ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

Урал — фронту. На танковом завода.
Рис. художника П. ВАСИЛЬЕВА. (Из серии уральских зарисовок).

СЛЕДЫ ВРАГА

Ч

ЕЛОВЕК, который впервые уви
дел Сталинград в те часы, когда в городе ликвидировали последние очаги сопротивления немцев, не мог отделаться от необычного ощуще
ния. Ему казалось, что город вымер я случилось это давно, давно.
Это ощущение было и у бойцов, которые штурмовали город. Гремели выстрелы, рвались гранаты, била противотанковая артиллерия, наступающие двигались вперёд. Но город был мёртв. Даже залпы тяжелых орудий, сплошной стеной опоясав
ших обречённую на истребление группировку врага, не смогли! рассеять это ощущение.
Наступающие с боем шротли Даргору — чудесный дачный посёлок. Теперь здесь торчали только облом
ки стен, трубы да остовы железных кроватей, запорошенные снегом. И хотя девять из десрти бойцов, пришедших сюда окружить и уничтожить прорвавшегося к Волге врага,
никогда до этого в Сталинграде не были, каждый из них самому себе вслух невольно задавал вопрос:
— Что это?
Им, простым советским людям, отдавшим лучшие годы на одроительетво, на созидание, была непонятна
тупая жестокость, с которой немцы квартал за кварталом разрушали го
род. Онайпер-нанаец — человек с Крайнего Севера — Максим Пассар, уничтоживший 236 немце®, автома.т- чик-кнрги.3 Байдулов, ка-зах Утаган Акузов II сотни, тысячи других, с боем очищавшие улицы советского города orг врага, встречая на каж
дом шагу своего пути разрушения, спрашивали:
— Что это?
И словно в ответ на вопрос тысяч прозвучала короткая, полная непередаваемой ненависти реплика:
— Это следы врага.
Да, это так! Всюду, где ступала нога варвара в зелено-голубой шинели, земля устилалась обломками яданпй.
Никакими военными соображения ми нельзя об’яснить того, что сде
лали немцы в Огалннтраде. Дом за домом* улицу за улицей, квартал за кварталом отвоёвывали советские войска у неприятеля, и всюду встречали они следы варварского разрушения.
Многие здания были снесены бомбардировкой ещё в те днн, когда немцы приближались к Волге. Но сколько таких, которые разрушены в самые последние дни! Их под
жигали фашисты, откатываясь под ударами советских воинов в глубь города, поджигали, взрывали в бессильной ярости.
Вот колоссальное здание. В его стенах много сквозных отверстий от прямого попадацня снарядов. Но портал у него подорван снизу. Зачем это сделано, невозможно об’яс
нять. Вот ещё новое здание. Оно пострадало дважды. Фугасной бом
бой повреждён под’езд, и взрывом снизу разрушена стена. Очень мно
гие дома предварительно ограблены с немецкой пунктуальностью дочиста я затем уже разрушены. Вырублены скверы. Трудно поверить, чтобы небольшие, тщательно подстриженные деревца могли всерьёз слу
жить топливом. Их уничтожали из садистской страсти к разрушению.
На одной из улиц догорает огромный- многоэтажный дом. Когда штурмовые группы обтекали его, он ещё стоял целым. Но вот немцы
бежали отсюда, опасаясь попасть в окружение, и дом запылал.
Глядя на эти развалины, старший сержаят Джумабек Не.бесов из Туркмении оказал:
— Я з®аю, на что это похоже. Это похоже на развалины древнего Мерва. Но это было во времена Чингисхана н с той поры не повторялось.

В городе раздавались последние выстрелы. Обезумевший от страха перед ответственностью за всё сде
ланное им, вражеский автоматчик, забившийся среди развалин дома, время от временш по-воровски, ук
радкой ‘давал короткие очереди по одиночным советским бойцам, а из каких-то неведомых щелей на овет уже выходили чудом уцелевшие жители Сталинграда*
Все эти 5 месяцев они перебирались из подвала в подвал, из квар
тала в квартал, жались к Волге на этом клочке города, который с таким ещё невиданным в мире упорством отстаивали советские вой
ска, Ош всё потеряли — дома, одежду, утварь, потеряли близких, но этот гфочок земли, не занятый врагом, быт их родиной. И они, презирая смерть, оставались здесь.
— Куда я уйду? — сказал преждевременно поседевший Максим Николаевич Пухов, рабочий железнодорожного депо. — Здесь моя родина.
— А если бы наши войска отступили за Волгу?
— Этого не могло быть, — сдержанно возразил Пухов. — Сталин сказал, что под Сталинградом будет начало разгрома немецкой армии.
Измождённая пережитым, Александра Ивановна Карпенко, жена бойхш, Красной Армии, по-своему выразила эту же мысль:
— Мы сталинградские... А что стреляют, ну что же тут сделаешь! Теперь весь народ на войне.
Враг разгромлен. В подвалах, где гнездились фашисты, ужасающий беспорядок. Ящики с медикамента
ми перевёрнуты. На полу валяются склянки, какие-то порошки, стерилизованные бинты, вата, В офицерских помещениях столы усеяны бн
тыми рюмками самых разнообразных форм и назначений: ликерны
и. водочными, для шампанского... Их стащили, , сюда немцы из остаалепных жителями квартир. По сте
нам в три яруса высятся нары. Но это не обычные нары. Вместо досок здесь пружинные матрацы или металлическая пружинная сетка, также украдеошые у местного населения. Кое-где ещё догорают свечные огарки в тёмных углах, н длин
ные пляшущие теки взбегают к сводчатым потолкам этих бандитских притонов,.
Через город, мимо развалин Тракторного завода, мимо разрушенных универмагов, институтов, мимо выжженных дотла посёлков тянутся колонны пленных немцев.
Александра Карпенко, провожая их полным ненависти взглядом, говорит своему 8-летнему сыну:
— Смотри, сынок, смотри. Это всё сделали немцы,—и указывает на развалины и пепелища., — Запомни это, сынок!
Сын глубоко запавшими недетскими глазами смотрит на немцев, смотрит на руины и молчит. Он всё запомнит. И не только он. По
коления ае,помнят проклятую рабо
ту варваров, запомнят к навсегда лишат нх возможности сеять разрушения и смерть.
Г. Максимов
спец. корр. ТАСС. СТАЛИНГРАД, 6.

УРАЛ

В ЖИВОПИСИ

ТВОРЧЕСКИЕ КОМАНДИРОВКИ
ХУДОЖНИКОВ
Главизо Комитета по делам искусств при СНК СССР разработало план художественного обслуживания Урала.
Организуется большая выставка, посвящённая отечественной войне, на которой будет представлено около 100 картин. Она будет направлена в Свердловск, затем в Челябинск, Магнитогорск, Орск и Молотов.
Для дворцов культуры, клубов и оборонных предприятий Урала го
товятся передвижные выставки цветных репродукций с картин Эрмитажа, Третьяковской галлереи, Русского музея и других художест
венных хранилищ страны. Рабочие уральских заводов и фабрик увидят также передвижные выставки «Мо
сква героическая» — о разгроме немцев под Москвой.
30 крупнейших художников выедут на Урал в творческие команди
ровки. Они сделают зарисовки в
цехах, напишут портреты лучших стахановцев, отобразят индустри
альный Урал — могучую опору фронта — в многочисленных произведениях живописи.

ДЕКАДА

ОБОРОННОГО ИСКУССТВА

Дни 25-летия Красной Армии Московская государственная филар
мония отмечает декадой оборонного искусства, которая будет происходить в Доме союзов.
Концерты из цикла «Выставка советской музыки», приуроченные к этим дням, включат всё лучшее, что создано советскими композито
рами за. время великой отечестцещцой войны.

РУССКАЯ МУЗЫКА

ЦИКЛ КОНЦЕРТОВ В МОСКВЕ
В Москве, Свердловске, Саратове, Куйбышеве, Новосибирске, Чкалове, Горьком весной нынешнего года со
стоится пикл концертов, посвящённых русской музыке.
В Москве намечено провести 25 концертов. В них примут участие симфо
нический оркестр, оркестр народных инструментов, хор имени Пятницкого, ансамбль песни и пляски НКВД, камерные ансамбли и крупнейшие солисты.
АЛЬМАНАХ

„КРАСНОАРМЕЙСКОЕ

ТВОРЧЕСТВО“

ЛЕНИНГРАД, 5. (ТАСС). Большой популярностью у ленинградцев, бой
цов и командиров Ленинградского фропта пользуется возобновивший свой выход журнал «Лешпгцрад». Сейчас редакция готовит к. печати ряд приложений ж журналу. Парвым таким приложением будет альманах « Кр ае-и о ары е йс ко е творчество». Это—об’ёмистая книга разме
ром в 20 печатных листов, вкдючз.- ющая произведения красноармейских поэтов, писателей и художников, об’единённых вокруг журнала.
«Герой Советского Союза гвардии капитан А. Н. Катрич». Работа скульптора В. Павлова.
(С выставки «Великая отечественная

война»). ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКАЗЫ

ХУДОЖНИКАМ

СОВЕЩАНИЕ В КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
В Комитете по делам искусств при Совнаркоме СССР состоялись со
вещания живописцев, графиков и скульпторов, на которых обсуждался план государственных заказов.
В 1943 году по государственным заказам 120 художников будут работать над картинами л скульпту
рами, отображающими наступление
Красной Армии, разгром немцев под Сталинградом, помощь тыла фронту и т. д.

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

15 ФЕВРАЛЯ в Москве открывается конференция работников художест
венных музеев. В ней примут участие представители Эрмитажа, Русского музея в Ленинграде, Третьяковской гал
лереи, Музея изобразительных искусств им. Пушкина, Музея восточных культур и др.
★ КОМИТЕТ по делам искусств при СНК ССОР утвердил репертуарный план Московского театра им. Ермоловой на 1943 год. Театр покажет спектакли: «Наш корреспондент» И. Меттера н Л. Левина, «Жди меня» К. Симонова, «Генерал- Брусилов» И. Сельвинского, «Осада Лейдена» И. Штока, «Укроще
ние укротителя» Флетчера и две программы одноактных пьес
★ БРИГАДА Театра оперы и балета им. Кирова во главе с заслуженными артистами РСФСР Б. Фрейдковым, Т. Вечесловой и А. «Лопуховым выехала из Москвы на Волховский фронт.
★ ПРОСЛУШИВАНИЕ шестой и седьмой симфоний Л. Половиякина состоялось в Комитете по делам искусств при СНК. СССР. Эти ...симфонии будут исполнены в текущем концертном сезоне.
Опера «Пиковая дама» в филиале Большого театра. Сцена из первого акта: Герман — народный артист РСФСР Н. Ханаев, Томский — заслуженный деятель искусств В. Политковский.

ТРЕВОГА И РАСТЕРЯННОСТЬ

В СТАНЕ ГИТЛЕРОВЦЕВ

СТОКГОЛЬМ, 6. (ТАСС). Высказывания германских газет о положении на советско-германском фронте от
ражают растущую встревоженнос-гь гитлеровской клики. Газета «Нацио
наль цейтунг» призывает немцев осознать серьезность создавшегося положения. «Тем, — пишет газета. — кто избалован прежними ус
пехами германской армии, нужно понять, что в настоящее время противник перешёл от обороны в на
ступлению и что предпринимаемые им усилия несомненно являются .значительными и, возможно, возрастут. В этом отношении в ответственных кругах никто нс питает ника
ких иллюзий и никто не преуменьшает значения наступления советских войск». Газета указывает, что «тот, кто (недостаточно серьезно понимает суть создавшегося положе
ния, совершает преступление». «На четвертом году , — пишет эта же газета в другой статье, — война, обнаруживает свое неумолимое и суровое лицо».
Другая гитлеровская газета—«Лицманштедтер цейтунг»—рекомендует немцам «в час судьбы прямо смот
реть в лицо действительности и не обманываться ложными представле
ниями!». Газета указывает, что речь идет о таком натиске советских войск, который вынудил германское командование перейти к стратегии «эластичного ведения войны». Газе
та тут же раз’ясяяет, что под этим надо понимать «планомерное оставление ранее завоеванных областей».
Статьи германских газет заполнены призывами к полному отказу от всяких личных требований. «Частная
жизнь, — пишет упомянутая уже «Националь цейтунг», .— должна прекратиться; у нас не должно быть больше собственных желаний». В то же время газеты признают, что эти призывы не находят отклика. Газета «Данцигер фориостен» встрево
женно призывает принять меры к тому, чтобы «переход от надежды к разочарованию не подорвал сил немцев и не отвлек их от выполнения их задач. Нельзя, — пишет газета, — допустить, чтобы нем-цы тонули в мелочах, чтобы они при
слушивались к враждебным слухам и поддавались разложению
ЖЕНЕВА, 6. (ТАСС). В Берлине опубликована серия приказов, на
правленных к проведению в жизнь об’явленной Гитлером «тотальной мобилизации».
Одним нз этих приказов предусматривается закрытие всех торто
вых предприятий — от крупных универмагов до мелких лавок, — не обслуживающих военные нужды. Гитлеровское агентство Трансоцеан указывает, что, по сведениям хозяй
ственных кругов, под действие этого приказа подпадает 60 проп. всех розничных торговых предприятий Германии.
Второй приказ предусматривает закрытие в Германии всех столовых, ресторанов и гостиниц, «не предназначенных для военных нужд». Приказом № 3 об’явлена «всеобщая про
верка ремесленных предприятий». В приказе говорится, что все эти предприятия, кроме тех, которые уже сейчас непосредственно работают на военные нужды, будут закрыты до 15 марта.
ЧИЛИЙСКИЙ ДИПЛОМАТ О ПОСЛЕДСТВИЯХ БОМБАРДИРОВОК
ГЕРМАНИИ И ИТАЛИИ
НЬЮ-ЙОРК, 6. (ТАСС). По сообщению агентства Аооошиэйтед Пресс, бывший чилийский военный атташе в Берлине и Риме полковник Валеноиа, недавно возвратившийся из Европы, рассказал, что он видел колоссальные разрушения в Гамбурге, Бремене и Берлине. По расска
зам очевидцев, Любек полностью разрушен.
Касаясь положения в Италии, Валенсия заявил, что итальянский на
род настроен против фашизма и желает мира. В Милане и Генуе бомбардировками разрушены целые районы.
Валенсия заявил далее, что итальянский флот не в состоянии пре
пятствовать проходу грузовых судов союзников через Сицилийский про
лив. В настоящее время Италия имеет всего три линкора, при чем один из них поврежден. По словам
Валенсия, итальянцы прекратили постройку линкора в Специя.

„ПИКОВАЯ ДАМА“

ПРЕМЬЕРА В ФИЛИАЛЕ ГАБТ а УЖЕ в увертюре и в первой кар
тине «Пиковой дамы» звучат все основные темы оперы: и трагнчески-сграстная тема Германа, и та
инственный голос роковых карт, и тяжёлая поступь графини — этого живого скелета когда-то ослепитель
ной «Венеры московской». В музыке первой картины завязаны н переплетены нити будущей трагедии. В
опере Чайковского, как и в самой пушкинской повести, всё подчинено основной идее. Говоря словами поэта, это — «оильные страсти и огненное воображение».
Гениальный музыкант-драматург раскрывает тему в том же стреми
тельном и напряжённом действии, которым насыщена новелла Пушки
на. Музыкальное действие и образы героев даны в той же чеканной форме, в которую облёк свою повесть поэт. Глубоко органичным симфони
ческим единством отмечена оцера Чайковского от первого до последнего своего такта. По собственно
му признанию, композитор писал её «с восторгом, с самозабвением».
Но поднимается театральный занавес, и обычно пород зрителем предстаёт традиционный .Летний сад — цепь сплошных сценических условностей либретто. Нянюшки и мамушки пестуют резвящуюся дет
вору. И здесь же «вдруг» встречаются все действующие лица оперы,
и Герман на. людной аллее делает самые сокровенные свби признания.
Либретто «Пиковой дамы», написанное братом композитора—М. Чай
ковским, не отразило ни замыслов Пушкина, ни совершенной компози
ции новеллы. Сам автор музыки «Пиковой дамы», нриооедицяясь к критике либретто, писал: «То, что вы говорите о первой сцене в Лет
нем саду, совершенно верно, и я тоже очень боюсь, как бы это не вышло несколько опереточно...».
Великому музыканту пришлось игги к Пушкину, преодолевая грехи либретто. Но Летний сад так и остался каноном сценической экспозиции «Пиковой дамы».
Филиал ГАБТ’а возобновил оперу Чайковского в новой постановке С. А. Самосуда. Программа этого спектакля гласит: «Картина 1-я:
а) Летний сад; б) Гостиная в доме
cкого посланника; в) У памятника Петра I». Уже эти строки при
ковывают внимание и сулят новую сценическую трактовку
Спектакль начинается...
Перед зрителем — тот же Летний сад. Но теперь это лишь короткий пролог, который вводит в атмосферу старого Петербурга.
На аллеях резвится детвора. С изяществом и юмором даны танцующие пары и воинственно-маршируюшие малыши. Но «световой занавес», опущенный и поднятый поста
новщиком, переносит действие в посольский особняк. Где-то вдали, в парадных залах, идёт бал. По лест
ницам движутся нарядные группы гостей. А на переднем плане — маленькая боковая гостиная, в ко
торую собралась, отдыхая от танцев, гвардейская молодёжь. Как ес
тественно звучит в этой обстановке рассказ Томского о тайне старой графини! Как естественно появление её самой с Лизой на этом балу! Как
логична и потому остро действенна встреча с Германом!
Дирижёр С. А. Самосуд осуществил свой режиссёрский замысел, .бережно сохранив композиционное построение музыки.
Когда в музыке нарастает гроза, её первые отблески озаряют окна посольского особняка. На сцене в тонких деталях подготовлено ощущение позднего часа бального раз - езда. Новое выключение света, и световой занавес, снова «поднявшись», переносит действие на площадь, где высится воспетый Пушкиным Медный всадник. Бушует Нева. Покинув бал, Герман наедине с собой раскрывает свои мысли.
Финал первой картины приобретает новый, глубокий смысл. Да, о человеческих страстях говорит опера. И Герман, самый яркий нх носитель, уже обречён. Во имя стра
стей будут гибнуть люди, но как ничтожны их страсти перед этим колоссом, перед Медным всадником,
который воплотил в себе вечное и несокрушимое: идеи разума, идея блага общественного, блага народного. И кажется, что рядом с Гер
маном возникает другой пушкинский образ, образ бедного Евгения, н Медный всадник становится обобщающим оимволом.
Постановщик, в полном согласии с музыкальным замыслом Чайковского, вернул сценическую трактов
ку оперы к первоисточнику — к Пушкину. Думается, что такое ус
пешное решение первой картины «Пиковой дамы» разбивает привычные традиции «встреч» в Летнем са
ду и кладёт начало новым, плодотворным поискам.
Та же пушкинская линия спектакля явно ощущается в картине бала. Всё сюжетное развитие, монологи и диалоги вынесены на про
сцениум. Здесь об’ясняется с Лизой Елецкий, здесь читает её записку Гер май, здесь слышит он голоса, неотступно напоминающие ему о трёх картах. Распахивается портьера,
и, предваряемая своей музыкальной темой, появляется графиня. Она идёт прямо к Герману, как призрак. Может быть, имелгно с этого момен
та в его больном воображении и возникает прообраз того призрака, который посетит его ещё раз. А графиня уже подходит к другой двери. Снова поднимается портьера, п навстречу старухе яркими огнями блещет бал.
Герман (арт. Н. Ханаев) последовательно раскрывается в своём нарастающем безумии. Вначале он до крайности внешне сдержан. Потом он терцет
способность прислушиваться к впечатлениям внешнего мира. Он весь сосредоточен на захватившей его идее трёх карт. Эта огромная вну
тренняя сосредоточенность хорошо передаётся исполнителем скупым
ограниченным жестом. Назревшая трагедия Германа явствепно раскрывается перед зрителем в сцене Зимней канавки и в игорном доме. Зна
менитая ария «Что наша жизньввучит у Ханаева, как трагический
финал, за которым может быть уже только .одно —. смерть.
Большой сценической удачей является образ графини в исполнении артистки Ф. Петровой. Угловатая резкость движений, острые жесты
властной старухи, тяжёлый груз лет — всё это на миг исчезает, когда «Венера московская» предаётся воспоминаниям о своих головокружительных успехах в Версале. Вели
колепна мимическая игра артистки в сцене последней её встречи с Герм-анюм. Внешнему облику соответствует безупречное исполнение артисткой вокальной партии графини.
В трудной драматической партии Лизы хорошие вокальные данные обнаружила артистка С. Панова. Наиболее удачное раскрытие вокального образа Лизы артистка дала в сцене Зимней канавки. К сожалению, сценическому образу, со
зданному артисткой, нехватает того обаяния и живости, которыми от
мечена Лиза. А ведь этому обрл-зу и у Пушкина н у Чайковского, так же, как я Герману, присущи «силь
ные страсти и огненное воображение».
В новом спектакле запоминается исполнительница партии Полины
АКТЫ САБОТАЖА
В ГРЕЦИИ
ЛОНДОН, 6. (ТАСС). По сведениям. полученным греческими кругами в Лондоне, в связи с участившимися актами саботажа на всех мостах,
железнодорожных стаициях, заводах и судостроительных верфях Греции удвоена охрана. Гражданскому насе
лению запрещено приближаться к районам, имеющих! стратегическое значение, а также к военным заво
дам. В качестве репрессии за взрыв моста в Лариссе итальянцы рас
стреляли заложника — полковника греческой армии Папкириазиса. 24 января в Пирее были совершены ак
ты саботажа имевшие целью нанести
повреждения портовым сооружениям к грузовому судну с военными ма
териалами. В связи с этим в Пирее арестовало 167 человек. Из них 15 человек уже расстреляны. Оккупационные власти об’явили, что в случае совершения новых актов саботажа будут расстреляны остальные арестованные.
ПОТЕРИ АМЕРИКАНСКОГО
ТОРГОВОГО ФЛОТА
НЬЮ-ЙОРК, 5. (ТАСС). Бюро военной информации США опубликовало отчёт руководителя управле
ния судоходства военного времени Лэнда, который указывает, что аме
риканский торговый флот потерял по конца 1942 года 3,8 проц. своего личного состава убитыми и пропав
шими без вести, в то время как войска всех родов оружия потеряли три четверги процента. Из 70 тыс, моряков торгового флота свыше 3.200 убито и пропало без вести,
артистка И. Соколова. С большим чувством и теплотой звучит её кра
сивый голос в арии Полины. Со стильной грацией исполняет Соколова пасторальные строфы Милов.зора.
Нет нужды подробно говорить об отточенно-безупречном звучании ансамблей, хоров и оркестров под управлением такого опытного мастера, как Самосуд. Хочется лишь отметить главное и, пожалуй, наиболее, ценное в музыкальной трактовке Самосудом «Пиковой дамы». Эта опера предстала перед нами как целостное грандиозное во
кально-симфоническое полотно. Вся философская глубина мысли композитора и глубоко человечная его лирика одинаково убедительно раскрыты Самосудом.
Исполняется 110 лет со времени написания Пушкиным «Пиковой дамы». Она была знаменательным событием в русской литературе.. Ей ещё раз суждено было сы
грать выдающуюся роль в истории русского театра, когда к «Пиковой даме» обратился гений музыкальной драматургии — Чайковский. Вот уже шестой десяток лег эта онера
является украшением и гордостью русского театра. Опа прочно вошла и в мировой репертуар. Постановка филиала ГАБТ’а, осуществлённая Самосудом, вносят в летопись сце
нического бытия оперы новую и яркую страницу. Эта постановка тем более радостна сейчас, в днн борьбы русского народа против фашизма, что она являет в новом блеске бессмертные сокровища русской культуры.

Е. Канн.

СТОЛКНОВЕНИЕ
МЕЖДУ ИНДУСАМИ
И МУСУЛЬМАНАМИ В ДАККЕ
ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Как передаёт корреспондент агентства Рейтер из Дакки (Индия), между студентами—индусами и мусульманами
—местного университета произошло столкновение. Ранено 50 человек, в том числе несколько девушек и женщина — доцент университета. Полиция охра-няе-т здание, университета. Занятия прекращены до осо
бого распоряжения. Местные власти издали приказ, запрещающий соби
раться группами более 5 человек. Запрещено также ношение оружия. В городе патрулируют отряды по
лиции. Столкновение произошло аа
почве вражды, существующей между студентами — индусами и мусульманами.
УСИЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ
МОРСКОЙ АВИАЦИИ
ЛОНДОН, 5. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, английский морокой министр Александер заявил в палате общин, что англий
ская морская авиация оснащена сейчас значительно лучше, чем два года назад. Морская истребительная авиация располагает сейчас но
вейшего типа самолётами «Сихаррикейн», «Сифайр» и американским
«Мартлет»- Ощущается, сказал далее Александер, недостаток в бомбардировщиках-торпедоносцах. Этот не
достаток в значительной- степени об’ясняется временной приостанов
кой конструкторских работ в нериод битвы за Англию и возникновением технических трудностей. В настоящее время эти трудности преодолены. Английский военноморской флот должен также полу
чить новейшие бомбардировщикиторпедоносцы, заказанные в Амери
ке некоторое время тому назад, н некоторое количество американских пикирующих бомбардировщиков.

ОТОВСЮДУ

★ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ управления по делам военного производства США Нельсон об’явил о создании бюро по
координации использования минеральных ресурсов. Задача этого бюро — обеспечить основные отрасли .военной промышленности достаточным количеством минералов и металлов.
★ КАНАДСКИЙ министр торговля Маккинон заявил, что визит уругвай
ского министра иностранных дел Гуани
в Канаду окажет плодотворное влияние на будущие торговые отношения между Канадой и Уругваем. Канада намерена закупать в значительном количе
стве в Уругвае кожи и шкуры, в то время как Уругвай нуждается в канадской газетной бумаге и древесной мас
се. Канада уже отправляет в Уругвай асбест, семенной картофель, электропри
надлежности и сельскохозяйственные машины.
★ КАНАДСКИЙ министр авиации Пауэр заявил, что бюджет канадских военно-воздушных сил на следующий бюджетный год будет составлять около 1 млрд, долларов. Этот бюджет предусматривает также расходы на содержание канадских воздушных сил, находящихся в Англии.
★ СОГЛАСНО официальным данным, рождаемость в Нью-Йорке в течение прошлого года увеличилась с 15,6 до 22 на тысячу человек. Одновременно детская смертность упала до рекордно низкой цифры.
★ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Канады Маккензи Кинг заявил, что в течение 1943 г. число эскадрилий канадского
воздушного флота, действующих за пределами Канады, будет увеличено с 30 до 33.
★ КОРРЕСПОНДЕНТ агентства Ассошиэйтед Пресс, находящийся на пере
довой базе в Тихом океане, передаёт, что в Коралловом море были подобра
ны американский бригадный генерал Туининг и 14 других лиц. Эта группа лиц находилась на борту бомбардировщика, выполнявшего боевое задание и сделавшего вынужденную посадку.
★ В ЛА ПАС (Боливия) прибыла американская комиссия, которая в сотрудничестве с боливийскими официальными лицами будет изучать условия труда в стране.
хроника
Президиум Верховного Совета РСФСР назначил т. Третьякова М, Т. Народным Комиссаром промышлен
ности строительных материалов РСФСР.

Президиум Верховного Совета РСФСР назначил т. Васильева Н. И.
Народным Комиссаром зерновых в жювотноводческнх совхозов РСФСР.

Президиум Верховного Совета РСФСР освободил т. Кривошеина Д. А. от обязанностей Народного Комиссара зерновых и животноводче
ских совхозов РСФСР, как нешгравляюшегося с делом.
Фото А. ГАРАНИНА.