будет в этих проявлениях интереса работников искусства к своему рабочему заказчику.
Задача прессы всякую фальшь или ложный шаг в этом направлении подмечать и о них сигнализировать, помогая в этом отношении и малоискушенному в различных течениях искусства низовому зрителю — слушателю, и партии, и профсою
зам в целом. Наряду с этой «травлей негодногонадо будет еще с большей внимательностью и чут
костью отмечать и выдвигать на первый план, как образец, всякое живое проявление этого роста общественности внутри и вокруг театра. Вместе с тем, надо со всей энергией «навалиться» на тор
мозы в этом процессе, как например, в вопросе о создании малой пьесы, отсутствие кото
рой является сейчас самым кричащим пробелом при разрешении проблемы клубного репертуара, ре
пертуара районного театра, репертуара для выезда в районы и т. д. Со всем вниманием должен быть учтен в этом отношении нередко поистине блестящий опыт работы наших студий и театров небольшой сценической площадки (в Москве: Студия Ма
лого театра, театр Вахтангова и др.), которые, скованные размерами своей сцены, вынуждены
были искать и нашли немало путей для разрешения вопроса о малой сцене.
Можно сказать со всей уверенностью, что никакими циркулярами или благими пожеланиями и программами всей суммы выросших вопросов не разрешить. Но с неменьшей уверенностью можно
и следует констатировать, что сегодняшний день
является днем роста самодеятельности снизу в этом направлении. И это явление, со
четаясь с правильными директивами органов Наркомпроса, руководящих театральной жизнью— сумеет вторую половину зимнего периода сделать опорным пунктом для разрешения хотя части всех наболевших вопросов нашего театра. Вопросы обслуживания низового зрителя, поли
тики цен, общественно-политического воспитания актерства, учебы и воспитания молодняка, худо
жественного просвещения и т. д. и т. п. — все они
получат свою четкость постановки и конкретность в разрешении лишь на основе дальнейшей раскачки низовой самодеятельности и самокритики, сейчас так ярко начавшейся на наших глазах, вопреки недавним еще уверениям неисправимых нытиков и скептиков от театра.
ПО ПОВОДУ СТАТЬИ Н. СОКОЛОВСКОГО ,,О НОВОМ БЫТЕ“ См. ,,Современный Театр“
№№ 2, 4, 5 и 6.
ку, посещая ежедневно театры, они, конечно, имеют больше возможностей подготовиться к поступлению в теашколу,
чем рабочие, знакомые только с ритмом ударов молота и с аккордами визгливых ремней. Подби
рая состав слушателей в теашколы лишь по музыкальным способностям поступающих, мы никогда не получим актера рабочей среды.
Музыкальные способности нерабочего элемента тоже можно использовать, пусть они обучаются у частных учителей и идут работать в кафе-ресто
раны. Там они будут поняты, там они не чужды, там их примут, а рабочему зрителю они не нужны.
При настоящем положении театральных учебных заведений мы нового актера не создадим. А рабочий зритель его ждет.
Только он... Только тот актер, который сродни грязному лаптю и закопченной печке, может быть близок массе.
Только тот актер, быт которого не представляет контраста с бытом культурного рабочего, нужен современности. Только он может быть актером общественником.
Только его рабочий зритель поймет и примет.
Студент ЦТИ Я. ГОНЧАРОВ
ОТ РЕДАКЦИИ:
Статья студента ЦЕТЕТИC т. Гончарова, идущая в числе других в дискуссии о новом актерском быте, в не совсем верных тонах затрагивает тему не меньшей важности — о подлинном состоянии нашей театральной учебы.
Этому вопросу редакция намерена в ближайшем времени посвятить специальное и достаточно широкое внимание.
О
новом актере, о новом быте его, теаполитике и пр. говори
лось очень много, но актера нового, актера, нужного современности, нет, или почти нет. А
современный рабочий зритель требует. Рабо
чий зритель хочет видеть актера, ему сродни. Но
вого актера нам должны
дать наши учебные заведения.
Но как этого им достигнуть? Может быть, делать доклады о новом быте актера? Может быть, увеличить число уроков политграмоты?
Но теа-студенты на уроках политграмоты, если бывают (во избежание падения % посещаемости), или спят, или же занимаются флиртом, а на доклады совсем не ходят. Так как же быть?
Надо обратить внимание на социальный состав поступающих в театральные учебные заведения и улучшить материальное положение студентов.
В театральных учебных заведениях процент крестьян и рабочих очень ничтожен.
В общем, атмосфера наших теашкол неприглядна. Бывает и так, что иной из рабочих и крестьян, поступив в теашколу, изменяется к худшему. Некрепкие комсомольцы, уходят из комсомо
ла. Женщины начинают обычно с подкрашивания губок, мужчины — с целования ручек, и те и дру
гие кончают абсолютной симпатией к чистенькой джентльменской знати. Партийцы, твердые комсомольцы, рабочие, делаются скептиками и, по
теряв здоровье, стараются уйти из теашколы. Этой части студенчества здесь приходится труднее, чем на фронтах гражданской войны.
Они, как и все, материально не обеспечены, подрабатывать им иной раз и есть где, но нет вре
мени, ввиду чрезмерной нагрузки общественной работой. Общественных работников здесь очень мало, а атмосфера, среди которой им приходится работать, чрезвычайно неблагоприятна.
Надо при приеме строго считаться, как это делается в рабфаках, с социальным составом по
ступающих. Поступающие в школу, из числа не рабочих, разумеется, больше развиты. Сидя за папенькиной спиной, имея свою рояль, гувернант