РАБОЧИЙ ЗРИТЕЛЬ И ПОЛИТИКА ЦЕН

К
ампания за расширение рабочей полосы в государственных театрах, протекающая под
лозунгом: «откройте двери театров рабочему зрителю», имеет большое политическое значение.
Она свидетельствует: 1) о значительности роста культурных потребностей в рабочей среде и 2) об успехах и достижениях наших театров, об идеологических сдвигах в этой области, об известном со
ответствии между тем, чего ждет рабочий класс от театра и тем, что театр ему дает.
Однако, нельзя не сказать, что освещение этого вопроса в ряде совещаний и на страницах некоторой части нашей прессы было несколько односто
ронне, лишено было надлежащей объективности.
Положение освещалось именно так: театры могут, но не хотят открыть двери рабочему зрителю. Авторы такой постановки вопроса,
очевидно, забывают, что театры наши работают под наблюдением и контролем весьма авторитетных органов. Наркомпрос и Госплан, утверждающие
наши финансовые планы, и РКИ, осуществляющая
контроль над их выполнением, как органы пролетарской диктатуры, никогда не допустили бы подобных из
вращений в деятельности государственных учреждений.
Не о нежелании тут нужно говорить. Нужно говорить о недостаточности, о несоответствии потребностям рабочего зрителя того, что делается в этом отношении. Нужно говорить о возможных практических мероприятиях, способствующих раз
решению существующего кризиса. Нелепо внушать рабочим, рабочей молодежи, пролетарскому сту
денчеству, что театры, ставящие «Любовь Яровую», «Бронепоезд», «Разлом», «1917 год», злостно закры
вают свои двери перед носом тех, кто, собственно, и вызвал к жизни подобного рода явления на театре.
Рассмотрение вопроса должно ограничиться анализом наличной экономической конъюнктуры наших театров и изысканием мер к расширению рабочей полосы.
Прежде всего, необходимо установить, что же сделано в этом направлении.
Надо сказать, что цифры, фигурировавшие в прессе применительно, например, к Малому театру,
ни в какой мере не соответствуют действительности.
За ответственностью неведомых нам лиц, со всей категоричностью сообщалось, что по Малому театру рабочая полоса составляла 12% к общему количеству всех мест, проданных театром.
А на самом деле?
Я сообщаю здесь абсолютные цифры, дабы читатель сам мог проверить процентные соотношения.
За четыре месяца текущего сезона (с 1 сентября 1927 г. по 1 января 1928 г.) было продано по Малому театру 110.687 мест, из коих: 78.810 мест через кассу,
17.361 место по льготной полосе рабоч. организациям через ЦТК,
14.516 мест дешевых по номиналу рабочим организациям через ЦТК.
Таким образом, льготная полоса сама по себе уже составляет 15 — 16%, а полоса дешевых мест, предоставленных рабочему зрителю — 13%. Но
мало этого. Из 78.810 мест, показанных продан
ными по кассе, 24.000 мест (24 спектакля) также через ЦТК предоставлены в порядке целевых спек
таклей рабочим организациям со скидкой с цены спектакля от 15 до 20%.
Нужно ли говорить, что за этот же период времени был устроен один спектакль для Красной армии, один спектакль на постройку самолета и несколько сот бесплатных мест было предоставлено рабкорам, иностранным делегациям, рабочим культурно-содружествующих с нами фабрик, красноармейцам подшефной театру воинской части и т. д.
Помимо указанных уже статистических вывихов, отчеты и статьи, помещенные в некоторых газетах, говоря о Малом театре, искусственно замалчивали деятельность его филиала.
Филиал Малого театра (театр им. А. Сафонова) - неотделимая его часть. Он работает под руковод
ством дирекции Малого театра и целиком обслуживается силами его труппы и режиссуры. Спек
такли идут не только с участием лучших артистических сил театра, но и в оформлении крупнейших наших художников (Кардовский, Крымов, Федотов, С. Иванов и др.). Отсюда не только гро
мадная популярность театра у публики своего района, но и рост интереса к нему у публики центра и других районов, чему способствует весьма развитое и удобное трамвайное и автобусное сообщение.
Одной из первейших целей организации этого филиала является задача питания потребностей ра
бочего зрителя в искусстве на условиях вполне для него доступных. Средняя кассовая цена этого теат
ра — 1 р. 37 к. Средняя цена льготного билета— 94 коп. За отчетный период по данному театру было продано 44.784 места, из них 21. 708 мест по льготной полосе, что составляет свыше 48%. Сверх того было дано несколько целевых спектак
лей и 4 спектакля было предоставлено по договору бесплатно в распоряжение районного Совета.
Принимая во внимание, что работа по филиалу аппарата Малого театра и его труппы (из которой большинство играет каждый день) не компенсируется каким-либо добавочным вознаграждением, следует сказать, что работа эта вытекает исключи
тельно из идейных соображений и осуществляется с величайшим напряжением всех сил театра. Поэтому попытка замалчивать деятельность Ма
лого театра в районе при учете того, что делается нашими театрами для рабочего зрителя, по меньшей мере, несправедлива и общественно вредна, так как наносит громадный моральный урон самочувствию всего коллектива театра.
Весеннее театральное партсовещание подошло к этому вопросу с большим вниманием и объективностью и включило даже вопрос о работе госу
дарственных театров в районах (по образу Малого театра) в свою резолюцию.
В настоящей статье я стремился осветить деятельность Малого театра по вопросу, интересующему нашу общественность.
Сделано, как видит читатель, немало.
Но, может быть, можно было сделать и больше? К этому вопросу я надеюсь вернуться в следующем очерке.
В. ВЛАДИМИРОВ