и, кроме того, проданных ими профсоюзным и партийным организациям целевыми спектаклями— 40.919, — то общее количество всех льготных билетов составляет 475.767 или 50%.
Кроме того, за тот же отчетный период времени по 5 госактеатрам прошло 127.302 билета по абонементам (Большому, Экспериментальному,
МХАТ’у, Камерному и Малому), что составляет еще 13% к общему количеству проданных мест, и это обстоятельство также необходимо принять во внимание, так как один Большой театр пропустил за истекший период времени 55.000 билетов по абонементам, или 28% общего количества билетов, а МХАТ I-й около 29.000 билетов, или 24% общего количества.
Если принять во внимание, что только 50% всех абонементов было продано театрами организованному зрителю, то общее количество распре
деленных среди него билетов по всем госактеатрам за отчетный период времени равняется 56,5% (50% + 6,5%).
В прошлом году за тот же период времени льготных билетов было распределено 350.560, или 43% всех проданных билетов.
Необходимо при этом принять во внимание, что после всестороннего обследования финансово
хозяйственной деятельности актеатров, постано
влением Коллегии Наркомпроса от 20 декабря 1927 г. было признано возможным установит ми
нимум выделения актеатрами льготных билетов только в 15% вместо существовавших до сего времени 10%.
Но гасактеатры, приняв все возможные меры к повышению интереса к ним зрителя и увеличив этим сборы, с одной стороны, и предприняв целый ряд мероприятий к сокращению расходов— с другой, — довели указанный НКП минимум
выделения льготных билетов в 15% — до 50%. Этот % в настоящее время является максималь
ным, ибо госактеатрам необходимо считаться с тем положением «хозрасчетного предприятия», в которое они поставлены.
Ежегодно составляемый финансовый план каждого театра подвергается всестороннему рассмо
трению и утверждению Коллегии Наркомпроса и Госплана РСФСР, и театры поставлены в необходимость строго придерживаться этих финансо
вых планов. Увеличение же количества льготных билетов, отражаясь на сумме сборов, может по
влечь за собой нарушение этих планов и в результате дать непредвиденный дефицит.
Однако, конечно, госактеатры не удовлетворяются достигнутыми результатами и ставят своей дальнейшей задачей еще большее приближение актеатров к организованному зрителю, еще боль
шую рационализацию своего хозяйства, что в конечном итоге должно как удешевить стоимость самого льготного билета, так и увеличить его количество.
Полное же удовлетворение огромного стремления массового зрителя к актеатрам, выявившегося за последнее время, может иметь место только тогда, когда актеатры будут переведены на дру
гие рельсы, когда они будут рассматриваться не как хозрасчетные предприятия, а как чисто культурно-просветительные организации для удо
влетворения культурных нужд трудящихся масс. А это возможно лишь при материальной поддерж
ке со стороны государства. Пока же приходится считаться с государственными финансовыми воз
можностями и проводить нашу идеологическую работу соразмерно с материальными средствами актеатров.
Зам. управляющего госактеатрами А. И. Галин

СВЕДЕНИЯ

о количестве льготных и дешевых билетов, распределенных среди организованного профсоюзного зрителя госактеатрами за время сентябрь — декабрь 1927 года
В таблицу целевые спектакли, проданные так называемым «лотерейным организациям»: Охмат
млад, Всерокомпом, ОДН и т. д., — совершенно не входят.
[*)] из них: 37,2% — льготных билетов и 3,1% — по дешевому номиналу.
[☛]