МУЗЫКА

КОНЦЕРТЫ В ЯНВАРЕ
Я
нварь месяц обыкновенно время перелома музыкального сезона. К этому моменту опреде
ляется окончательно характер текущей работы. Самая концертная жизнь доходит до максимума своего насыщения и до известной степени затрудняет этим обстоятельством писание сжатых обзоров.
Персимфанс, развивающий большую планомерность и художественную выдержку своих про
грамм, в январе месяце дал два очень интересных концерта, из коих первый удачно иллюстрировал тему «Испания в новой музыке» (произведения де Фалья, Франц Лист, Бузони и Мориса Равеля).
А другой дал интересный обзор русской музыки конца 19 века. Де-Фалья, повидимому, еще предстоит сыграть довольно значительную роль в московской музыкальной жизни, так как с приездом
В. Немировича-Данченко, наконец, будет осуществлена намеченная Студией его имени постановка опера «Мгновенье жизни». Фалья — инте
ресный музыкант яркого темперамента и большой культуры письма, воспитанной на образцах фран
цузского импрессионизма. Его «Ночи в Испании», исполненные Персимфансом, не слишком глубоки по своему музыкальному содержанию, но заме
чательны своим тонким ритмическим узором и теплым колоритом. Особый интерес их исполнению придал молодой ленинградский композитор с очень большим тонким слухом и яркой фантазией Камен
ский, блестяще сыгравший фортепианную партию как в этой вещи, так и в испанской рапсодии Листа, переделанной Бузони для оркестра и фортепиано. Интерес второго концерта Персимфанса сосредоточивался на исполнении редко появляющейся в программах третьей неоконченной симфоний Бородина, образцом ново-русского симфонического стиля, к которому Бородин стал проявлять особое тяготение в конце своей творческой биографии.
Симфонические утренники Бюро Академических театров, несколько заглохшие в предыдущие месяцы, теперь опять обна
руживают признаки большого оживления. Очень интересными и высоко содержательным оказался первый январский концерт Бюро под управлением дирижера ленинградской Филармонии проф. Н. Малько. Последний показал Москве замечательное произведение молодого ленинградского композитора Д.Шостаковича — симфонию, написан
ную девятнадцати летним автором в 1925 году. Шостакович одно из наиболее ярких явлений среди советской композиторской молодежи. В своей симфонии он высказывает себя художником жизнерадостных ярких красок, замечательным масте
ром оркестрового колорита, скорее склонного к типу камерной симфонии при чрезвычайной остро
те колористического воображения (одно остроумное пользование фортепиано в качестве оркестрового инструмента может привести в восхищение своим остроумием звуковым и звуковой комбинацией.) Симфония мастерски проведена была Малько. Столь же большое мастерство проявил он при сопровождении выступлению Э. Петри, этого бес
подобного мастера фортепианной виртуозности, игравшего в последний раз перед отъездом за гра
ницу. Второй концерт Малько вращался в сфере Чайковского и Скрябина. Большой успех на этом концерте, кроме дирижера, выпал на долю моло
дого скрипача Фейнгета, двенадцатилетнего мальчика, решительно вступившего на трудную стезю концертных выступлений большого стиля.
Из числа камерных январских концертов следует еще отметить два вечера пианистки Доленга и певицы Богословской. До
ленга — одна из наиболее энергично работающих в деле пропаганды новейшей музыки советских пианисток. У нее сильный мужественный звук и большая пианистическая выдержка при отлич
ной памяти. На этот раз пианистка играла, ввиде новинки, серию пьес малоизвестного у нас французского модерниста Флорана Шмита. Не отли
чаясь большой оригинальностью и смелостью мысли, музыка Флорана Шмита подкупает очень тонким знанием фортепианного колорита и общим
интимным стилем выражения. Как серия этих пьес, так и произведения Пуленка, Стравинского хорошо даются пианистке, очевидно тяготеющей к современной новой западной музыке, особенно французской. О. В. Богословская с честью под
держивает укрепившееся за Москвой реноме очага высокой вокальной камерной культуры. Певица в высшей степени музыкальна, прекрасно фрази
рует и неизменно работает над качеством звука своего небольшого, но тепло звучащего голоса. Ее программа всегда подобрана с выдержанным вкусом и в лице высоко талантливого пианиста
А. Щацкеса она нашла очень культурного сотруника в своей камерной работе. К числу выдаю
щихся явлений камерного порядка надо отнести бетховенский цикл квартета московской консер
ватории, обнаруживающего большую зрелость толкования и стройность ансамбля.
Большой успех имели два концерта национального содержания. Один организованный Ассоциацией Современной музыки при ГАХН-е, а дру
гой — Обществом Еврейской Музыки. Ассоциация при участии Дома Культуры Советской Армении дала симфонический утренник из произведений народного артиста Армении А. А. Спендиарова. Здесь исполнены были отрывки из его опе
ры «Алмаст», эриванские и крымские этюды, а также армянские и крымские песни (в превосходном исполнении А. Матовой). Столь же показателен с этой точки зрения был вечер еврей
ской музыки, где исполнялись произведения —
А. Крейна, А. Веприка и М. Гнесина.
Наш обзор был бы неполон, если бы мы не указали еще и на тот вклад в ленинские дни, который сделали московские музыканты. Здесь в первую очередь необходимо отметить исполнение гран
диозной и прекрасно выражающей соединение скорби и непреклонной бодрости пролетариата ода А. Крейна. Кроме того, в эти же дни впер
вые исполнен был и ленинский монтаж Сергея Бугославского, большая и серьезная ра
бота, основанная на использовании вновь им найденных старых революционных песен и тщательном изучении биографических подробностей, свидетельствующих о том, какие музыкальные произведения чаще всего встречались Ленину на его пути и вызвали его одобрение. На подробном разборе ленинского монтажа Бугославского мы надеемся остановиться еще подробнее.
ЕВГ. БРАУДО