О НОВОМ БЫТЕ АКТЕРА «Новый быт», как рационализация актерского

производства по методам т. Соколовского — не такое глубокое, и притом, «перво - очередное» дело, над которым бы рабоче-актерская провинция сейчас крепко задумалась.
Здесь тоскуют о другом — что для работников Москвы, Ленинграда и ряда отдельных крупных городов (Харьков, Одесса, Баку) —
«мало-знакомые» вопросы; а именно — невозможность жить и работать в одном городе без обязательных переездов 2 — 3 (а по проектам оригинальных «защитников» нового бы
та, в роде т. Беляева, более) из одного места в другое...
С изменения таких старых условий, укоренившихся со времени господства антрепренеров, видевших в работниках театра слуг «Ее Величества Публики», переносных «развлекателей» общества — и надо начинать, ибо дело
идет сейчас о насаждении искусства, как чего-то «противопоставляемого церкви», не
разрывно связанного с содержанием современного досуга трудя
щихся, а не удивления перед «фейерверочным
мастерством наезжих актеров. Наш быт — это: живая общественность. Не наблюдение над жизнью «из окна», или «участие» в поли
тическом устройстве, сидя у себя за пивом чем в квартире (стакан в одной руке, газета — в другой), а действительное восприятие своего но
вого, готовность к нужному отклику («каждая кухарка должна управлять своим государством» —
Ленин) на все, так или иначе близкие актеру, как всем трудящимся, вопросы современности... Работники провинции могут
читать и знать, что (возьмем для примера) т. На
роков (актер М. Малого театра), или т. Прудкин (МХАТ — опять для примера) состоят членами Горсовета. Можно верить,
что они не только «называются» — они отзываются на дела такого учреждения, ибо Мо
сква, где они годами работают, им не только «родная», но и хорошо-известная в своем хозяйственном и общественном смысле. Можно верить, что для них «местком» И «Мосгубрабис» — не являются, только такими местами,
куда они приходят «регистрироваться», чтоб потом сделать себя обязанными ежемесячно «за что-то
вносить деньги. Они принимают участие во всей такой работе, значение которой для них совершенно ясно и, наверное, так или иначе назовут себя «гражданами», принимающими, вме
В одном из ближайших номеров ,,Современного Театра“ будет помещен ответ оппонентам автора статьи „О новом быте“ т. Н. Соколовского,
Продолжение статей и откликов по вопросу об организованном зрителе будут помещены в ближайших номерах журнала.
сте с другими трудящимися, участие в строительстве социализма, в составлении и обсуждении планов своего дела. Они могут, так же, как
и все прочие, постоянно живущие и работающие в своем городе, говорить: моя (наша) Москва (или — Ленинград и т. д.)...
Представьте же себе — актера провинции! Уезжает он (будучи приглашен на «сезон») из одного города, когда там начинаются выборы (Горсовет) — приезжает в другой, когда там
кончаются... «Что ему такой город», и что
для такого города — он! Что ему при таком быте — «союз», или вернее — его правление?.. Он — вне жизни, вне участия в советской работе.
Что получается при этих всех условиях? — Дело, как-будто, свое, близкое, а находишься по существу «в стороне»... Если появляется у кого-либо из таких «граждан перелетных» (не квартиру, как большинство трудящихся, а лишь чужую постель, или диван для спанья в угле «временном» имеющих) — желание что-то делать, то: ничего не выйдет. Первое — это,
конечно, малое знакомство с людьми и городом,
чтоб интересами последнего жить (все равно — знаешь — выедешь)... Второе — «воротилы» делами искусства «местного», хорошо учтя, каким по существу «легковесным» противни
ком является для них «заезжий» актер, хотя и
менее компетентны (весьма часто — посторонни), но «сплочены» по-своему и тверды, как кремни...
Вот, почему еще «узок» (и должен быть таким) в своих профессиональных и общественных взгля
дах провинциальный актер. Вот, почему — на
«борьбу» (в большинстве случаев безуспешную) выходят лишь одиночки, а «мас
са — предпочитает... пить, или находиться почти что «на содержании» у своих «сезонных» поклонников...
Посмотрите на театр такими глазами, какими смотрите, когда смотрите нужный для города университет, или завод — дорожите кадром постоянных (или более или менее длительных) работников для такого современного учреждения, и актер, так же, как прочие трудящиеся, почувствует, что он в новом быту, станет при
нимать действительное участие в своих делах, в строительстве социализма...
БОРИС РОСЛАВЛЕВ.
Сталинград