И
дея общества «Музыка — массам» возникла в рядах самих рабочих. После появления в журнале «Экран» (изд. «Рабочей газеты») статьи о необходимости классовой политики в му
зыке, в редакцию поступил ряд писем от рабочих. Рабочий читатель подошел к этой идее достаточно смело:—мы должны овладеть музыкой, но это овладение должно быть массовым, речь идет не о достижениях отдельных самоучек, а о классовом овладении музыкой пролетариатом.
Здесь, вообще говоря, есть два пути. Один—это путь организации рабочих — музыкантов, испол
нителей, участников музыкальных и вокальных кружков, самоучек-композиторов, рабочего актива консерваторий и музыкальных техникумов. Этот путь, в основном, правилен, но он не приводит к действительно-массовому овладению музыкой. Несмотря на растущий интерес к музыке в массе рабочих и крестьян, действительных работников музыкального искусства, хотя бы и самоучек, в рабочей среде очень мало. Увеличение этого актива, конечно, необходимо, но оно займет много времени, да к тому же он ни при каких условиях не может охватить всей рабоче-крестьянской массы в целом.
Остается другой путь: путь объединения рабочего потребителя музыки, рабочего слушателя. Музыкальная культура в основе своей рассчитана на широкого потребителя, а не на специалиста— музыкального деятеля. Вот эта-то массовая музыкальная культура у нас пока что в загоне.
Мы жалуемся часто на недостаточность концертных сил, на слабость музыкального обслужива
ния рабочих окраин. Это—не совсем верно. У нас— много концертов.
Почти каждый клуб время от времени дает обширную концертную программу, на первых порах нужно даже не расширение обслуживания концертами, а его перераспределение.
Гораздо важнее здесь работа над самой концертной программой. Концертная программа у нас воспринимается примитивно, социальное значение, социально-политический смысл отдельных музы
кальных произведений остается завуалированным для массового слушателя. Музыкальный язык непонятен массам.
Неизбежным следствием этого является то, что «музыкальное образование» масс выливается не
редко в форму идиотских эстрадных номеров с пошлейшей музыкальной иллюстрацией. Пошлость и музыкальная дешевка захлестывает по
требительский рынок. Одновременно с ней идет идеологически-вредное, разлагающее влияние всяких фокстротов, чарльстонов, молитвенной па
тетики, слащавой вульгаризации музыкального мастерства, — словом, все то, что может быть отнесено к категории действительной «художественной контр-революции».
Классовый враг в музыке не приметен. Теоретическая марксистская работа в области музыки отсутствует. Борьба с правой опасностью в искусстве только краешком захватила музыку. Идеологическая организация рабочего слушателя поставлена скверно: объяснительные программы концертов не популярны, выступления объяснителей
скучны и не всегда грамотны. Предстоит гигантская работа по внедрению в массы музыкальной культуры.
Организационное собрание общества «Музыка—массам», собравшееся 8 февраля в редакции «Рабочей Газеты», отметило жизненность и целесообразность идеи Общества. Свыше ста музыкаль
ных и общественных работников, рабочих и жур
налистов посетили первое собрание, созванное, кстати сказать, почти наспех. С основным докладом о задачах О-ва выступил проф. Е. М. Браудо.
Особенно ценны здесь мнения рабочих? Они все были сходны в одном: музыка нужна рабочему. Потребность в музыке осознана рабочей массой. Тысячи музыкальных рабочих кружков, суще
ствующих в Москве и провинции - достаточное свидетельство того, что эта потребность действительно велика. Рабочие, выступавшие на органи
зационном собрании, рассеяли все опасения в том, что Общество может оказаться не жизненным. Потребность в бодрой, эмоциональной зарядке, которую может дать настоящая, серьезная музыка, ощущается всей рабочей массой.
Задачи Общества очень велики. Здесь и организация работы музыкальных кружков, и изучение музыкальных интересов рабочих, и расшире
ние концертного обслуживания рабочих окраин, и участие в комплектовании музыкальных вузов
и техникумов, и участие в репертуарном плане концертных и оперных предприятий. Эти задачи детализируются в уставе, принятом организацион
ным собранием. Несомненно, в процессе работы эти задачи будут расширены, рабочий слушатель сам внесет коррективы в работу Общества.
Выступивший на собрании представитель Консерватории «передал» новому обществу вместе с приветствием первый материальный вклад: недавно организованную Воскресную Консерваторию и рабочий оркестр.
Таким образом, Обществу сразу придется от слов перейти к делу, организуя вокруг себя рабочую самодеятельность.
Общество мыслимо, разумеется, только как массовая организация, осуществляющая всю свою работу через эту самодеятельность. В этом отношении музыкальные деятели в Обществе будут же
ланными гостями и консультантами, но костяк его, его актив будет составлять рабочий слушатель.
Только при этом условии Общество сможет осуществить свою задачу: помочь широким пролетарским массам овладеть прекраснейшим из искусств—музыкой.
ДМ. ЛЕБЕДЕВ Проф. Е. М. Браудо делает доклад о задачах о-ва
«Музыка — массам