В НОМЕРЕ: Самoдеятельнoсть снизy (передовая). Споры о театре: по поводу ст. Н. Соколовского. ,,О новом быте“ — ГОНЧАРОВ, В. РОСЛАВЛЕВ. Моя автобиография — засл. арт. Малого театра М. Ф. ЛЕНИН. Музыка: концерты в Январе — Евг. БРАУДО. ,,Сон в летнюю ночь“ (рецензия) — проф. Н. Л. БРОДСКИЙ. „Сирокко“ (Рецензия) — Юр. СОБОЛЕВ. Зарубежное: Оперный сезон в Зап. Европе — С.А. ЛОПАШОВ. Письмо из Киева — ШЕЛЮБСКИЙ. По СССР (корреспонденции) Отзывы зрителей. В каком театре весело. (Стихи) — Я. ГАЛИЦКИЙ. Театралыная жизнь и пр.

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СНИЗУ

О
бщественное движение вокруг театра и других ответвлений художественной жизни разра
стается. Поднимаемые все новые и новые вопросы в этом направлении, как обслуживание ор
ганизованного зрителя, рост общественности и элементов нового быта внутри актерства — находят практическое подтверждение и отзвук в повсе
дневной будничной действительности и работе. Интереснейшие сведения такого характера приходят из рабочих районов столицы и от корреспон
дентов из самых различных городов. Вот несколько ярких И показательных примеров, часть которых приведена ниже в отделе «По СССР».
В Одессе проводится конференция держателей абонементов оперы, на которой присутствуют до 200 человек — представителей культотделов окруж
ного профсовета, политпросвета, культкомов фабрик и заводов, рабочих, служащих и пролетарского студенчества.
В Грозном созывается широкое окружное театральное совещание с участием низовых культкомиссий. Наряду с этим, мы читаем на страницах наших центральных газет о начавшихся в районах красной столицы широких совещаниях по вопро
сам культурной резолюции, причем вопросам Искусства, художественного просвещения, сближе
ния рабочего зрителя с работниками искусства и др. — уделяется неизменное внимание и интерес. Целая груда вопросов, новых для нашей пролетар
ской общественности так же как, и для театра, на наших глазах всплывает в процессе этого общественного обсуждения художественно-идеологи
ческих проблем. В районах (Рогожско-Симоновский, Сокольнический и др.) ставится обследование театров и клубов под этим углом зрения. Ис
пользуя начавшиеся выезды театров с постанов
ками, концертами, выступлениями и докладами (например Малого театра, МХАТ ов, театра Вах
тангова, не говоря уже о таких театрах, как театр им. МГСПС) — районные общественные организации изучают запросы зрителя, его конкретные требования и вкусы, внося постепенно ясность в «жреческие споры» верхушечных групп, обычно обслуживающих эту сторону дела. Наряду с этим ста
вятся под конкретное наблюдение И контроль самих мест билетные районные кассы, практически проникающие в своей распределительной работе иногда до заводского цеха. Клубный театр саморазвивается в свою очередь. Приобретает характер обычной практики обмен спектаклями между
клубными театрами, что содействует повышению Их квалификации и выработке единого направле
ния. Очень интересным опытом является особый вид художественного шефства, начинающий при
виваться в районах, когда театр, прикрепляясь к тому или иному клубу, выдвигает свой наиболее передовые силы для связи с драм, кружками, на живом примере репетиций содействует повышению их художественной квалификации, дает клуб
ному актеру и режиссеру уроки художественной грамоты, как бы в обмен на живой жизненный опыт, черпаемый попутно от низовой клубной массы.
Надо отметить, что вопросы художественного просвещения вообще становятся актуальными и начинают интересовать все более И более широкий низовой актив. Не только вопросы театра, но и
музыки, и живописи, и архитектуры испытывают напор со стороны клубных активистов, рабочего зрителя, массового потребителя разнообразной художественной продукции. Рост лекций по этим вопросам, запросы районов, требования на плат
ных и добровольных лекторов И докладчиков— становятся рядовым явлением. Наряду с этим нель
зя не отметить и такие случай, как интерес самого актерства к изучению рабочего, при том, не каби
нетным путем , а при реальном общении с этой средой, с ее психологией и особенностями. Актер, не только интеллектуально, но и эмоционально чувствует свой отрыв в этой области и ищет живого материала для того, чтобы суметь, наконец, изобразить без фальши и надуманности наряду с обычной маской купца, чиновника, офицера или обыва
теля, самых различных мастей новый персонаж— революционера, рабочего, послереволюционного крестьянина.
Эти формы развивающегося общения между работниками искусства и рабочим зрителем, этот процесс роста общественного мнения, по-новому складывающегося в районе И в клубе, и параллель
ный, хотя очень медленный рост общественного самосознания актера — в своей совокупности также говорят о том, что вопросы искусства, театра, в частности, уже не теоретически, а практически
завоевали свое место в провозглашенной культурной революции. Разумеется, огром
ные трудности и просто неясности стоят на этом пути, и не одна еще ошибка будет здесь допущена. Разумеется, немало формальных, и не всегда искренних «отписок» от эпохи бывает сейчас и еще