Великий русский композитор

СТАРАЯ поговорка гласит: «Лицо—
зеркало души». Лицо художника— его произведения. Для Чайков
ского это справедливо вдвойне: вся его музыка порождена потребностью высказывания чуткой и впечатли
тельной натуры. Жизнь и творчество сливались для него в неразрывном единстве.
Чайковский, где бы он ни находился, работал неутомимо; ничто не могло нарушить размеренности его творческого труда. Закончив одно произведение, немедленно принимал
ся за другое. Строгая дисциплина труда, непреклонность воли — характерные черты Чайковского, человека и артиста.
Таким — собранным, целеустремленным — он запечатлен на известном портрете кисти художника Кузнецова. Ве
ликолепно очерченный лоб, глубоко запавшие глаза, взгляд присталь
ный и решительный. Но под внешним спокойст
вием облика скрывается встревоженное море чувств, кипение творче
ских дум. Этот человек жил с Полным напряжением сил — срывал
ся, выпрямлялся _ во весь рост и снова нс-сся вперед и вперёд, к та
ким высотам творчества, куда всходили немногие...
Эту полноту ощущения жизни он принёс и в свои произведения
Задушевность лирики мучительная напряжён ность исканий, драма тизм борьбы, мятеж
ность порывов, трагиче
ский пафос й мощность жизнеутверждения — всё это есть в его му
зыке. Каждым тактом она утверждает жизнь, во всей полноте ее проявлений. Она захватывает и покоряет. Увлечённый потоком музыкальных мыслей, слушатель переживает вновь и вновь чувства,
волновавшие когда-то
композитора, и находит в них ответ собственным чувствам.
Чайковский прежде всего русский, национальный гений. Тысячью ни
тей он связан с русской жизнью, русской природой. Сам композитор подчеркивал это: «Я до страсти люблю все русское — русскую красоту. русский склад ума. И мне кажется, что я одарен свойством правдиво и искренне выражать свои
мысли. В этом отношении я реалист н коренной русский человек!» Рус
ской народностью проникнуты и его оперные типы, и ликующие фина
лы скрипичного и фортепианного концертов, и мощное развитие симфонических мыслей. Достаточно на
помнить о прославленном анданте пятой симфонии. Это — лирическое половодье чувств, мелодия широкая и раздольная, точно течение вели
кой русской реки. Только среди наших бесконечных равнин могла воз
никнуть эта величавая несрешность, только в вольной и щедрой душе русского человека могла родиться такая чудная симфоническая песня.
Симфоническое творчество Чайковского полно глубокого философ
ского значения. Основная тема — борьба светлого начала жизни с темными и мрачными силами, в кото
рых для композитора воплощалось все косное, инертное, враждебное свободному проявлению могучего че
ловеческого духа. Чайковский ненавидит смерть, его музыка полна действенности. активности, напряжён
ность борьбы — залог несгибаемости человеческой воли.
Эта философская тема раскрыта с особенной яркостью в трех по
следннх (4. 5. б-й) симфониях Чай
ковского. Поразительно богатство мыслей, выраженных в этих сочинениях. Титаническая напряжён
ность борьбы, тоска по ушедшей молодости, светлая мечта о лучшем будущем. душевная смятенпость одинокого человека и противопоставленная ей жизнь великого на
рода, бессмертного, полного сил и
здоровья, способного влить бодрость в усталую душу. Таков смысл финала четвертой симфония, где гени
ально развита мелодия прекрасной русской песни «Во поле березынька стояла». Везде и всюду силам мра
ка Чайковский противопоставляет могущество человеческого духа, прославляет его высокие порывы, благородные чувства. Этот высокий гуманизм находит выражение в вели
колепной симфонической форме. Безупречна логика развития музы
К 50-летию
со дня смерти
П. И. Чайковского
кальных мыслей, великолепен мелодический материал. Симфонии Чайковского,- равно как и его знамени
тые увертюра и фантазии «Ромео и Джульетта», «Франческа да Римини», принадлежат к величайшим па
мятникам мирового музыкального искусства.
Рядом с симфониями возвышаются оперы Чайковского. И * прежде всего «Евгений Онегин», едва ли не самая популярная из русских опер. В этой лирической драме все навея
но образами бессмертного пушкинского романа. Музыкальная характе
ристика Татьяны и Ленского чарует искренностью и поэзией. Еще глуб
же и разностороннее воплощены пушкинские образы в опере «Пико
вая дама». Чайковский выступает здесь великим психологом, проникающим в сокровенные тайники чело
веческой личности, рисующим тончайшие изгибы человеческих пере
живаний. Мятущаяся душа Германа, чистая, беззаветная любовь Лизы — всё это воплощено в музыке с изумительной правдивостью.
В своих балетах Чайковский блестяще разрешил труднейшую задачу сочетания изящества танцевальной музыки с глубиной содер
жания. Efo романсы открывают но
вую страницу в истории русской вокальной музыки, его камерные со
чинения выделяются законченностью и ясностью формы. Оловом, все формы и жанры музыкального искус
ства разрабатывались Чайковским с одинаковым успехом.
В любом из сочинений Чайковского поражает кипучесть творче
ских мыслей. Он был органически чужд академическому спокойствию, в его музыке воплощен безбрежный океан человеческих страстей, воплощен с подкупающей искренностью и
задушевностью. В этом есть нечто шекспировское. И неслучайно у Шекспира он почерпнул тему одно
го из лучших своих сочинений — гениальной увертюры «Ромео и Джульетты», где с такой силой воспето могущество любви, побеждающей смерть. Подобно великому английскому драматургу Чайковский выступает певцом человеческого го
ря и радости, подобно ему пишет сочными мазками, не боится открытого, полнокровного проявления чувства. За это Чайковского недолюбли
вали эстеты всех оттенков. Они ус
матривали «дурной вкус» там, где в действительности было величай
шее чудо преображения жизни в произведение искусства
Да, у Чайковского высокая поэзпл расцветала чудесно и-з жизнен ной прозы. Он умел найти красоту в обыденном, он умел подслушать на
пев уличной песенки и сделать из нее поэтический шедевр, умел показать человеческие чувства с той
степенью правдивости, когда, казалось, стираются границы между искусством и жизнью.
Чайковский никогда не страдал профессиональной узостью, он писал музыку, надеясь на внимание ши
роких масс. Их любовь была ему особенно дорога. «Я желал бы всеми силами души, — писал Чайковский, — чтобы музыка моя распро
странялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней угешение и подпору
Мечты великого композитора сбылись. В нашей стране его музыка стала всенародным достоянием. Ot-j-
детний юбилей со дня его рождения был отмечен как праздник совет
ской культуры. Домик Чайковского в Клину стал заповедником, от
куда все шире и шире разносилась слава композитора.
Когда осенью 1941 года немецкие варвары ворвались в Клин, они оскорбили память Чай
ковского, осквернили его дом, пыталиеь сте
реть из нашей памяти самое воспоминание о гении русской музыки. Советский народ никогда не забудет и не про
стит гитлеровским вандалам злодеяний, учиненных ими в Клину Советский народ с лю
бовью и гордостью бережет все созданное Чай
ковским и связанное с его неумирающим име
нем. В дни суровых испытаний 1941 года музыка Чайковского звучала с могучей силой, укрепляя в нас чувство любви к родине. Симфо
нии и оперы, романсы и камерные сочинения Чайковского находят всюду, по всей стране чут
ких и внимательных слушателей. С особым волнением слушаем мы патриотические сочинения Чайковского—канта
ту «Москва», героическую увертюру «1812 год».
В ряду мировых музыкантов Чайковский занимает одно из самых видных мест. Он завершает целую эпоху развития русской музыкальной классики XIX столетня, за
чинателем которой был гениальный
Глинка. Подобно тому, как между Эльбрусом и Казбеком возносятся к небу высочайшие вершины Кавказа, так имена Глинки и Чайгуовского ограничивает блистательный период, украшенный именами Даргомыжско
го, Римского-Корсакова, Бородина, Мусоргского, Балакирева. Для всех последующих руоских музыкантов музыка Чайковского явилась предметом пристального изучения; отсюда шло множество дорог, не прой
денных до конца и по сию пору. А для народа творчество Чайковского стало источником высокой радости, предметом национальной гордости.
В народности музыки Чайковского, в ее человечности, жизненности и непосредственности залог ее бессмертия. Музыка Гениального ком
позитора нашла путь к народному сердцу. Она живёт и будет жить в веках.
И. Мартынов.

Украинский

театр

им. Франко

БЕСЕДА С НАРОДНЫМ
АРТИСТОМ СССР
Г. П. ЮРОЙ
В Москву приехал направляющийся в Харьков художественный руководитель Киевского государст
венного академического украинского театра им. Ив. Франко народный артист СССР Г. П. Юра. В беседе S нашим сотрудником он рассказал о работе театра:
— Летом нынешнего года наш театр начал играть в столице Узбекистана — Ташкенте, До этого он находился Семипалатинске. За время войны мы показали 11 новых постановок: «Фронт», «Парти
заны в степях Украины», «Русские люди», «Пётр Крымов», «Мирандолина» и др. Возобновлена комедия Гоголя «Ревизор» и поставлены на
ми «Запорожец за Дунаем», «Наталка-Полтавка», «Назар Стодоля», а также вечер украинских водевилей, состоящий из трёх одноактных пьес. Силами молодёжи была поставлена «Свадьба Кретинского
В настоящее время театр работает над новыми постановками. Среди них — «Вильгельм Теддь» Шиллера, пьеса Л. Первомайского о национальном галицийском герое XVII века Довбуше и историческая пьеса в стихах И. Кочерги «Песня о Свечке». Принята к постановке пьеса Л. Леонова «Обыкновенный чело-век».
Наряду с производственной работой нужно отметить и общественную деятельность нашего коллек
тива: художественное обслуживание госпиталей, частей Красной Арман, крупных предприятий, клубов и колхозов. Четыре театральные
бригады выезжали в действующую армию. ‘За время войны коллектив театра дал не менее 1.000 шефских концертов.
Ведущие мастера театра им. Франко успешно снимаются в кино. На
родная артистка УССР Н. Ужвий исполняет главную роль в фильме «Радуга» по повести Ванды Василевской, лауреат Сталинской пре
мии народный артист УССР А. Бучма снимается r фильме «Иван Грозный» в роли Басманова.
Артисты нашего театра принимают также участие в дублировании на украинский язык фильмов «Непобедимые», «Она защищает родину», «Секретарь райкома», «Мечта» и др.
Находясь в Ташкенте, мы оказываем творческую помощь местным театрам. Вместе с А. Бучмой я ставлю в музыкальном театре им. Мукими впервые на узбекском
языке кяассйче-окую украинскую оперу «Наталка-Полтавка». Мы же, в свою очередь, покажем у себя одну из новых пьес узбекских драматургов.
„ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН“
В ДВУХ ТЕАТРАХ
6 ноября в ознаменование 50- летия со дня смерти И. И. Чайковского филиал Большого театра Со
юза ССР возобновляет постановку
оперы «Евгений 0-непгн». В этот же день «Евгений Онегин» пойдёт и в музыкальном театре им. К С. Станиславского н Вл. И. Немиро
вича-Данченко. В спектаклях заняты лучшие исполнители этих театров.
К XXVI годовщине Великой Октябрьской социалистической рево. люции издательство «Искусствовыпускает серию художественных плакатов. На снимке: печатание пла
катов в литографии.
Фото М. ОДЕХНОВИЧ. К ВЫСТУПЛЕНИЯМ
В МОСКВЕ
Свыше 15 коллективов, ансамблей и бригад об’единяет Московская об
ластная филармония. Среди них— симфонический оркестр, хор русской песни, оперный ансамбль, театр од
ноактной пьесы, студия малых форм, театр миниатюр, ансамбль од
ноактной оперетты и другие. За полгода существования филармонии её коллективы дали 2.000 концертов и спектаклей в городах, колхозах, на торфоразработках и лесоза
готовках. Бригады систематически выезжают в действующую армию.
В настоящее время коллективы работают над новыми программами. Симфонический оркестр, руководи
мый народным артистом СССР Л. II. Штейнбергом, специальным концертом отметит 60-летие со дня смер
ти Г1. И. Чайковского. Оперный ансамбль (художественный руково
дитель профессор В. Садовников) репетирует «Евгения Онегина» в по
становке режиссера Большого театра Т. Шарашидзе, дирижёр А. Львов. Хор русской народной песни го
товит программу йод названием «Сказ о русской песне» (режиссёр— заслуженный деятель искусств А. Самарин-Волжский).
14 ноября Московская областная филармония откроет после капи
тального ремонта свой концертный зал в Малом Каретном переулке. Здесь будет проведен показ творческих достижений коллективов н солистов областной филармонии.

ВРЕМЕНА ГОДА“

ЛИТЕРАТУРНО МУЗЫКАЛЬНАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Лауреат Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова В. Яхонтов., подготовил к 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского литературно-музыкальную компо
зицию «Времена года». В нее вошли лирические произведения Пушкина и «Времена года» Чайков
ского. Заканчивается композиция (фрагментами из увертюры-фанта
зии Чайковского «Ромео и Джульетта» и одноименной трагедии Шекспира. Режиссер — Е. Попова,
Композиция «Времена года» будет исполнена В. Яхонтовым и пианисткой Е. Лойтер 8 ноября в Октябрьском зале Дома союзов.
В зрительном зале Большого театра перед началом спектакля.
Фото Н. ГОРСКОГО.
КНИЖНАЯ
ПОЛКА
* СБОРНИК рассказов Марка Твэна «Знаменитая скачущая лягушка и дру
гие рассказы» вышел в Гослитиздат^. В сборнике 20 рассказов: «Как я редактировал сельскохозяйственную газе
ту», «Мой час», «Журналистика в Тенесси», «Плотовщики* и др. Вступи
тельная статья А. Старцева. (Тираж 2«*> тыс. экземпляров, цена 4 руб.).

Премьеры зимнего сезона

Обострение внутриполитического кризиса в Германии

ЖЕНЕВА, 4. (ТАСС). Корреспондент швейцарской газеты «Бундсообщает из Германии, что там за последнее время было опубликовано 10 смертных приговоров, вынесен
ных за высказывание антивоенных настроений. В числе казнённых — торговцы, студенты, чиновники и люди других профессий. Им фыло нред явлено обвинение в том, что они «разлагали внутренний фронт злостной клеветой на руководящих деятелей, злобной критикой госу
дарственных мероприятий и высказыванием сомнений в победу Германии».
Эти приговоры, пишет корреспондент, являются свидетельством того, что гитлеровское правительство решило не останавливаться перед са
мыми беопощадными мерами для предотвращения распространения
«неверия в победу». Ещё недавно. Заявляет корреспондент, Геббельс старался создать впечатление, что число «пораженцев» ничтожно. Однако тот факт, что кампанию про
тив «пораженчества» ведут крупные газны, показывает, что гитлеровские власти учитывают размах распространения пессимистических на
строений во всех народных слоях. Число опубликованных смертных приговоров составляет лишь ничтожный процент фактически совершаемых казней Однако остаётся фактом, что многие немцы имеют собственное мнение о событиях, скла
дывающееся под влиянием разных слухов, н это мнение довольно невыгодно для гитлеровского правительства. На почве неверия в победу распространяется критика суще
ствующего в Германии положения, её правящих деятелей и оенгв царящего ныне в стране режима.
Конечно, продолжает корреспондент, суровые репрессии в отноше
нии «пораженцев» могут вынудить население Германии более осторожно высказывать свои мысли, проявлять также осторожность прн передаче различных слухов, в критике государственных деятелей и хода воен
ных событий и при высказываниях пессимистических суждений о перспективах войны. Однако становится ясно, что упадок духа населения
Германии является одной из предпосылок её краха.
СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). Берлинский корреспондент шведской газеты «Афтоцтиднинген» сообщает, что в числе немцев, казнённых в Германии за последние дни, находился артист Роберт Дорцай, обвинявшийся в «антигосударственной деятельности и попытке подрыва германской обороны».
СТОКГОЛЬМ. 4. (ТАСС). Гитлеровская газета «Националь цейтунгпоместила статью о настроениях
иностранных рабочих в Германии. Газета признаёт, иго «многие иностранные рабочие исполнены недоверия и вражды; можно даже с уверенностью сказать, что большинст
во иностранцев следует считать за
клятыми врагами и политическими противниками Германии и националсоциалистского (т. е. гитлеров
ского) мировоззрения. Есть и такие элементы, которые ставят себе за
дачей совершение актов саботажа н ослабление внутреннего германского фронта». Газета заявляет, что гер
манские власти «отдают себе отчёт в значении этой проблемы», и заве
ряет, что иностранные рабочие в Германии «не предоставлены самим себе», т. е. находятся под строгим полицейским надзором.
ЖЕНЕВА, 4. (ТАСС). Гитлеровская газета «Нейес Винер тагблаттпоместила статью, в которой отме
чает, что выполнение программы осенних перевозок в Германии превратилось в острую проблему. Газета признаёт, что дальнейшее уско
рение оборота товарных вагонов во время осенних перевозок невозможно. Невозможно также, пишет газета. найти выход в дальнейших ог
раничениях перевозок некоторых те. варов, ибо уже сейчас, по сущест
ву, разрешается перевозить только едмые важные в военном отношении груры Поэтому, по словам газеты, даже временное взятие ка
ких-либо грузов из плана перевозов недопустимо.
«Ввиду отсутствия достаточного резерва в виде дополнителеных транспортных средств для бесперебойного выполнения плана перево
зок, — заключает газета, — перед германским транспортом встаёт серь, езпая проблема».
Боевые действия
югославских партизан
ЖЕНЕВА, 4. (ТАСС). По полученным здесь из Югославии сведени
ям, в Черногории продолжаются бои
между партизанскими частями я крупными германскими силами. Важный узел шоссейных дорог — город Матешево, несколько раз пе
реходивший из рук в руки, сейчас вновь занят партизанами.
Партизанские части ведут жестокие бон вдоль шоссейной дороги Са
раево—Соколац н Сараево—Рогатица. Партизанский отряд, разгромив
ший близ Соколаца германскую часть, захватил гаубицу н грузовик с боеприпасами.
В восточной части Боонии партизанские части успешно отражают атаки гитлеровских оккупационных войок, пытающихся прорваться из города Брчко в направлении Тузлы и Биельины. Противник несёт большие потери. В Далмации партизанские части продолжают вести успешные бои с гитлеровскими войсками и усташами. В Лике парти
заны истребили близ деревни Круг 36 гитлеровцев.
Действия американской
авиации
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, в Лондоне офи
циально об’явлено, что 3 ноября крупнейшее из всех оперировавших до оих пор соединений американ
ских тяжёлых бомбардировщиков появлялось над Северо-Западной Германией.
ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, в Лондоне официально об’явлено о том. что американские бомбард щровщики «Мародер», сопровождавшиеся истребителями «Спитфайр», атаковали гер
манский аэродром в Сент-Андре де л’Эр (Северная Франция, департамент Эр).
На лекции писателя А. Фадеева

Партизан и поэт

МОСКОВСКИЙ театр оперетты ра
ботает сейчас в полном составе. В коллектив включена и та часть работников театра, которая вернулась из Кузбасса. Многие артисты уже Введены в текущий репертуар.
В беседе с нашим сотрудником директор театра С. М. Аникеев рас
сказал о новых спектаклях, которые увидят москвичи в зимнем ееэоне:
— Московский театф оперетты во
зобновляет два спектакля, поставленных в Кузбассе; «Дочь тамбурмажора» и «Табачный капитан».
«Дочь тамбур-мажора» Оффенбаха относится к числу лучших произведений опереточной классики. Напи
сана она с присущим Оффенбаху богатством мелодий, лиризмом, лёгкостью. От других его оперетт «Дочь тамбур-мажора» отличается тем. что в ней широко звучит героическая тема — борьба французского наро
да в 1793 году против интервентов
и врагов революции. Центральные действующие лица спектакля: деву
шка из народа Стэлла (заслуженная
артистка РСФСР Е. Лебедева) и группа восставших марсельцев —
Монтабор (заслуженный артист РСФСР Н. Бравин), Робер (М. Ур
бан) и Гриолэ (В. Алчевский), К тодина (0. Власова).
Действие музыкальной комедии «Табачный капитан» (текст Н Адуева, музыка В. Щербачева) происходит в эпоху Петра. В основу сюжета положен известный исторический факт. Во время посылки Петром дворянских сыновей для обучения за границу один из них, ти
пичный Ьедоросль, взял с собой крепостного слугу Этот слуга про
шёл вместо своего господина весь курс навигационного искусства и после возвращения в Россию был
В Театре оперетты
произведен Петром в капитаны русского флота. Роли исполняют: Н. Бравин (Петр), М. Урбан (Калмыков), Е. Лебедева (Люба), С. Пе
трова (Де-Корси), О. Власова (Ниниш), В. Алчевский (Антон Сви
нин), В. Карпов (Плющихин), И. Стравинский (Ганнгабал), В. Зарубеев (Смуров), С. Кулаков (Корсаков) и др.
«Дочь тамбур-мажора» и «Табачный напитай» поставлены заслуженным артистом РСФСР И. Раппо
портом. который будет постоянным режиссёром-ностановщиком нашего театра. Оформление художника А. Самохвалова. дирижёр — Г. Фуке-Мартин, балетмейстер — Л. Лукин. Оба спектакля будут показаны в ноябре
Одновременно театр приступил к remote над постановкой «Аскольдовой могилы» А. Верстовското — одного из лучших образцов русской
музыкальной классики конца XVIII и начала XIX вв., по форме, близкой к оперетте.
«Аскольдова могила» — это «опера-водевиль», в которой прозаический текст чередуется с музы
кальными номерами. В ней наряду с героическими и лирическими сце
нами много весёлых, -комических сцен. Вот почему исполнение ее ближе к технике опереточного актёра.
«Аскольдова могила», впервые показанная в 1835 г-, пользовалась
в свое время огромным успехом. Хоры и арии «Гой ты, Днепр», «В старину живали деды», «Уж как
веет ветерок». «Близко города Славянска» и др. вошли в народный репертуар.
Музыка Верстовского до сих пор не утерягйк своей свежести, обаяния и является блестящим классическим
ебразцом русской музыки. Текст М. Загоскина устарел, по заказу те
атра В. Шкваркин написал новый текст.
Центральный персонаж спектакля Б сеслав — внук Аскольда, одного из дружинников Рюрика. Действие происходит в X веке в Киевской Руси. Из чужих земель в Киев пробирается неизвестный. Он предлагает Всесдаву убить князя Святослава и с помощью печенегов завладеть княжеством. Всеслав, горячо любящий свою родину, категорически отказывается. Тогда неиз
вестный плетет целую сеть интриг против Всеслава и его невесты. Все интриги разбивает слуга Всеслава весёлый. сметливый Торобка со своим братом Дулебом. л
Спектакль ставит художественный руководитель театра народный артист РСФСР Г. Ярон. Дирижёр— заслуженный аптист РОФСР М. Жуков. Художник — Б. Волков. Ба
летмейстеры — Л. Поопехин, Н. Иопко и А. Радунский.
В дальнейшем репертуарном плане театра «Баядерка» Кальмана с новым текстом Дм Цензора.
Мы включим в репертуар театра также лучшие советские оперетты, над которыми сейчас работают дра
матурги и композиторы по заказу Комитета по делам искусств, Упра
вления по делам искусств при СНК РСФСР я налтето театра.
Ha-днях писатель А. Фадеев выступил в Колонном зале Дома союзов о публичной лекцией «О совет
ском патриотизме и национальной гордости народов СССР». Лекция была организована Лекционным бюро_ при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР.
— Против немецко-фашистских захватчиков, — говорит лектор, — поднялся в едином патриотическом порыве весь многонациональный со
ветский народ. Первая и важнейшая причина этого, невиданного в истории патриотического подема заклю
чается в принципиально отличном от всякого другого — советском характере нашего патриотизма. «Никогда не победят того народа, — говорил Ленин, — в котором рабочие и крестьяне в большинстве своём уз
нали. почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть — власти трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им и их детям обеспечит возмож
ность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда».
Советские воины стали на защиту страны, предоставившей всем своим народам неиссякаемые возможности для процветания их на
циональной культуры- Фашистские мерзавцы, питавшие надежду поработить свободные народы Советской Страны, воочию убедились, что значит оскорбить великое чувство национальной гордости советских народов. Воййа показала превосход
ство свободных народов СССР над фашизированными немцами — раба
ми и поработителями, превосходство военное, организационное, культур
ное. В этом залог побед Красной Армии, которая громит и разгромит до конца гитлеровскую армию.
Лектор подробно останавливается на исторической освободительной миссии великого русского народа, который и в нынешней войне показал себя передовым борцом за освобождение человечества от язвы фашизма.
Могли ли фашистские вандалы сломить свободолюбивый лух героического русского народа, прославившегося в веках своими славными
победами над всеми, кто дерзал попирать священную русскую землю? Эпическую силу русских испытали на себе и монголы, и немецкие псырыцари, и войска Наполеона, и ин
тервенты в 1918—20 годах. В каком жалком свете предстает перед нами надежда немцев на порабощение русского народа, о котором товарищ Сталин говорил, как о великой «нации Плеханова и Ленина, Белин
ского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Пав
лова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!.:».
Глубоким патриотизмом, горячей верой в русский народ, говорит лектор, проникнуты величайшие произведения передовых людей своей эпохи, классиков русской литературы. Они любили Россию, её приро
ду, богатый красочный русский язык, они видели и чувствовали в русской песне красоту и правду, чи
стоту и искренность души народной. И этот патриотизм передовых рус
ских людей, их стремление, чтобы Россия и русская культура играли передовую роль в развитии всего
человечества, были неотделимы от глубокого уважения к национальной чести и достоинству других народов.
Великие традиции русской культуры, обогащенные опытом всей на
шей современной жизни, находят своё продолжение в деятельности советских ученых, изобретателей, работников искусств и литературы.
— Грозная опасность, нависшая над любимой родиной,—говорит тов. Фадеев, — особенно укрепила узы доверия, дружбы, связывающей все народы Советской страны На фрон
тах Отечественной войны сражаются русские, украинцы, белоруссы, грузины, узбеки, латыши, литовцы, эс
тонцы, молдаване, казахи и другие народы СССР.
Любовь к отечеству вдохнула неоокрушимую силу в каждого воина
Красной Апмии. Светлый гений Сталина ведёт и приведёт нас к победе над врагом, к изгнанию его с земля нашей родины, к осуществлению нашей великой освободи
тельной миссии по отношению ко
всем народам, порабощённым гитле-. ризмом.
На открытии сезона в зале им. П. И. Чайковского
«Денис Давыдов, поэт-партизан», — так был озаглавлен в афише литературно-музыкальный вечер, ко
торым Концертный зал им. П. И. Чайковского открыл на-днях свой зимний сезон 1943/44 г.
Программа вечера, составленная продуманно ‘ я со вкусом, подчине
на была единой задаче: воссоздать черты самобытного и яркого обра
за одного из популярнейших героев Отечественной войны 1312 года
Своеобразным эпиграфом к концертной программе послужило вы
ступление Государственного хора русской песни под управлением А. В. Свешникова. Современная партизанская песня «Ой, туманы мои, растумавы» (музыка Захаро
ва, слова Исаковского) образно подчеркнула глубокое внутреннее родство событий, развернувшихся ныне «на старой Смоленской доро
ге», и той исторической были, о которой говорят славные летописи 1812 года. Исполненные затем ста
рые солдатские песни («Бородино». «Во кузнице», «Вдоль да по речке») воссоздали атмосферу «одетых ды
мом биваков* и боевых походов. в которой протекали и отроческие и врелые годы жизни война-поэта
Дениса Давыдова. Эта жизнь вся была отдана матери-родине, умножению славы русского оружия.
— Любишь ли ты солдат, друг мой? — спрашивает в 1793 года
девятилетнего Дениса великий Суворов. И мальчуган от всего сердца говорит:
— Я люблю Суворова! В нём все: и солдаты, и победа, и слава!
Рассказ самого Давыдова «Встреча с великим Суворовым» бьЛг ма
стерски прочитан М. Царёвым. С большой искренностью и теплотой исполнил два романса йа тексты Дениса Давыдова (музыка Алябьева н Даргомыжского) А. Иванов. Сил но прозвучала прочитанная В. Яхонтовым композиция из стихэтвор.цкй цоэтя-партизана. перемежающихся с отрывками из его воспоминаний.
С большим подъёмом исполнил торжественную увертюру Чайковского «1812 год» сводный оркестр Наркомата Обороны под управле
нием генерал-майора С. Чернецкого, продемонстрировавший хорошую сыгранность н мягкость звучания. Из других участников концерта можно отметить Н. Ефрон, отлично прочитавшую отрывок из «Войны и мира»,..
Закончился концерт сценой из «Фельдмаршала Кутузова» в исполнении артистов театра им. Вахт* ч-гга.
Такие тематические концерты интересны и содержательны. Они воспитывают художественный вкус, помогают ощутить величие нашей культуры, укрепляют нашу любовь к родине.
Р. Владимиров.

„О советском патриотизме и национальной гордости народов СССР“

отовсюду

* ВОЕННОЕ министерство США об’- явило о назначении бывшего коман
дующего 10-м американским ави.тсосдиненйем в Индии генерал-майора Бисселла помощником начальника штаба военно-воздушных сил по вопросам
разведки вместо бригадного генерала Соренсена.
* В США скончался германский эмигрант, известный режиссёр Макс Рейнгардт.
* АГЕНТСТВО АФИ передает сообщение радио Виши о том, что в Де
партаментах Сона и Луара. Коррез и Изер арестовано 12 «террористов (так
именуют Французских патриотов лавалевские лакеи Гитлера).

Коллективы

Московской областной филармонии -

Гитлеровцы пытаются террором предотвратить распространение антивоенных настроений Ненависть иностранных рабочих к своим
поработителям Обострение транспортных трудностей.
Телеграммы из-за границы