бросился на своего врага. Занавес закрылся раньше времени.
Эта история мне вспомнилась, когда я прочитал в «Современном Театре» искреннее и горячее письмо актера Неверина из Твери.
- Все благополучно в бритом царстве, — заявляет Неверин. И достаточно свободного времени у ак
теров, и нет закулисных дрязг, грязи, сплетен и интриг, актеры сидят в красном уголке, проводят досуг в разумных играх и занимаются политграмотой.
Сильно, очень сильно преувеличено, т. Неверин! Мы можем привести порядочно примеров, сви
детельствующих о том, что закулисный воздух не совсем еще прозрачен. Но стоит ли?
Нет, от актерского быта и теперь очень часто разит старинкой.
«Дома новы, но предрассудки стары».
Нездоровая атмосфера, в которой за редкими счастливыми исключениями находится актер, не может не отразиться и на его производственной работе, и на его отношении к сценическому образу, и на его восприятии действительности.
Болезни и уродливости актерского быта целиком вытекают из цеховой замкнутости, обособленности актерского мира. Подобный корпоративный уклон имеется в
известной степени и среди некоторых литературножурналистских кругов. Но нигде цеховость не достигла таких размеров, как в артистической среде.
Лечение быта надо в первую голову начать с крестового похода на цеховщину.
Представим себе коммуниста, добросовестно и хорошо исполняющего свою работу, но очень мало или почти совсем не общающегося с окружающим миром, с массами. В лучшем случае он захиреет как работник, в худшем — превратится в самодовольного, напыщенного бюрократа. Тем легче актеру превратиться в театрального авгура, гордого своим прошлым, помнящего, как «сам Ни
колай Хрисанфович Рыбаков» положил ему руку на плечо.
Незачем выдумывать особые рецепты устроения актерского быта, они есть, и нужно только доста
точно энергично взяться за это дело. Учтите опыт литераторов, журналистов, врачей, ученых и по
старайтесь понять, почему актерская громада на общественной лестнице стоит ниже, чем деятели любой из этих профессий.
Вы поймете, что узкая цеховщина, необычайный профессионализм — первопричина всех причин. Не следует превращаться в специалиста, который «флюсу подобен». Для того, чтобы хорошо делать свое дело нужно заражаться эмоциями, впечатле
ниями, настроениями из самых различных областей.
Актер без широкого кругозора — редко хороший актер, но всегда плохой общественник и анархически настроенный индивидуалист.
К сожалению, надо со всей резкостью сказать, что в своем значительном большинстве актерская братия в культурном и в политическом отношении крайне отстала.
Бороться за новый актерский быт—это и значит прежде всего бороться за повышение культур
ного и политического уровня актера.
Косность актерского быта нельзя, конечно, преодолеть одной политграмотой, голой учебой,
но живым общением с массами с представителями разных профессий и специальностей.
Ближе к журналистам, ближе к литераторам и писателям, ближе к рабочим, к зрителю, ближе к жизни.
Никогда еще не представлялась такая возможность живой работы, живого общения с советской общественностью, как в наше время, когда едва ли кому-нибудь нужно доказывать, что «артист—
человек». Но прежде всего необхо
димо сломать цеховую коробку и осознать себя не только как лицедея, но и как гражданина СССР, как творца новой жизни, как необходимейшего и ценней
шего участника социалистической стройки.
Вот тот общий и принципиально важный вопрос, который нужно разрешить в первую очередь. А вопросы рационализации актерского труда, бюджета и времени, в конце концов, вопросы технические и не могут составлять теперь сути разногласия и спора.
«Бритая каста», как когда-то называли артистов, должна перестать быть кастой и стать в общие ряды, раз и навсегда с должным почетом похоронив традиции и обычаи Шмаг и Несчастливцевых всякого рода.
О. ЛИТОВСКИЙ

Гостеатры и организованный зритель

З
а последнее время в различных органах периодической печати появлялись статьи и заметки,
касающиеся вопроса, в какой мере госактеатры обслуживают организованного профсоюзного зрителя. В этих статьях делались выводы, что акаде
мические театры выделяют крайне незначительное количество мест для организованного зрителя. Эти выводы являются необоснованными и совершенно неверными.
Управление госактеатрами, считая нецелесообразным вступать в полемику с авторами вышеупомянутых статей, полагает необходимым опубликовать исчерпывающий цифровой материал, касающийся обслуживания госактеатрами организован
ного зрителя с 1 сентября 1927 года по 1 янв. 1928 года, т.-е. за 4 месяца текущего сезона, 1927/28 года.
Прежде всего необходимо иметь в виду, что обслуживание госактеатрами организованного зри
теля осуществляется четырьмя формами, а именно: 1) распределением ЦТКассой льготных билетов через свои районные кассы и через целевые спек
такли; 2) распределением самими театрами льготных билетов (Пролетстуду, красноармейцам, съез
дам, конференциям и пр.); 3) продажей театрами целевых спектаклей партийным и профсоюзным организациям и, наконец, 4) продажей абонемен
тов также со значительной, против номинала, скидкой.
Прилагаемая таблица и дает полную картину деятельности актеатров в данной области.
Из этой таблицы видно, что из 946.825 проданных за 4 месяца в 1-й половине сезона 1927/28 г. всех билетов по 11 театрам, находящимся в веде
нии Управления госактеатрами, только ЦТКассой распределено льготных билетов 382.079 или 40%.
Если же сюда добавить количество льготных билетов, распределенных самими театрами — 52.769