Н
овая одноактная пьеса А. В. Луначарского должна быть названа скорее сатирой, чем комедией,— сатирой на буржуазные устои
европейских капиталистов, признающих только одно божество—золото.
В пьесе четыре действующих лица: банкир Оксгорн, его жена Доротея, гувернер Оксгорнов Петер и слуга Ганс.
Возвращаясь домой после удачной биржевой сделки со шкатулкой золота, банкир застает свою жену в объятиях гувернера. В «уважаемом» бан
кирском доме не может быть скандала, а потому инцидент оканчивается изгнанием Петера, тщедушного поэта-романтика, не пошедшего дальше лирического обожания «коммерции советницы» а от этой последней банкир ограничивается требованием клятвы о супружеской верности, подтвержденной поцелуем... шкатулки с золотом.—Ганс, зарящийся на шкатулку, не может простить Петеру его мужской расхлябанности и, учитывая любовное томление банкирской супруги, патетически объясняется ей в любви. Та, распаленная страстью, согла
шается заменить поэта слугой. Ганс, в свою очередь упоенный победой, зная, что банкир выедет вновь на свой промысел и, значит, привезет еще золото, согласен подождать с экспроприацией, тем более,
что Оксгорн оставляет на его попечении не только свою супругу, но и весь банкирский дом.
Пьеса, забавно развивающая интригу, прекрасно очерчивающая характеры, написана блестящим языком. Ее диалог — ажурный, реплики на
низаны бисером. Тонкий юмор, рассыпанный
в диалогах, и комизм положений, создаваемый ходом действия, делают пьесу живой и занимательной.
Отличная драматургическая форма четко раскрывает социальное содержание, обнажающее всю гниль семейного очага и всю мишуру жизни современного капиталистического общества. Бан
кир Оксгорн—это тип, живой и собирательный портрет современного европейского капиталиста. Как обобщающе, например, звучит ответ банкира на заявление жены, что, если он не будет сдерживать себя, она уйдет от него:
— Куда? Куда? Весь дом мой. Все комнаты мои. Все чуланы мои. Вся мебель моя. Все мое, и вы сами моя и никуда не смеете уйти. Если я про
щаю вас, то только потому, что нельзя допускать скандала в доме Оксгорн, Фукс и Ко.
Или упоение банкира своей шкатулкой с золотом:
„Она полна моим золотом. Лучше того: она полна золотом, которое стало моим (мечтательно).
О, Дороти, вот настоящая поэзия. Золото, которое стало твоим. Как грустно думать, что никогда, никогда нельзя добиться, чтобы все золото стало моим»!
Вот она—религия и романтика капиталиста. Пьеса А. В. Луначарского требует для исполнения тончайшего актерского мастерства,
И. Т.
1. Майское совещание 1927 года по вопросам театра и в частности клубной сцены вынесло определенное решение в отношении драматургии,
подчеркнув необходимость создания современного советского репертуара. Исходя из этого, инициа
тивная группа молодых драматургов в составе т.т.: Г. Бывалый, С. Крепуско, В. Любин, И. Чекин, И. Шток, Н. Экк, Р. Янушкевич, подняла вопрос о создании производственного объединения молодых драматургов, которое могло бы при
ступить к планомерной коллективной работе по созданию драматических произведений, главным образом, для клубной, а также и для профессио
нальной сцены и эстрады. Эти произведения
должны отражать самые актуальные вопросы и темы сегодняшнего дня.
2. Для выявления запросов и требований массы, предъявляемых ею к советской драматургии в отношении тематики и формы, Объединение— устанавливает постоянную связь с рабкорами, селькорами, драмкружковцами, культработника
ми, привлекая их к дискуссиям, беседам, читкам пьес и т. д.; связывается с рядом общественных организаций, для получения необходимого сырого материала и для критической переработки его.
3. Работа объединения идет по такому плану:
а) Лабораторная работа по повышению квалификации членов объединения: устройство перио
дических лекций, проработка вопросов искусства в марксистском освещении и обсуждение новых и старых образцов драмы.
б) Производственная работа — выпуск в свет написанной продукции путем издания отдельных книг и сборников по всем видам клубной сцены, как-то: красноармейского, деревенского, комсомольского, пионерского, а также профессиональ
ного театров эстрады и цирков. Объединение использует в своей работе отдельные образцы зрелищных форм: комедия, драма, мелодрама, водевиль, инсценировка, оперетта, обозрение, буф
фонада, пантомима, балаган, детская пьеса и эстрадный жанр (куплеты, диалог, лубок и т. д.).
4. Производственная работа ведется Объединением двумя методами:
а) Индивидуальным. — Тема, утвержденная Объединением, поступает в единоличную обра
ботку одного из членов, готовая пьеса обсуждается и утверждается всем Объединением и выходит в свет под маркой Объединения.
б) Коллективным (методом — конвейер). Работа идет по следующим этапам. Общее собрание намечает тему, либреттист — собирает материал и пишет либретто, сценарист пишет подробный сценарий и намечает типаж. Текстовик — дает словесное оформление, поэт — стихотворный текст и композитор—музыкальное оформление.
Ответственный редактор данной вещи выносит ее на обсуждение всего Объединения, причем все отдельные этапы работы также проверяются и контролируются коллективно.
Группа считает последний метод «конвейерособо интересным и важным экспериментом в об
ласти коллективного драматургического творче
ства, могущим улучшить и ускорить выпуск продукции, обеспечивающим постоянный коллективный контроль и разделение труда
Редактор «Современного театра» Л. Л. Оболенский принимает по делам журнала в помещении редакции (Страстной б., 4) по субботам от 3 до 4 часов. Секретарь редакции принимает ежедневно от 11 до 1 часа.

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРОМД а

Новая пьеса Л. В. Луначарского

«Банкирский дом» (Ком. в I д.)