(См. „Современный Театр“ №№ 47—52 п/г. и №№ 1—8 с/г.)
Поступающие материалы по объявленному нами 20 ноября с. г. смотру художественных советов будут дополняться и проверяться результатами обследований, проводимых на
шими сотрудниками совместно с рабкорами и работниками культкомиссий театров. Все эти материалы (статьи членов художественных советов, отчеты о заседаниях, очерки рабкоров и т. п.), освещающие параллельно различные театры, будут суммированы специальной комиссией по смотру художественных советов. Выводы комиссии будут опубликованы.
Н
а последнем заседании о плане и программе работ совета на первый квартал выступил тов.
Славинский с докладом о плане и программе работ совета в первом квартале. Художественный совет должен заслушать в указанный период доклады о художественно-производственном плане ГОТОБ на 1929/30 год, а также представителей художественных частей театра (оперы и балета) о поло
жении трудовой дисциплины в театре. Равным образом совету необходимо будет заслушать особо доклад о художественно-изобразительной части, о мерах по обслуживанию театром рабочего зри
теля и сообщения подкомиссий о происходящей там работе. Проект считает также целесообразным выделить группы членов худ. совета для участия в работе производственных совещаний и во вре
менной контрольной комиссии союза, а также в заседаниях месткома и делегатских собраний. Особо проект выдвигает вопрос об организации выезда ГОТОБ а на завод с докладом и исполни
тельской программой, а также об устройстве в Бетховенском зале по понедельникам бесед о «Мастерах пения» и «оперном репертуаре».
Обсуждение этого проекта пришлось отложить. Постановщик А. П. Петровский в своем сооб
щении о «Тупейном художнике» характеризовал либретто и музыку оперы. С точки зрения драматургического построения рассказ Лескова пере
несен на сцену очень неважно. При постановке (режиссер Нардов, ассистент Светланов, балетмейстер Лащилин, художник Сапегин) все стремле
ния театра направлены в сторону достижения наибольшей яркости, почти плакатности. В костюмах соблюдается подлинный стиль эпохи. Испол
нителями отдельных ролей были пропеты отрывки из оперы.
Затем совет заслушал сообщение М. П. Гальперина о либретто «Сын солнца», и режиссера Шарашидзе и художника Макарова - о постановке. Сюжет оперы самостоятельный. Основная идея—борьба двух миров: завоевателей капиталистов и беспо
щадно эксплоатируемых китайцев. В опере 14 эпизодов. Главный упор в ней по словам тов. Шарашидзе делается на массу. В оформлении ее ху
дожник Макаров иллюстрирует главным образом быт населения.
В прениях о новых постановках указывалось на необходимость внесения существенных изменений в постановку «Сына солнца». Подчеркивалось, между прочим, что в этой опере недопустимо выдвижение на первый план любовной роман
тики. Необходимо обратить максимальное внимение на дикцию певцов. Красной нитью во всех выступлениях сквозила мысль, что судить об опе
Э
кспериментальные задачи оперной Студии им. Станиславского и реформаторские ее цели ставят этот театр в исключительные условия, требующие от его художественного совета сугубо внимательного, осторожного и чуткого подхода к разрешению встающих перед ним вопросов.
Включение, например, в репертуар старой игранной-переигранной оперы встретило бы, скажем, в Большом театре решительный отпор со сто
роны художественного совета, а здесь, в Студии, наоборот, такое начинание принимается сочув
ственно: — студия этим спектаклем сделает еще один шаг к тому, чтобы создать новый, образцовый синтетический художественный спектакль.
Это не значит, разумеется, что Студия и ее совет отгораживаются от современности. Здесь активно и внимательно ищут нового оперного произведения. Члены худ. совета знакомятся со многими клавирами новых советских и европей
ских опер, и беда только в том, что до сих пор нет еще подходящего, отвечающего высоким требованиям студии, материала. За то в отборе классического оперного произведения художественный совет стремится взять от старого то, что «звучит» и сегодня. В последнем своем заседании художественный совет утвердил постановку «Севильского цирюльника», порученную Ф. Н. Каверину.
В художественный совет Студии входят представители ЦК ВЛКСМ, культотдела ВЦСПС, ассоциации драматургов, режиссеров и художников, крупные мастера оперного дела, представители труппы и т. д. Организован художествен
ный совет недавно. Он только еще входит в жизнь
Студии. Он только разрабатывает программу своей деятельности. Его забота сосредоточена ныне на том, чтобы максимально приблизить Сту
дию к рабочему зрителю и познакомить последнего с задачами и характером ее работы. Еще рано го
ворить здесь о достижениях и успехах. Еще рано подводить какие-либо итоги. Ясно пока одно,— художественный совет Студии стал на верный путь и, надо полагать, сумеет помочь театру в осуществлении его больших художественных задач и одновременно найдет пути орабочения его зрительного зала.
и. к.

В оперном театре им. Станиславского

pax, либретто и музыка которых большинству совета неизвестна, не представляется возможным.
Совет полностью принял предложение Ю. М. Славинского одобрить лишь установки постанов
щиков, не вынося никакого решения по существу обеих опер.

В художественном совете Большого театра