ОПЕРА И РАБОЧИЙ КЛУБ

В

музыкальной работе инструментальных и вокальных кружков рабочих клубов вполне уже определился переход от изучения легких массовых песенок, музыкально-агитационной литературы к проработке даже оркестровых произведений художественной музыки. Вполне понятно:
упорная десятилетняя работа в кружках, вечера слушания музыки, радиотрансляции опер, подняли уровень музыкального развития рабочего настолько, что он становится уже почти квалифи
цированным любителем и слушателем музыки; его требования к репертуару и исполнению повышаются.
Наиболее показательными, известными нам симптомами нового, углубленного курса работы музколлективов рабочих клубов являются следую
щие факты: проект организации рабочего хорового общества в Москве, исполнение «Русалки» силами рабочих (ст. Реутово), разучивание «Аскольдовой
могилы» солистами, хором и оркестром из состава рабочих Ленинградского «Пролетарского» завода Октябрьской железной дороги (наиболее трудные партии исполнены артистами), оркестры сотрудников Госбанка, Рабпроса, текстильщиков в Москве, письма рабочих радиослушателей, требующих усиления трансляции опер, повышение посещаемости рабочими оперных спектаклей и концер
тов (особенно памятен громадный успех Персим
фанса в рабочей аудитории), наконец, сильная тяга к сольному пению, заставившая во многих клубах открыть соответствующий класс.
На новые культурные запросы рабочих должны поскорее откликнуться наши руководители и опер
ного, и концертного дела, и не только потому, что они заинтересованы в новой постоянной, орга
низованной рабочей аудитории, но и потому, что близкая связь музыкальных верхов с рабочими любителями пения поможет разрешить и трудный вопрос о смене.

ПО КОНЦЕРТАМ

ПЕВЕЦ С. РАДАМСКИЙ
и горячего темперамента (чудесная ария итальянского наследника Пуччини — Зандонаи). Продумана и нова для нас вся пограмма этого ценного вокального вечера.
Но для этого в первую очередь наши оперные
организации должны активно и энергично связазаться с клубом, но и ответно — еще большую активность должны проявить музыкальные руководители рабочих клубов.
Связь оперы и рабочих клубов представляется нам конкретно в следующем.
1. Организованное посещение оперы членами клубных музкружков с предварительной беседой об опере, исполнением и разбором отрывков. Такой
ценный почин мы уже наблюдали в клубе ВЦСПС (им. Догадова). Радио-трансляции опер с музы
кальными» пояснениями помогут в такой работе по предварению слушания.
2. Посещение руководящими музыкантами из оперного театра концертов в рабочих клубах с целью разыскания и использования ценного вокального материала для оперных хоров, а иногда и для сольных партий (конечно, после долгого курса обучения).
3. Регулярный инструктаж и советы опытных оперных режиссеров, дирижеров, хормейстеров в области клубной музыкальной работе, особенно при попытках ставить в клубах оперы.
4. Плановые и постоянные систематические выступления оперных артистов в рабочей аудитории с пояснительными словами.
5. Поднятие уровня вокальной техники в работе клубных хоров и солистов (постановка голоса, техника дыхания, дикция).
Словом, оперный театр, который не желает старчески доживать старые штампы и этим самым добровольно при жизни сдавать себя в архив истории, должен спуститься с высокой сцены и по
дойти вплотную к своей новой столь жадной к музыке аудитории, связаться с ней возможно
теснее, крепче, помочь ей, а от нее набраться новых сил для новой работы.
СЕРГЕЙ БУГОСЛАВСКИЙ

ЭГОН ПЕТРИ Э

гон Петри - пианист с неограниченными возможностями. Об этом говорит его последняя
программа — 12 этюдов Листа, из которых каждый мог бы стать «гвоздем» программы, и не менее сложные и ответственные 6 этюдов того же Листа на темы Паганини. Верный последователь Бузони, Петри раскрывает в области фортепиано, путем чрезвычайно тщательно выверенной динамики и разнообразия удара, все новые звукокрасочные эффекты. Двенадцать этюдов звучали разнообразно по оркестровому, мощно и поэтично, а в транскрипциях скрипичных этюдов вниматель
ный слушатель без труда улавливал и пиццикато, и летучие флажолеты, и грациозные спикато.
Словом, Петри, едва-ли не единственный, достиг того, что задумал Лист — влить в душу скрипки и титаничность оркестра и холодное стекло фортепианной бескрасочной графики.
С. Б.

В

ыступление тенора С. Радамского, прошедшего блестящую вокальную школу (Германия, Италия, Америка), чрезвычайно поучительно в наше время упадка вокальной техники. Обладая небогатым, несколько горлового жесткого тембра голосом, Радамский все же покорил аудиторию и именно вокальным мастерством. Его звук льется плавно, широко, ровным потоком (показательно максимальное использование грудного резонатора);
богатая техника дыхания; он умеет, не внося пестроты в звук, придать ему различные тембро
вые оттенки, внести характерные интонации, в зависимости от языка, на котором он поет и стиля (бель-канто, камерный).
Виртуозно и легко интонирует Радамский подвижные мелодии, раскрывает большой диапа
зон оттенков силы — от нежнейшего, но все же звучавшего полно пианиссимо, до очень у него удачного «мецца — bore», и, наконец, до драма
тической силы. Не лишен Радамский и вкуса в исполнении камерных песен (Шуман), не лишен