Театр СатирыВ госмагазине «А НЕ ХУЛИГАН ЛИ ВЫ, ГРАЖДАНИН?»
бьющего по всему фронту мещанской обывательщины и тупоумия.
Но, увы, эти благие намерения остались только намерениями. А. Алек
сеев и В. Ардов, из которых первый является и режиссером спек
такля, очевидно, незаметно для самих себя, ска
тились очень скоро к тысячу первому варианту «Москвы с точки зрения», к этому
в конец использованному театральному жанру, обо
зревающему современность с точки зрения угла
Тверской и Гнездниковского переулка. Неужели же такой умный и опытный режиссер, как А. Алексеев, не понимает, что уже больше нельзя показывать со сцены театра «Сатиры» все эти жилплощадные недоразу
мения, все эти пародии на эстрадные выступления, все эти бесконечные количества раз уже использованные ситуации с «изменами», «нэпманами», «ку
пальщиками», и проч. — да ведь это же та самая вечная «теща», с которой оперировали наши куплетисты десятки лет подряд! Мужчины поглядывают в заборные дырочки за раздевающи
мися женщинами на пляже — это разве не «теща»? Певица и музыкантша, отравляющая «упражне
ниями» жизнь своему соседу по квартире — разве это не «теща»? Кухарка, читающая с «интонациямикакой-нибудь роман о «похождениях графа» -— это разве не «теща»? И разве не обидно, что среди всей этой тещиной мишуры тонет несколько хорошо
сделанных эпизодов, имеющих непосредственное отношение к теме и очень удачно выполненных театром? Таковы: «золотая книга» по истории ху
лиганства, заседание в правлении синдиката, и очередь у трамвайной остановки. Но это. лишь счастливые моменты в этом, достаточно, в общем, безотрадном спектакле.
А жаль! «Около хулиганства», как тему, можно
было бы использовать куда удачней и острее, чем
Театр и авторы совершенно правильно намети
ли установку темы — не о хулиганах, подведомст
венных нарсуду, а о тех, кто где-то «около хулиганов» поганит общественный быт хамским от
ношением к жизни, людям, культуре и строительству госу
дарства. Взятая в таком разрезе тема могла бы дать хорошую и крепкую основу для построения острого сатирического спектакля - обозрения,
Ф. Курихин — профессор Зар. худ. М. Моризе