М. Ф. Ленин в ролях:
Клод Фроло в драме «Собор Парижской Богоматери» (вверху).
Веррино в трагедии Шиллера «Заговор Фиеско» (в середине). Н.
В. Гоголь в пьесе «Разъезд после представления новой комедии».
Из ролей я считаю для себя наиболее важными:
Даго (Измена) — 1903 г.
Н. В. Гоголь (Театральный разъезд после предст. новой комедии) — 1909 г. Лейстер (Мария Стюарт) и граф Альмавива (Женитьба Фигаро) — 1910 г. Чацкий — 1911 г.
Антонио (Венецианский купец — Шейлок) — 1916 г.
Кречинский — 1918 г.
Анджелло (Мера за меру) — 1919 г. Фома Кампанелла (Народ) — 1920 г. Эдип — 1921 г.
Филипп II (Дон-Карлос) — 1922 г.
Гр. Шемэт (Медвежья свадьба) — 1924 г. Король (Железная стена).
Фиеско и Веррино (Заговор Фиеско в Генуе) и Болингброк (Стакан воды) — 1925 г.
Клод Фроло «Собор Парижск. Богом».
тивой (Петруччио) и Свадьба Кречинского (Кречинский).
Поездки за границу (Париж, Италия) воспитывали вкус, обо
гащали познаниями, давали громадную пищу наблюда
тельности, а исключительная скульптура Европы толкнула меня на занятия пластикой с М. М. Мордкиным, с которым я усердно прозанимался два сезона.
В 1919 г. я ушел из Малого театра с группой актеров Ма
лого Театра и с В. Г. Сахнов - ским (режиссером) и И. Н. Пев
цовым, В. О. Массалитиновой, И. Н. Худолеевым организо
вали Показательный театр. Там осуществили постановку Шекс
пировской «Меры за меру» с Худолеевым (режиссером) и
Г. Б. Якуловым (художник) постановку, перепевы которой мы потом видели в многих театрах Москвы (Ромео и Джульет
та). В 1920 г. труппа уезжала на Юг до Баку для обслужи
вания Красной и Трудовой армии.
Время было слишком тяжелое для роста Нового театра и дав несколько постановок, театр, к сожалению, прекратил существование, не раскрыв всех своих возможностей.
В 1921 г. в театре Незлобина я сыграл тридцать спектаклей:
«Народ» Луначарского (Фома Кампанелла). Летом того же года я играл «Царя Эдипав постановке Худолеева и Яку
лова — постановка большого значения по разрешению древ
ней классической трагедии и особенного к ней подхода. Про
играв два сезона у Корша — сыграв Филиппа II в «Дон-Карлосе», Паратова (Беспридан
ница), я вернулся в Малый театр в 1923 г.
Мною ведется запись всех сыгранных спектаклей, начиная с первого в Киевском Реальном училище вплоть до теку
щего дня. Мною сыграно за этот период 2.735 спектаклей в 302 пьесах[*)].
М. Ф. ЛЕНИН.
мое боевое крещение, воспоминания о котором всегда будят яркие переживания и глубокую благодарность к М. Н. Ермо
ловой, всегда внимательно и ласково относившейся ко мне. В спектаклях с участием М. Н. Ермоловой в Малом театре на мое счастье выпало много пьес; я играл с ней «Измену», Зиму, Холопы, Перед зарей, Декабрист — Гне
дина, Побежденный Рим, Когда цветет молодое вино — Бьернсона.
В 1904 г. я играл наследного принца в «Старом Гейдельбер
ге». Исполнение было отмечено, и это была вторая роль, кото
рая закрепила мое положение на сцене Малого театра, что в те времена молодому актеру было очень трудно при тех громадных талантах театра, с которыми приходилось высту
пать. Конечно, не всегда шло все гладко, бывали и тернии,
которые легко переживались среди доброго и симпатичного отношения товарищей. Особен
ное место в этих отношениях занимает та дружба, которой меня дарил К. Н. Рыбаков, от которого так много я получал советов. При К. Н. Ры
бакове-Фамусове в 1911 г. я начал играть и одну из любимейших ролей — Чацкого.
Позднее он хотел передать мне роль Несчастливцева в Лесе, но война (я был на фронте), а потом его смерть в 1916 г. ли
шили меня и его драгоценных указаний и руководства.
В 1906 г. мне в частном спектакле предложили роль А. Шелковникова в пьесе «Золото». Вместо роли мне при
слали пьесу, читаю и нахожу клад: пометки красными чер
нилами, сделанные собственноручно А. М. Яковлевым (блестящий актер т. Корша), по
метки, дающие возможность, как по нотам, проследить всю гамму душевных переживаний Шелковникова. Благодаря этой «случайной встрече» мой путь — путь только одного чувства, только одного расчета на темперамент — мной был расширен углубленным и деталь
ным рассмотрением текста, чтоб намеченный образ был бы верен до конца, чтобы не было никаких провалов, чтоб каждая черточка была звеном общей цепи образа и не нарушала бы логики и психологии. Окон
чательно в этом укрепила меня Г. Н. Федотова, с которой я
проходил свои роли в пьесах Мария Стюарт (Лейстер), Горе от ума (Чацкий), Перед зарей (Биневич), Укрощение строп