5 ЯНВАРЯ 1943 Г.

ВТОРНИК № 3 (5751)

Цена 20 коп.

Коллектив завода № 172 им. Молотова обратился ко всем предприятиям страны с призывом — развернуть Всесоюзное социалистическое соревнование в честь XXV годовщины Красной Армии.Товарищи рабочие и работницы, инженеры, техники и служащие! Встретим XXV годовщину Красной Армии производственными успехами, усилением помощи фронту! Дадим Красной Армии еще больше оружия, боеприпасов и продовольствия для быстрейшего разгрома врага.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Вечернее сообщение 4 января

В течение 4 января наши войска в районе среднего Дона, юго-западнее и южнее Сталинграда, на Центральном фронте и на Северном Кавказе вели наступательные бои на прежних направлениях. Наши войска овладели городом Черныш- ковский и железнодорожной станцией Чернышков.

★В районе Сталинграда наши войска вели артиллерийскую перестрелку с противником. На одном участке артиллерийским огнём разрушено несколько ДЗОТ’ов, уничтожено 2 орудия и рассеяно до роты пехоты противника. В заводском районе наши штурмовые группы уничтожали вражеские укрепления. Советские бойцы пробирались к ДЗОТ’ам; и блиндажам немцев и взрывали их вместе с гарнизонами. Уничтожено более 200 немецких солдат и офицеров. Захвачены трофеи и пленные.

★Юго-западнее и южнее Сталинграда наши войска продолжали наступление и овладели рядом населённых пунктов. Н-ская моторизованная часть зашла во фланги группы немецких войск и смелой атакой выбила её с выгодных позиций. Отступая, гитлеровцы бросили 2 танка, 14 орудий, 9 автомашин, много вооружения и боеприпасов. На поле боя осталось свыше 300 вражеских трупов.

★В районе среднего Дона наши войска вели успешные наступательные бон. Наши войска заняли город Чернышковский и станцию Чернышков. Захвачены большие трофеи: 2 миллиона снарядов,500.000 авиабомб, 17 самолётов, большое количество складов с продовольствием и военным имуществом. Наши части продолжают сжимать кольцо вокруг блокированных гарнизонов противника. На выручку одному своему окруженному гарнизону немцы бросили крупные силы. Пехота и танки противника неоднократно предпринимали контратаки, но под убийственным огнем нашей артиллерии откатывались обратно. На поле боя осталось более 1.000 вражеских трупов. Подбито к сожжено 24 немецких танка,

★На Центральном фронте наши войска частью сил вели наступательные бои, а на остальных участках укрепляли занятые позиции. Юго-западнее Великих Лук бойцы Н-ской части ворвались в населённый пункт и ведут уличные бон. Захвачено 2 орудия, 8 пулемётов и 3 миномёта. В районе западнее Ржева наши подразделения отразили несколько атак мелких групп пехоты противника.

★На Северном Кавказе наши войска развивали наступление. В боях за один крупный населённый пункт истреблено 300 вражеских солдат и офицеров. Захвачен танк, 5 автомашин и 20 станковых пулемётов. В районе другого населённого пункта советские бойцы захватили 2 склада о боеприпасами, склад с продовольствием, 43 автомашины, 6.000 снарядов, 500 мин, 4 радиостанции и другое военное имущество.

★Партизанский отряд действующий в Витебской области, пустил под откос 8 эшелонов противника. При крушениях разбиты 92 вагона, 16 цистерн и 48 платформ. За месяц активных боевых действий партизаны этого отряда кроме того подбили 3 танка, сожгли 52 автомашины, взорвали 11 шоссейных мостов и вырезали 17 км. телефонно-телеграфной линии связи. Другой отряд витебских партизан из засад на шоссейных дорогах истребил более 200 гитлеровцев.

★3 января главная ставка Гитлера сообщила: «Германские части начали новый год крупными атаками в районе Терека. Все контратаки большевиков разбились о сопротивление наших частей». Эта хвастливая болтовня гитлеровских заправил находится в вопиющем  противоречии с истиной. Новый 1943 год немецкие войска начали быстрым, но попятным движением на многих фронтах, в том числе и в районе Терека. Уже в первые дни нового, 1943, года советские войска заняли города Моздок, Малгобек и десятки других населённых пунктов. Не смешно ли говорить о каких-то мифических , «крупных атаках» немецких войск, когда гитлеровцы под ударами Красной Армии оставляют один населённый пункт за другим н откатываются на запад!

3-го же января германское информационное бюро передало из главной ставки Гитлера германскую военную сводку. В ней говорится: «В ходе успешной наступательной операции к западу от Калуги уничтожен один батальон противника, 95 огневых точек и ДЗОТ ов и захвачены пленные». И это сообщение также является обычной лживой брехнёй гитлеровцев. Калуга уже давно находится в тылу советских войск. К западу от Калуги, как об этом уже сообщало Совинформбюро, попрежнему царит затишье. Никаких военных операций ни немцы, ни советские войска за последние дни здесь не проводили.

Германская армия начала 1943 год отступлением, а гитлеровская ставка—новыми потоками лжи. Столь же глупые, сколь и лживые выдумки ставки Гитлера оборачиваются против самих же гитлеровских заправил и выставляют их на всеобщее посмешище. Вот уж поистине—«Хвалилась кобыла, что воз с горшками побила».

Утреннее сообщение 5 января

В течение ночи на 5 января наши войска в районе среднего Дона, юго-западнее и южнее Сталинграда, на Центральном фронте и на Северном Кавказе продолжали вести наступательные бои на прежних направлениях.

★В районе Сталинграда наши войска, вели огневой бой и разведку противника. В заводском районе наши подразделения ночью проникли в расположение гитлеровцев и захватили несколько зданий. Северо-западнее Сталинграда советские артиллеристы разрушили 7 немецких ДЗОТ ов и блиндажей, взорвали склад боеприпасов и рассеяли роту вражеской пехоты.

★Юго-западнее и южнее Сталинграда наши войска продолжали наступление и заняли несколько населённых пунктов. На одном участке наши артиллеристы уничтожили на посадочной площадке 11 немецких самолётов, подавили огонь артиллерийской и миномётной батарей противника. На другом участке немцы предприняли контратаку, но, встреченные пулемётным и залповым ружейным огнём, в беспорядке отошли на исходные позиции, оставив на поле боя много трупов.

★В районе среднего Дона наши войска продолжали успешное наступление. На одном участке завязался бой со свежими вражескими силами, только что прибывшими на фронт. Немцам вначале удалось потеснить наши подразделения. Тогда вступили в бой советские танкисты. Ударив противнику во фланг, наши танки смешали боевые порядки гитлеровцев, нанесли им тяжёлый урон ж вынудили отступить. Подбито и сожжено 49 вражеских танков, уничтожено несколько сот немецких солдат я офицеров. На другом участке наши бойцы, преследуя отступающего противника, заняли ряд населённых пунктов.

★На Центральном фронте, юго-западнее Великие Луки, бойцы Н-ской части, преодолев минные поля и проволочные заграждения, ворвались в сильно укреплённый узел вражеской обороны. После ожесточённой схватки противник был выбит с этого рубежа. Захвачено 9 пулемётов, 4 миномёта, радиостанция и склад с боеприпасами.В районе западнее Ржева наши части отразили атаки мелких групп противника. Советские разведчики ночью пробрались в тыл немцев, истребили 30 гитлеровцев и взорвали несколько ДЗОТ’ов.

★На Северном Кавказе наши войска продолжали продвигаться вперёд и заняли несколько населённых пунктов. Особенно ожесточенный бой произошёл в районе большого села. Немцы бросили в контратаку значительное количество пехоты и танков. Артиллеристы, сопровождавшие наших пехотинцев, открыли огонь и подбили 8 вражеских танков. В рукопашной схватке, действуя штыком и прикладом, советские бойцы разгромили гитлеровцев и заняли село. На поле боя подсчитано 330 вражеских трупов. По предварительным данным, только одной нашей частью при взятии города Моздока

ПОДВИГ КОМСОМОЛЬЦА ОХУЛЬКОВА

ДОНСКОЙ ФРОНТ, 5. (Спец. корр. ТАСС). В бою северо-западнее Сталинграда был смертельно ранен комсомолец Охульков. Но и в последнюю минуту жизни в нём не угасла лютая ненависть к врагу.

Немцы бросили в контратаку против наших наступающих частей большую группу танков. Один из них проходил мимо раненого Охулькова. Умирающий боец был настолько слаб, что уже не мог бросить противотанковую гранату. Тогда он лёг с этой гранатой под гусеницы вражеской машины. Раздался взрыв, и разбитый танк остановился.

Бессмертный подвит комсомольца Охулькова воодушевил всех бойцов. Они стали сражаться еще яростнее. Танковая контратака немцев была отбита.

разгромлены два немецких батальона, захвачено 15 танков, 8 орудий, походная автомастерская, два больших склада с боеприпасами, много мотоциклов и велосипедов.

★На Ленинградском фронте наши снайперы за три дня истребили 479 гитлеровцев. Огнём артиллерии разрушено 45 вражеских ДЗОТ’ов и блиндажей, взорвано 2 склада с боеприпасами.

★Группа орловских партизан пустила под откос немецкий воинский эшелон. Разбито 7 платформ с зенитными орудиями, 10 платформ с танками и 2 вагона с солдатами. Партизаны другого отряда, действующего в Орловской области, организовали крушение воинского эшелона. Убито до 200 немецких солдат и офицеров.

★В районе Котельниково на сторону Красной Армии перешёл унтер- офицер 6 немецкой танковой дивизии Эмиль К. Перебежчик рассказал; «До последнего времени наша дивизия находилась во Франции. Когда русские начали наступление в районе Сталинграда, многие немецкие части были дополнительно переброшены из Франции на восток. Так, в ноябре 1942 года отправлена в Россию 337 пехотная дивизия, которая находилась во Франции с марта 1940 года. Вскоре вслед за ней была в спешном порядке переброшена и наша танковая дивизия. Теперь, если не считать дивизий СС, во Франции остались части, укомплектованные, как правило, неполноценными солдатами. Например, в резервных батальонах очень много солдат, признанных годными лишь к гарнизонной службе на ро- дине или к нестроевой службе в тыловых частях».

★В новогоднюю ночь бельгийские патриоты убили в Брюсселе несколько немецких оккупантов. В кафе, где немецкие офицеры собрались встретить новый год, было брошено несколько гранат. Среди гитлеровцев имеется много убитых и раненых.

Центральный фронт. Район г. Великие Луки. Немецкие орудия, захваченные наступающими частями Красной Армии.

Фото В. БАШКИРОВА (ТАСС).

3 января наши наступающие войска внезапным ударом овладели городом и железнодорожной станцией МОЗДОК, а также городом МАЛГОБЕК.

СОВИНФОРМБЮРО.

4 января наши наступающие войска овладели городомЧЕРНЫШКОВСКИЙ и железнодорожной станцией ЧЕРНЫШКОВ.

В районе Чернышковский захвачены большие трофеи, среди которых самолётов — 17, снарядов — 2.000.000, авиабомб — 500.000, а также склады с продовольствием и военным имуществом.

СОВИНФОРМБЮРО.

МОСКВА, КРЕМЛЬ

Председателю Государственного Комитета Обороны

Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Коллектив рабочих, инженерно-технических работников и служащих завода НКВ № 172 имени Молотова, являясь инициатором соревнования вооруженцев, с первого дня всесоюзного социалистического соревнования перевыполняет государственный план и свои обязательства. В конце года выпуск пушек по сравнению с январём мы удвоили. По сравнению с довоенным периодом выпуск пушек увеличен более чем в 10 раз. Задания ГОКО по артиллерии перевыполнены, и сверх плана оснащено вооружением 40 полков. Себестоимость продукции снижена на 27 проц. От внедрения рабочих рационализаторских предложений сэкономлено 22,4 миллиона рублей. Рентабельность завода за год составляет 42 миллиона. Коллектив завода добился высокой чести, завоёвывая в течение четырёх месяцев красное знамя ЦК ВКП(б). Воодушевлённые Вашим докладом и приказом, также героическим наступлением нашей Красной Армии, рабочие и служащие завода ставят своей задачей в 1943 году дать ещё больше вооружения для фронта. Мы обращаемся ко всем предприятиям нашей страны с призывом — ещё шире развернуть всесоюзное социалистическое соревнование в честь 25-й годовщины нашей Красной Армии и обязуемся оснастить вооружением сверх плана 10 полков. Мы заверяем Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, что не пожалеем своих сил и времени, чтобы дать ещё больше оборонной продукции для скорейшего разгрома врага.

По поручению коллектива завода

Директор завода — БЫХОВСКИЙ

Секретарь РК ВКП(б) — КУШНЕВСКИЙ

Парторг ЦК ВКП(б) — СЮНДЮКОВ

Председатель завкома — ШЕСТОПАЛОВ

Комсорг ЦК ВЛКСМ — ПОПОВ

Стахановцы завода: ГАЛАНИН

ГИЛЕВ

СОСНИН

ЗЫРЯНОВ

БАГАЕВА.

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ГЕРОИ БОЕВ ЗА ВЕЛИКИЕ ЛУКИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 4. (Спец, корр. ТАСС). Великие Луки укреплялись немцами в течение долгих месяцев. Вокруг города был создан мощный оборонительный пояс со сложной системой инженерных сооружений. В самом городе немцы приспособили для длительной обороны почти вое каменные здания. Используя густую сеть огневых точек, противник оказывал упорное сопротивление нашим наступающим частям.

Ожесточённые бои шли за каждый дом, за каждый квартал. В этой борьбе много героических подвигов совершили советские воины.

Пулемётчик старший сержант Васильев, продаигавшийся со своим «Максимом» вдоль улицы, огнём немецких миномётов был отрезан от своего подразделения. Старший сержант вскочил в первый попавшийся кирпичный дом я устроил амбразуру в стене.

Гитлеровцы несколько раз атаковали здание, в котором находился Васильев, но пулемётные очереди заставляли их откатываться назад. Старший сержант отразил 4 атаки гитлеровцев. Спустя некоторое время наша пехота выбила немцев с занимаемых ими позиций, и Васильев вернулся в овоё подразделение.

Восемь автоматчиков во главе с лейтенантом Ульяновым получили приказ разведать огневые средства и силы противника в пескольких кварталах. Разведчики выступили ночью. Проникнув в немецкие кварталы, бойцы обнаружили два ДЗОТ’а, построенные между домами, и решили атаковать их. Завязался бой. Красноармейцы Нефедов и Мальков били из автоматов по амбразурам ДЗОТ ов, а остальные бойцы действовали гранатами. ДЗОТ’ы были захвачены, но немцы окружили смельчаков. Завязалась ожесточённая схватка. Гранатами разведчики отразили все вражеские атаки. Подтянув ещё одно подразделение, фашисты снова бросились в атаку. Гранаты у бойцов вышли и пришлось отбиваться только огпём автоматов. До самого утра 8 автоматчиков стойко отражали непрерывные атаки немцев. К полудню наше подразделение перешло в наступление и замяло весь район, истребив около сотни гитлеровцев.

Геройски вела себя санинструктор Полина Яциценко. Под ожесточённым артиллерийским обстрелом она оказывала помощь раненым бойцам и командирам. На перевязочный пункт, расположившийся в сарае, привезли тяжело раненого бойца. В момент, когда девушка делала ему перевязку, над головой пронёсся один, другой, третий снаряд. Четвёртым снесло крышу. Девушка, однако, не прекращала работы. Она закончила перевязку и укрыла бойца в безопасное место.

Лейтенант Подкосов командовал взводом противотанковых орудий. Его лёгкие пушки всё время двигались с пехотой и разбивали препятствия, мешавшие нашим бойцам продвигаться вперёд.

Орудийный расчёт сержанта Свирбут, в состав которого входят наводчик Беларус и заряжающие Исаев и Пупков, невзирая на неистовую бомбардировку, вели огонь по противнику. Они уничтожили два миномёта врага. Бомбардировка усиливалась, но расчёт Свирбута продолжал стрелять и поджёг немецкий склад с боеприпасами.

Бойцы и командиры проявили высокое чувство воинского долга и товарищества. В бою командир одного из подразделений задержался на проволочном заграждении. Немцы открыли огонь. Рискуя жизнью, на выручку командиру побежал красноармеец Мендыбаев и спас его.

Так геройски сражались советские воины за Великие Луки.

Единоборство бойца с танком

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФРОНТ, 5. (Спец. корр. ТАСС). Этот беспримерный поединок произошел у одной из высот, невдалеке от Великих Лук. Теснимые нашими войсками немцы оставили важный тактический рубеж, но на следующий день, подтянув свежие силы, предприняли контратаку. Впереди двигались шесть танков.

У склонов высоты и на ее вершине, стоя в глубоких окопах, ждали наши бронебойщики. Первый выстрел по вражеским машинам сделал красноармеец Кудряшев. По его сигналу открыли огонь и другие расчёты противотанковых ружей. Три бронебойных пули зажгли немецкий танк, на полной скорости несшийся к нашим огневым точкам. Сквозь клубы дыма было видно пробивающееся пламя. Танк сгорел, и ни один человек из его экипажа не спасся. Скоро один из расчётов подбил вторую машину. Однако остальные танки продолжали рваться вперёд.

Артиллерийская батарея открыла заградительный огонь. Немецкие танки остановились, но одному из них удалось прорваться к нашему переднему краю. Он шел прямо на окоп бронебойщика Кудряшева. Не успел Кудряшев произвести выстрел, как вражеская машина надвинулась на его окоп. Бронебойщик втянул голову в плечи и весь сжался. В окопе стало темно. Посыпалась земля. Гусеницами помяло противотанковое ружьё.

С пистолетом в руке Кудряшев мгновенно выбрался из окопа и вскочил на броню фашистской машины. Немецкий танкист, один уцелевший из всего экипажа видимо, решил, что советский бронебойщик раздавлен, и открыл люк. Выстрелом из пистолета Кудряшев убил танкиста. Так бронебойщик Кудряшев вышел победителем из необычайного поединка с танком.

И. Денисов.

Снайперы истребили 1.086 гитлеровцев

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 5. (Спец. корр. ТАСС). С каждым днём растёт боевой счет снайперов Н-окого соединения. Мастера меткого огня выходят в засады, подстерегают и уничтожают гитлеровцев.

Только одна снайперская команда за 17 дней истребила 1.086 гитлеровцев. Особенно больших успехов добилась группа снайперов под командоваяием сержанта коммуниста Сюткика. Она ни минуты не давала покоя фашистам.

Немцы строили укрепления. Стрелки Элизошвили и Любезнов, умело выбрав огневые позиции, уничтожили свыше десятка фашистов.

Отлично действуют и другие снайперы. Красноармейцы Дадашев, Богданов и Джабраилов втроём за 17 дней истребили 66 фашистов.

Уличные бои на окраинах Сталинграда. Группа красноармейцев врывается в дом, где укрепились немцы.

Фото А. ЗЕНИНА (ТАСС).

Сегодня в «Правде» опубликованы ответные телеграммы товарища Сталина:

Ульяновск. Патриаршему местоблюстителю Сергию митрополиту московскому; Иваново. Секретарю Ивановского обкома ВЛКСМ товарищу Мордвишиной; Фрунзе. Секретарю обкома комсомола Киргизии товарищу Абдыгулову; Гор. Артем Приморского края зав. шахтой № 3-Ц треста Артемуголь Базалей Михаилу Дмитриевичу; Колхоз им. Калинина Воскресенского района Саратовской области председателю колхоза тов. Марьину, председателю сельсовета тов. Засоркину; Колхоз имени Кирова Череповецкого района Вологодской области председателю колхоза тов. Кондратьеву; Колхоз «Строитель» В. Устюгского района Вологодской области председателю колхоза Смирновой Елене Владимировне; Колхоз «Колхозный труд» Приморского края председателю колхоза тов. Корф Анастасии, парторгу тов. Смепик Евдокии; Колхоз имени Али-Байрамова селение Коби Молотовского района гор. Баку председателю колхоза тов. Ашур Гасан Бала Оглы; Дагестанская АССР Сергокалинский район селение Мамааул колхоз имени Омарова колхознику тов. Казиханову. Юсупу; Актюбинская область Мартукский район колхоз «Степной пахарь» тов. Копыцы Анастасии Ивановне; Казахская ССР Джамбулская область Таласский район колхоз Тандынского сельсовета председателю колхоза тов. Джумагурову Биипаю; Азербайджанская ССР Хизинский район село Агдара колхоз имени Молотова председателю колхоза тов Мусаеву Иса- гзеан Оглы; Актюбинская область Мартукский район колхоз «Степной пахарь» свинарке колхоза тов. Глухайниной Клавдии Васильевне; Директору 1 Московского педагогического училища тов. Яковлеву В. Г., секретарю парторганизации тов. Хаханову И. И., секретарю комитета ВЛКС-М тов. Мосиной К., местком тов. Рындину А. А., председателю профкома тов. Тевпиной Э.; Колхоз имени Буденного Туркмен-Калинского района Марыйской области Туркменской ССР председателю колхоза Ходжа Мурад Рахманову; гор. Ижевск Удмуртской АССР священнику Успенской церкви Владимиру Александровичу Стефанову; Нижний Тагил Свердловской области колхоз «Заветы Ильича» председателю колхоза товарищу Варнавскому; Акмолинская область Кургальджинский район колхоз имени Кирова колхознику тов. Намапыкову; Женам фронтовиков Вологодская область Пришекснинский район колхоз «Достижение» заведующей молочно-товарной фермой Прасковье Сергеевне Смекаловой, Москва ул. Воровского д. 26 кв. 10 Марии Иосифовне Орловой, Москва Рахмановский пер. д. 4 кв, 17 Елизавете Давыдовне Глаголевой; Командиру части № 246 военинженеру 3 ранга Воробьеву; Луховицы. Секретарю Луховицкого райкома ВКП(б) товарищу Михайлозу; Красный Яр Саратовской области секретарю Красноярского райкома ВКП(б) товарищу Клюеву; Новоузенск Саратовской области секретарю Новоузенскюго райкома партии товарищу Панову; Гурьевская область секретарю Денгизского райкома КП (б) Казахстана товарищу Тарасову; Ключи Алтайского края секретарю Ключевского райкома ВКП(б) товарищу Ветрову; Карагандинская область Тельманский район колхоз «Центральный» бухгалтеру колхоза тов. Гуц Ивану Степановичу; 754 полевая почта часть 463 тов. Зигура Ивану Андреевичу; Туркменская ССР Ашхабадский район Аул Безмеин колхоз «12 лет РККА» председателю колхоза тов. Махтуму Каибову; Архангельская область Исакогорскнй район колхоз «Красный огородник» председателю колхоза тов. Ижмякову Матвею Григорьевичу; Колхоз имени Кирова Котовского района Горьковской области председателю колхоза тов. Глебову Федору Ивановичу; Туркменская ПОР Ташаузская область Куня-Ургенчский район колхоз им. 8 марта председателю колхоза товарищу Овезову.

В последний час