Н. К. КРУПСКАЯ

Р
одилась Н. К. Крупская 27 февраля 1869 года в семье небогатых дворян, бывших передовыми людьми своего времени. Мать Н. К.—гувернантка, отец — был в Польше уездным началь
ником, но как либерал, благодаря анонимным доносам, был уволен без права поступления на государственную службу.
Отец умер, когда Н. К. было 14 лет, и ей при
шлось зарабатывать на жизнь уроками, не оставляя учения в гимназии.
В 1891 году Н. К. поступила на женские курсы.
К этому времени относится первое знакомство 20-ти летней Н. К. с под
польными студенческими кружками, где изучали К. Маркса, и тогда же началась ее революционная деятельность.
Н. К. поступает учительницей в воскресную школу в с. Смоленском за Невской заставой.
«Первый год моих занятий— пишет Н. К., —
облек для меня рабочее
движение живою плотью и навсегда связал с рабочим классом».
В 1893 году в Петербург приехал В. И. Ленин. Общее дело связывает их большой дружбой. Подолгу они беседуют о настроениях рабочих, о школе, о том, как вести дальнейшую работу.
К этому времени петербургские рабочие кружки объединяются в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Революционная борьба стала массовой. Полиция арестовала Ленина, и он был отправлен на три года в ссылку в Сибирь. Н. К. за это время крепко подружившаяся с Вл. Ильи
чем, продолжает вместе с оставшимися на свободе товарищами работу по организации всеобщей забастовки петербургских текстилей, которая, как известно, увенчалась успехом, но вожди забастовки, в том числе и Н. К., были арестованы. После отбытия семимесячного тюремного заклю
чения, она была выслана на 3 года в Уфимскую губернию.
По вызову Ленина, Н. К. решила поехать к нему, но ей было разрешено поехать к Ленину только в том случае, если они обвенчаются. Весной 1898 года Н. К. приехала в с. Шушенское,
Минусинского уезда, где был в ссылке Вл. Ильич где и обвенчалась с ним.
С тех пор вся жизнь их пошла рядом в долгой и неутомимой работе над великим делом организации рабочего класса в борьбе за его освобо
ждение. Годы ссылки проходили в изучении русской действительности и в самообразовании.
Затем эмиграция, где Н. К, была секретарем «Искры» и всех больше
вистских газет, и, наконец, Октябрь, когда по
сле перехода власти к советам Н. К. была на
значена председателем
Г л а в п о л и т просвета... «Это были дни, — пишет А. В. Луначарский («Как мы заняли Министерство народного просвеще
ния»)—колоссального по своей широте творческого размаха, возможного только благодаря подго
товленности и твердости
педагогической мысли вдохновительницы Наркомпроса, Н. К. Крупской».
Неутомимый борец на культурном фронте Н. К. работает и в ЦК ВКП(б) и в ЦИК СССР. Редактирует несколько журналов, пишет много брошюр и книг, председательствует в научно
педагогической секции Госуд. Ученого Совета,
в О-ве «Техника массам», работает в ряде обществ и комиссий, в том числе и в деревенской комиссии Центр. Комитета Партии.
«Здоровье Надежды Константиновны разрушено тяжелой жизнью революционера и незаме
нимой потерей Ильича. Изменился ее облик. Серебристыми стали ее русые волосы, отеки не сходят с лица, больно стучит сердце. Но не об отдыхе думает Надежда Константиновна, — еще зорки ее глаза, точны ее мысли и все свои думы, все свои мысли она отдает трудящимся».
(А. СТАЛЬ)
«Мне выпало на долю большое счастье — пишет она — видеть, как росли сила и мощь рабочего класса, как росла его партия, пришлось быть свидетельницей величайшей в мире революции, видеть уже ростки нового социалистического строя, видеть, как жизнь перестраивается в своих основах».
(К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)