет родителям:
«Последнее время я что-то редко стал получать от вас письма. Видно, они не успевают догонять м^ня. Мы все дальше и дальше идем на запад.
Скажу вам, дорогие, что нет большей радости, чем та, которую испыты
ваем мы. когда входим в населенный пункт, отбитый у врага, и видим сча
стливые лица наших советских людей, избавленных от фашистского ига.
170 ночей провел я в боевых полетах. Сбросил с своего самолета сотни тонн смертоносного груза на головы фашистских Мерзавцев. Правительство наградило меня двумя орденами Крае
ного Знамени, медалью «За оборону Сталинграда». Мы освобождаем родную Украину и Белоруссию. Верьте, что сердце мое не дрогнет в бою, свой во. „янский долг я выполню до конца».
Освобождает землю Красная Армия, и легко вздохнуыние на осво
божденной земле русские люди приступают к творческому, созида
тельному труду. Фронтовику И. А. Гапенко пишет незнакомый ему офицер Красной Армии, которо
му пришлось освобождать село, где жил Гаденкс: «Два года сви
репствовали немцы в вашем селе. Уцелело в нём всего несколько домов, которые немцы не успели под
я;ечь, отступая. Жена ваша и дочь Раечка здоровы, я видел их. Они начинают поправляться после двухг летн«й фашистской каторги Я передаю от них привет».

Тысячи писем из разных концов советской страны стекаются в Радиокомитет. Одни адресованы фронтовикам, их пишут рабочие и ра
ботницы, школьники и студенты, учёные и артисты. Другие шлют
фронтовики, они сообщают о своей боевой яоыня родственникам и друзьям.
В ДВА РАЗА
БОЛЬШЕ ПЛАНА
Производственной победой встречает 20-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции коллеив термитио-стрелочяого завода управлена московского трамвая.
Широко развернув предоктябрьски социалистическое соревнование, завод,
ской коллектив перевыполнил пли октября. Наибольшего успеха добили термитно-алюминиевый цех. Ондатрдукции в два раза больше, чек наш! чалось планом.

Дополнительные тонны металла

Следовать примеру передовых

Три лучших трамвайных депо В

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ соревновании предприятий городского транспорта выделяются три трамвайных депо: имени Кирова, Крас
нопресненское и имени Русакова. Коллективы этих депо показали, как нужно работать, чтобы улучшить обслуживание москвичей.
Краснопресненское депо, (начальник тов. Гуманное) давно уже завоевато славу передового.
Третий месяц носят звание лучшего мастера московского трамвая и награждены значками «Отличник городского хозяйства» работники Депо тт. Булин, Гаусман и Сафронов. Неоднократно отмечался стахановский труд мастера Кравченко и других. С инициативой и знанием дела трудятся комсомольско-мо
лодёжные бригады вагонных отделений и заготовительного цеха.
В октябре коллектив выполнил план выпуска вагонов на линию. План перевозки пассажиров перевыполнен.

Депо имени Кирова (начальник тов. Кириллин) в последние месяцы работает образцово. Здесь впервые на Городском транспорте внедрен поточно-зонный метод ночного осмотра вагонов. Уменьши ось поступление вагонов с линии в ремонт.
Раньше в трамвайных депо выполнялся только сравнительно несложный ремонт. Перемотка моторов, литье, изготовление трудоём
ких деталей — все это поручалось заводам. Сейчас почти в каждом депо созданы свои электротехнические цехи и литейные.
Кировское депо показало, как следует работать в новых цехах. Без помощи заводов здесь выполняют самый сложный ремонт Элек
тр’оборудования, самостоятельно поднимают с «кладбища» большие четырёхосные вагоны. Новые тех
нические возможности, открывшиеся с созданием атих цехов, исполь
зуются для осуществления ценных рационализаторских мероприятий.
Когда старый кадровик .слесарь -заготовительного цеха Николай Васильевич Козлов взял на себя обязательства капитально отремонтировать к 2б-й годовщине Вели
кой Октябрьской социалистической революции десять мотор-компрессоров, то-есть выполнить работу, ко
торая раньше была бы под силу только заводу, ему на помощь пришли другие опытные рабочие депо. Строгальщик тов. Чесноков, и токарь тов. Суслов изготовили необхо
димые Козлову детали: шатуны, кольца, поршни. Кузнец Фролов сделал поковки.
Отливка поршней для мотор-компрессоров раньше производилась на вагоноремонтном заводе. Козлов
сам изготовил форму, и теперь поршни могут отливаться на месте, в дело.
В октябре депо полностью выполнило задания по выпуску вагонов на линию и по перевозке пассажиров.
Русаковское депо (начальник тов. Волков) еще недавно считалось от
стающим. В ходе предоктябрьского социалистического соревнования здесь нашли много возможностей, чтобы повысить уровень своей ра
боты, и сейчас депо вышло в число передовых.
Неразрывно связаны здесь между собою борьба с разгильдяйством и забота о повышении квалифика
ции работников. Это позволило резко снизить возврат вагонов с линии, улучшить качество ремонта, овладеть новой техникой.
Сейчас в депо самостоятельно перематывают якоря моторов, исправляют контроллеры, мотор-ком
прессоры и т. п. Хорошие образцы
умелого руководства дают мастера тт. Ульянов, Синнненков, И. Козлов, Макеев и другие.
Октябрьский план выпуска вагонов на линию депо выполнило на 100,9 процента.
Вагоны Русаковского депо радуют глав своей свежей окраской, опрятностью, чистотой. За полтора месяца здесь было окрашено 145 вагонов. Много потрудился над при
ведением их в порядок малярный мастер тов. Терехов.
Еще много существенных недостатков в работе московского трамвая. Не все депо работают удовлетворительно. Многие депо не выпол
няют плана, выпускают на линяя значительно меньше вагонов, чем это нужно по плану. Не всюду еще хо
рошо поставлено и ремонтное дело, осмотр подвижного состава, в ре
зультате неисправные вагоны возвращаются среди рабочего дня с линии.
Коллективы трамвайных рабочих, инженеров и техников Кировского, Краснопресненского и Русаковского депо доказали, что упорным трудом можно добиться больших успехов.
Сейчас московский трамвай, как и другие отрасли городского хозяйст
ва, готовится к зиме. От степени подготовки к этому ответственному периоду работы городского транс
порта зависит многое. И в канун 26-й годовщины Великой Октябрь
ской социалистической революции, подводя итоги, работники москов
ского трамвая должны в первую очередь заострить внимание на скорейшей ликвидации недостатков.
Москвич ждет ох коллективов работников трамвая образцовой работы на всех линиях.
М. Денисов.
ЛУЧШИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УНИВЕРСИТЕТА
В МГУ им. Ломоносова подведены итоги предоктябрьского социалисте ского соревнования между факультета ми. Первое место присуждено биологчеекому факультету, давшему наилуг шне показатели по всем раздели университетской работы. Все студенты биологи полностью выполнили сво
учебный план, среди них 11 сталинист стипендиатов. Факультет отлично по готов ил ей к учебному году, учащим
обеспечены программами, учебникаи и т. д.
В атом году на биологическом факультете некоторые курсы преподаются по новому, с большим количеств
демонстраций, что значительно упра щает усвоение предмета студентами.
ЗАКАЗЫ ВЫПОЛНЕНЫ
ДОСРОЧНО
Многие предприятия треста местам промышленности Молотовекого района участвуя в социалистическом соревнг нании в честь 26-й годовщины Велико
Октябрьской социалистической ревоции, досрочно закончили выполнен! планов 3-го квартала и производстве ных заданий октября.
Фабрика головных уборов (директор тов. Жарова) досрочно выполнила а каз для Красной Армии и дала сверв плана на десятки тысяч рублей row вой продукции. Фабрика полиграфических изделий только тетрадей и учеб ных пособий выпустила в треть квартале более чем на 70 тысяч рубле
Хорошо работали в октябре и друг предприятия райпромтреста.
ПОДГОТОВЛЕНА ГРУППА
мотоциклистов
На заводе, где директором тов. Кол ров, обучена группа бойцов-мотоцн листов. За короткий срок осоавнахмпвцы научились хорошо управлял машиной. Они не только свободно « дят на мотоциклах, но и овладели тех никой фигурной езды.
В ближайшие дни обучавшиеся получат звание бойцов-мотоциклистов Многие из них уже имеют военнух
специальность автоматчиков и пулеметчиков.
В КЛУБЕ-ТЕАТРЕ
ТРЕХГОРНОЙ
МАНУФАКТУРЫ
После капитального ремонта открылся театр-клуб имени Ленина комбине’ Трехгорной мануфактуры им. Дзержинского. В театральном помещении сего дня состоится торжественный вече посвященный 26-й годовщине Вели
Октябрьской социалистической револк ции.
В Краснопресненском районе возобв вил работу после ремонта и детскй Дом культуры им. Павлика Морозом Дом культуры покажет свою самодеятельность.
Помещение театра им. Ленина залом оштукатурено и окрашено; исправлен отопление. Весь ремонт проведен сил мй коллектива рабочих, служащих
инженеров комбината Трехгорной мануфактуры.
В МАЕ-июне прошлого года нача
лось Всесоюзное социалистическое соревнование заводов, фабрик, шахт. В нынешнем году Всесоюзное соревнование приобрело особенно большой размах. Многие десятки заводов и фабрик заняли иервые места в соревновании, завоевав нерехолящие Красные Знамёна Госу
дарственного Комитета Обороны и ЦК ВКП(б). Лучшие предприятия страны прочно удерживают в своих руках эти знамёна. «Правда» приво
дит интересную таблицу, в которой указаны передовые заводы, удержи
вающие знамёна Государственного Комитета Обороны и ЦК ВКП(б) несколько месяцев подряд Так, на
пример, артиллерийский завод, где директором тов. Елян. и Чирчикекий химический комбинат удерживают знамёна девять месяцев. В течение восьми месяцев знамёна завоевывали самолётостроительные заво
ды. где директорами тт. Агаджанов. Федин н Белянский, завод миномёт
ного вооружения (директор тов Цофин), завод боеприпасов (директор г-ов. Невструев). Ряд предприятий
удерживает переходящие Красные Знамёна Государственного Комитета
Обороны и ЦК ВКП(б) в течение семи и шести месяцев.
Со ВСЕХ концов страны приходят сообщения о новых успехах промышленных предприятий—уча
стников предоктябрьского социалистического соревнования. Перевыполнен Ю-месячный план по предприятиям Наркомхимпрома За ок
тябрь химическая промышленность выполнила производственный план
на 114 процентов, при этом по сравнению с сентябрем текущего года об ём производства увеличился на 5 процентов.

П

РАВДА» сообщает, что коллектив завода, где директором Герой Социалистического труда тов
Третьяков, выполнил свое обязательство, взятое к 26-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революция, я досрочно выпустил
сверх плана несколько штурмовиков «Ильюшин-2». Газета публикует статью тов. Третьякова. В ней рассказано о гой большой работе, в результате которой завод снова завоевал Знамя Государственного Комитета Обороны «Мы, строители грозных штурмовиков, — говорит ав
тор, — обязаны дать воздушному флоту больше «ИЛ’ов». Каждый экземпляр самолёта «Ильюшин-2»
должен быть высококачественным, безотказным в бою. Тогда мы удержим знамя, почётную награду Родины».

В Октябрьском

районе

Походная типография газеты «Партизанская правда», (.лева направо: наборщики В. Петров. С. Сахаров и редактор газеты И. Лимтюгов.
\ Фото Б. • КОТЕЛЬНИКОВА.

Э

ТО произошло вечером. По лес
ной дороге шёл обоз. Его охранял немецкий конвой. Солдаты ехали с опаской, держа автоматы наготове.
С самого начала оккупации здесь для гитлеровцев была неспокойная жизнь. Если в районном центре Клетне, куда направлялся обоз, и в ближайших селах властвовали немцы, то в лесах и в расположенных в ких деревнях хозяевами были партизаны
Предосторожность не спасла немдев-конвоиров. В том месте, где гит
леровцы меньше всего ожидали напаления, они были неожиданно обстреляны.
Схватка продолжалась недолго. Фашисты были истреблены. Обоз до
стался народным мстителям. Среди трофеев оказалась пачка газет. Это был безграмотный листок «Новый путь», который немцы издавали па русском языке в Клинцах Выходила газетёнка по воскресеньям и за
возилась в соседние районы Очередной номер «Нового пути» немцы везли в этот вечер в Клетню.
Вся кипа была немедленно доставлена в штаб партизанского от
ряда. В газете на видном месте было опубликовано официальное со
общение «О генерале Роммеле» Фа
шистские заправилы долгое время скрывали свое поражение в Северной Африке И местопребывание печадачливого фельдмаршала. Нс
когда скрывать это стало уже нельзя, они опубликовали в печати
сообщение, замалчивавшее, однако, истинное положение. Вот это-то со

„Партизанская правда“

общение и было перепечатано в фашистском листке, издававшемся оккупантами.
В партизанском штабе прочитали Геббельсе веков вранье, посмеялись и приняли решение: сказать советским людям в оккупированных районах правду о Роммеле и поражении немцев в Африке.
Нетрудно представить, как была разъярена фашистская свора в Клетке, когда воскресным утром в го
роде появился не листок «Новый путь», а газета «Партизанская правда» На второй странице газеты на
родных мстителей была помещена статья под заголовком «Где же Ром
мель?». В ней рассказывалось об истинном положении дел в Африке. о поражении и бегстве Роммеля.
Так тысячи советских людей узнали правду Партизанская газета
это тоже боевое оружие. В клетнянскнх лесах таким оружием была га
зета «Партизанская правда» — орган Клетиянокого райкома ВКП(б) Штат редакции состоял из одного человека — редактора Ивана Кирилловича Ламтюгова Корреспондентов были десятки Среди них выделялся та
лантливый журналист и смелый разведчик партизанского отряда, студент одного из московских институтов Аркадий Ш. Это он написал правду > Р -ммеле. разоблачив ложь Геббельса.
«Партизанская правда» выходила с марта 1943 года. До этого парти
заны размножали сводки Совинформбюро и разносили их по населённым пунктам района Точно так же он,и передавали народу речи и приказы товарища Сталина.
В марте в отряде появилась своя
типография. Её оборудование было несложно.
Выходила «Партизанская правда через каждые 5—6 дней в количестве 600 экземпляров. Смелые поч
тальоны отряда аккуратно доставля
ли газету сквозь немецкие кордоны жителям Клетни, распространяли её по деревням района Из газеты со
ветские люди узнавали правду о жизни своей родины, о положении на фронтах отечественной войны и за границей, о боевых действиях партизан.
Почти с самого основания газеты её набирал и печатал Василий Ни
кифорович Петров, работавший до войны в Москве в типографии при Постоянной всесоюзной строительной выставке Этот патриот родины в июле 1941 года вступил в дивизию народногс ополчения Фрунзенского района В тяжёлые октябрь
ские дни. когда немцы рвались к столице. Петров по ряду обстоятельств оказался за линией фронта. Старый рабочий долго скитался по деревням и лесам Орловщины, пока не, попал в один из партизанских
отрядов Здесь он с оружием в руках воевал с гитлеровцами. Когда партизаны создали типографию, Васа
Москва. завершает предзимнее благоустройство. Разбиты новые скверы, благоустроены старые, озеленены пустыри, покрашены тыся
чи фасадов, некоторые магистрали трудно узнать — так изменшея их внешний вид. Многие районы, ранее отстававшие, за последнее время заметно улучшили свою работу,
лий Никифорович пошёл в нее работать. Вместе с наборщиком Ворошиловым он набирал и печатал Партизанскую правду».
В одном из неравных боёв с оккупантами товарищ его погиб. Петров остался один, но газета продол
жала выходить без пв;ебоев. Скор в соседнем партизанском отряде на
шли ещё одного наборщика. Это был москвич Сергей. Сергеевич Сахаров, в прошлом рабочий 5-й типографии НКИС. Немецкое нашествие застало его в Мглинском районе, и он ушёл к орловским партизанам
Клетнянский партизанский отряд —старейший на Орловщине Он возник в августе 1941 года За 26 бое
вых месяцев партизаны уничтожили
до 1.700 немцев, взорвали бронепоезд и 5 железнодорожных мостов, иустнлн под откос 14 эшелонов и нанесли фашистам много другого ущерба.
Недавно Клетнянский район очищен от гитлеровских мерзавцев
Партизаны вышли из лесов н с большой активностью принялись ликвидировать последствия хозяйничанья немецких оккупантов. Советская Клетни и окрестйые дерев
ни зажили свободной трудовой
жизнью. Вместо «Партизанской правды» в Клетне выходит теперь прежняя районная газета «Коммунистическое знамя» Набирают и печатают её бывшие партизаны тт Петров и Сахаров.
Гвардии капитан
Б. Котельников. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
17 мастеров
СПОРТА
Всесоюзный комитет по делам фг культуры н спорт» присвоил зван
мастеров спорта еще 17 спортсмена. Среди них — члены спортивных о ществ Москвы, Баку, Тбилиси и К аани.
В новую группу мастеров спорта к шли москвичи: гимнасты Ю. Иппоа тов и П. Мордовцев, лыжница И. Быкова-Филиппова, пловец Н. Александрова, легкоатлеты Г. Завадовский и Т. Быкова, а также пловец А. Путяков.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
ФРОНТОВИКОВ
70 ребят, преимущественно де фронтовиков, пробыли два месяца
детском саду № 14 Ростокинского района. Это детское учреждение санаторного типа. Ребята получают здесь усиленное питание, соблюдают «ясный режим. Дети хорошо поправились, прибавили в весе.
Сейчас в детский сад пришла новая
группа малышей.
выполнив значительную часть плана по благоустройству.
Один из таких районов — Октябрьский. 108 фасадов на центральных улицах района — Бутыр
ской и Новослободской — заново покрашены. Приведены в порядок, очищены и убраны тысячи дворов. Жилищные работники широко привлекли к работам по благоустрой
ству население. Только в трех воскресниках участвовали 11.000 жильцов. Но работы в домах не огра
ничивались воокреениками. Во мно
гом помогли и школьники. 1.700
учащихся старших классов убирали дворы, приводили в порядок лестничные клетки, места общего поль
зования в квартирах, занимались древонасаждением на площадках возле ломов.
Отдельные домоуправления, занимаясь предзимним благоустройством озеленили всю свою терри
торию. Небольшое домоуправление по В. Масловке (управляющая тов.
Журина) посадило неоколько сот кустарников. В других домах управ
ляющие и жильцы многое сделали для подготовки к зиме. В одном домоуправлении но улипе 8 марта
(управляющий тов. Билетов) был, например. осуществлен силами
жильцов ремонт крыш, дверей, окон, печей. Приведены в полный порядок и небольшие дома.
Комиссия Октябрьского райисполкома, проверявшая на-днях. кап подготовлены к зиме здания этого
домоуправления, признала, что работа здесь проведена хорошо.
Всего в районе посажено 1.250 деревьев и 9.000 кустарников, подготовлены к зиме 2.000 домов, за
везено 60 процентов топлива, укомплектованы штаты истопников.
Новослободское райжилуправление должно принять все меры к тому, чтобы в ближайшие дин за
кончить подготовку п зиме в ос
тальных 400 домах. Должно быть обращено внимание на ремонт во
рот и заборов, которые в некоторых домоуправлениях до сих пор неисправим.
ОСЕННЕ-ЗИМНИЕ
ПОМИДОРЫ
Коллектив работников подмосковного coвхоза им. М. Горького встречает
годовщину Великой Октябрьской социалистической революции, перевыпом годовой план сдачи овощной продуй государству. Успешно разверти
борьба и за высокий урожай бузу года. План зяблевой вспашки сын: нен яа 100 процентов: вся плошка
334 га — поднята тракторами я» я бину 22—23 сантиметра.
Приводятся в порядок рассада капусты — к весне отсюда будия то для высадки на поля около 8 кг. штук рассады. Хорошо проведен и 9
евременно вакончен в совхозе поза пвй посев лука.бегуна. Эта многолетняя культура даст самую раннюю про
дукцию открытого грунта — 180 тонн зеленого лука. Посеян багук на зиму на площади 16 га.
Под стеклом тешплиц уже начали поспевать осенне-зимние помидоры. > вые 200 кг. помидоров будут завтра послезавтра. В декабре место помидоров займет зеленый лук.
Предоктябрьское социалистическое соревнование. Молодой токарь завода «Фрезер» В. Виноградов по праву считается одним из лучших стахановцев предприятия. Встав на предпраздничную вахту, он изо дня
в день выполняет производствен
ные задания на 300 процентов. Фото М. Олехнович

Москва вызывает

Калиновку...

Е

жедневно большое количество
писем с фронта от бойцов и командиров Красной Армии к их близким и письма из тыла воинам, сражающимся на фронтах, передаёт наше радио.
Москва вызывает Кременчуг, Мелитополь, село Калиновку, Гевического района, и тысячи других пунктов,
«Родной мой Коля, — обращается по радио к своему брату Е. И. Шарафанова. — Мне оч£нь тяжело писать т**бе
это письмо, но молчать f ine тяжелее. Ты знаешь, что я сражалась на юге, мне посчастливилось биться с врагом за освобождение родного Новороссийска. Почти два года я ждала этого ра
достного часа, и вот город очищен от гитлеровской ПОГАНИ.
Я Хожу по улицам, где прошли наше детство, юность, где мы так хоро
шо, так счастливо жили всей семьей. Но что сделали немецкие варвары с городом?! Я иду знакомыми кварталами и не узнаю их. Руины взорванных домов, обгорелые балки, битый кирпич. Дома нашего нет. Только стены с проломами вместо дверей и окон. Я на
чинаю рыться в груде мусора и щебня с надеждой отыскать хоть какой-ни
будь • след, оставленный родными, и нахожу портрет матери. Как йотом вы
яснилось, всех наших родных немцы угнали. Что с ними, — никто не зна
ет. Я вытерла досуха глаза, крепче схватила винтовку и пошла к ейоим боевым Товарищам, снова в бой, бить, уничтожать проклятых немецких гадов. Коля, мсти, мети врагам за родных, за разоренный город!».
«Вероятно вбб эти два года ты счи
тал меня погибшей. —- сообщает фрон- - товику Н. В. Типовскому его жена. — Да к сама я чувствовала себя так. словно Из мертвых воскресла. Хочется
крикнуть во весь голос: «Фашистская кабала хуже смерти*. Захватив город, немцы ограбили нас и буквально морили голодом. Но однажды пришло са
мое худшее: они согнали женщин, девушек. подростков н отправили на
сильно на каторгу в Германию. Среди этих несчастных была и я.
О том, как жилось на каторге, расскажу при встрече: очень больно мне вспоминать это кошмарное время. Порадуйся только одному: товарищи помогли мне бежать и добраться до род
ных мест, освобожденных Красной Армией*.
Сотни таких писем доносятся по эфиру до слуха и сердца воинов Красной Армии. Страшные расска
зы людей, вырвавшихся из неволи, удесятеряют силы воинов в борьбе с подлым врагом.
Иван Рогозин. рядовой , боец, рассказывает своей семье о буднях войны:
«...По специальности я сапер-понто, вер. Действовать нам приходилось в трудных условиях. Немцы, пе переставая. вели огонь с земли, бомбили е
Металлурги завода «Серп и молот» с честью выполняют свои предоктябрьские обязательства. Вы
даны дополнительные тонны стали и проката для производства танков, орудий, самолетов.
На два дня раньше срока закончили месячное задание сталевары мартрновокого пеха № 2. Рабочие
сталепроволочного пеха обязались выполнить месячное задание на 110 процентов. Свое слово они сдержа
ли. 29 октября обязательство было выполнено. В оставшиеся до конца месяца дня цех выпустил продукцию сверх обязательств Лучшие
стахановцы тт. Миляев, Каширин и Са.прыкпн выполнили годовую программу.
С большим напряжением работают прокатчики На стане «250» смены мастеров тт. Клейменова и Фомина, досрочно закончив месячную программу, дали много тонн сверхпланового проката.
От металлургов не отстали и электрики. Обмотчики электроцеха получили срочный заказ — со
брать несколько сложных моторов.
Хорошо организовав свой труд, они на день раньше своего обязательства сдали моторы в цехи завода.
Москва сегодня. На углу Петровки и площади Свердлова.
Фото Л. СМИРНОВА.
Предзимнее благоустройство столицы