СПОРЫ

О ТЕАТРЕ

По поводу статьи Н. Соколовского ,,Новый Быт“
„Современный Театр“ №№ 2, 4 и 5.
Б
удоражить общественную мысль — необходимо. Спасибо тов. Соколовскому за инициативу.
Броско, остро он ставит проблему.
Но рецепт для осуществления — слабоват.
Сам Н. Соколовский не знает актерства. Ведь те «трагики» в тогах жреца, о которых он говорит, та раздвоенная психология «старого актера»,
скотский образ жизни, постоянное вздыбливание себя водкой и пр. и пр. — это дела давно минувших лет. Я около 20 лет колесил по провинции и на своем пути встретил не более 2 — 3-х представителей этого умершего уже актерства.
Дебоши и разгулы актеров бывают в такой же степени, как и у лиц других интеллигентских профессий. Не больше и не меньше. Это идет не от профессии и окружающей среды, а от индивидуальности.
Пугали нас в свое время дядюшки и тетушки: «Не иди на сцену, там тина, разврат, грязь, — уто
нешь». Ложь!.. Все дело в тебе самом. В твоем воспитании, твоей культуре.
И что это за дикое, нелепое предложение — отделение «стариков» от «молодежи».
А где переходящее мастерство, которое молодежи надо перенимать у «стариков»?
А затем, давайте правду говорить.
Старый актер, в своем подавляющем большинстве, высоко дисциплинирован, горячо любит не только роль свою, но и «театр», как таковой, и этим немаловажным качествам молодежи у стариков надо особенно учиться.
По этой части молодежь наша сильно хромает. Новый быт придет с поднятием культурного уровня актера, с поднятием его обеспеченности.
Быт — это не «человеческое существование минус труд», тов. Соколовский, а «человеческое существование плюс труд».
Быт — это взаимные отношения на сцене и за кулисами, быт — это времяпрепровождение до момента твоей занятости на репетиции и спек
такле, быт — это твое отношение к выше и ниже тебя стоящим.
Что нужно сделать для улучшения бытовых условий, в которые ставится актер?
— Уделить больше внимания ему.
Строя театры, архитекторы и предприниматели меньше всего думали об актере.
В результате — целая сеть прекрасных театральных зданий и прескверные закулисные помещения.
Надо их расширить, оборудовать и тем самым поставить актера в лучшие условия работы.
Поднять его экономическое благосостояние.
Ведь положение провинциального актера, мало чем изменилось к лучшему.

ЦЕХОВУЮ КОРОБКУ НАДО СЛОМАТЬ

Л
ет двадцать тому назад, когда я был еще совсем юнцом, известная в те времена провин
циальная героиня, провинциальная Сарра Бернар, как ее называли во многих городах, О. В. Арди-Светлова, рассказала мне забавный случай из закулисного быта.
Два актера крепко враждовали между собой и искали случая друг другу подложить свинью.
Случай скоро представился в бенефис одного из врагов. По ходу действия бенефициант в послед
нем акте лежит в гробу, а его соперник (в жизни, конечно) должен, рыдая и ломая руки, стенать над «усопшим»:
— Боже мой! какой ужас! какое несчастье! Он, он мертв!..
Вместо этого актер, заливаясь веселым смехом, воскликнул:
— Слава богу! Наконец, он мертв!
Надо ли добавить, что «покойник» при всей честной публике выскочил из гроба и с яростью
Он попрежнему блуждает из одного конца Республики в другой, не зная сегодня, где он очутится завтра.
«Рождественка» пока мало чем отличается от старого «Бюро». Это горько, но это так.
Мы так много говорили и говорим о «районировании», о создании художественных трестов, что
дало бы возможность поднять благосостояние актера и художественную ценность продукции, а на деле... обособленные дела, крохотные бюджеты, короче комариного носа «сезоны» (пережиток старого быта), а отсюда — вытекающие последствия.
В ломке старых отношений — создаются новые. Новый быт проникает во все уголки нашей жизни.
Но проникает медленно. Мы отстаем от общего темпа. Почему? — В силу нашей консерватив
ности, принятия пролетарской революции с большим трудом и... постепенностью. Ведь это правда...
И наше внедрение в общественную работу процесс такой же замедленности. Но мы движемся. Мы уж не те, что были 10 лет назад. Революция
во многом изменила наше миросозерцание. Трипять лет тому назад общественную работу театра вели наши электромонтеры, рабочие, капельдинеры, иногда помощники режиссеров и суфлеры.
А сейчас? Целый ряд квалифицированных и высококвалифицированных артистов втянулись в общественную работу и прекрасно справляются с своими культкомиссиями, месткомами и прочими функциями.
Пройдет еще 2 — 3 года, и я верю, что актерская масса будет максимально втянута в общественную работу.
Незаметно для глаза, новые взаимоотношения проникают в нашу среду и освежают ее.
И если актер будет интересоваться не только своей ролью, своим театром, но и окружающими его, если он непрерывно будет заботиться о подня
тии своей квалификации путем поднятия своей культуры (а театры обязаны ему в этом помочь), если, поставив в основание свое благополучие, он немного подумает и об общем благополучии,
если общее экономическое состояние наше даст возможность поднять его материальное положе
ние — дело внедрения нового быта, Искренних, простых, человеческих отношений — обеспечено.
Интриги же, подхалимство, карьеризм и кумовство — есть не только принадлежность «болота закулисной жизни», а человеческого общества вообще.
Надо с этим бороться, а там, где это существует, — выметать.
Е. ЛЮБИМОВ-ЛАНСКОЙ