А. И. Волгина — ЗинаМ. И. Бабанова — ГогаО. И. Пыжова — Ксения Треверн „ЧЕЛОВЕК С ПОРТФЕЛЕМ“

В «ТЕАТРЕ РЕВОЛЮЦИИ
ка малочисленна, и ее представители не типичны для всего круга советской интеллигенции, особенно технической. «Портфельных» интелли
гентов мало, но нездоровые настроения, которые около них создаются, распространяются и форми
руются, заслуживают того, чтобы приковать к себе внимание советской общественности и литературы.
Это настроения — скепсиса, уныния, злобной иронии, а иногда и злорадства, прикрытого, разумеется, всем арсеналом советский фразеологии.
Повторяем — это исключение, но исключение такого рода, которое неизбежно заставляет насторожиться и приготовиться к отпору.
Герой новой пьесы Файко — профессор Гранатов — исключение из исключения. Он не только
«портфелист», карьерист, но и мелодраматический злодей, не стесняющийся средствами для того, чтобы устранить всякое напоминание о прошлом.
С ловкостью и хладнокровием профессионального убийцы он сбрасывает на ходу мчащегося поезда лишнего свидетеля его прошлой деятель
ности по контр-революционной организации, своего товарища Лихомского, с чрезвычайным жестоко
сердием доводит до самоубийства свою жену, слишком громко напоминавшую о прошлой жизни, связях и знакомствах, с рассчитанным иезуит
ством и беспощадностью доводит до могилы своего старого учителя, советского ученого Андросова.
Для чего все это делается? Для чего Гранатов тщательно, но тщетно затыкает все щели, из кото
рых «лезет прошлое»? Если только из голого карьеризма, то гранатовские пути к славе и почету настолько глупо-откровенны, что едва ли в состоя
нии хоть кого-либо на минуту ввести в заблужде
ние. Если же он действительно хочет поставить крест над прошлым, — а на это есть указания в пьесе, — и начать новую жизнь, то советская дей
ствительность подсказывает совсем иные, гораздо менее рискованные и более надежные пути для преображения.
Маленькая, но внутренне значительная тема о «Человеке с портфелем» снижается до личной драмы.
Тяпкина — Марья Памфиловна Ч
еловек с портфелем — это интеллигент, принявший октябрьскую революцию чисто-фор
мально, внешне. Гегемония рабочего класса для такого интеллигента факт, с которым приходится считаться, советская власть для него новая обстановка, к которой необходимо приспособиться.
Он не контрреволюционер, но и не друг. Он просто органически не может слиться с новыми
хозяевами жизни, стать в общие ряды строителей социализма.
Куда идти, что делать?
Или упорно, ни с чем не считаясь, завоевывать место под солнцем, пробиваться вверх, де
лать карьеру. Или холодно и бесстрастно выполнять
«возложенные обязанности». Для лю
дей с портфелями третьего не дано. Но и в том и в другом случае в ре
зультате гибель: общественно -политическая, моральная, наконец, физическая...
Сохранилась ли еще эта порода «портфельных» ин
теллигентов? Мы думаем — да. Об этом говорят фак
ты, встречи, разговоры. К сча
стью, эта прослой