ПРОВАЛ АБОНЕМЕНТОВ

Театры издеваются над рабочим абонентом. Третьесортный спектакль со второсортными актерами. Почему МХТ удобен партдень.
Подъем, наблюдавшийся в рабочих организа
циях и у отдельных рабочих при подписке на абонементы государственных театров в прошлом году, был вызван сочувственным от
ношением и всемерным содействием, оказанным культотделом МГСПС, рабочей прессой и всей советской общественностью делу проведения абонементной кампании.
В итоге, театрам это дало блестящие материальные результаты. По 1 и 2-му ГОТОБ’у, МХТ II-му был распродан весь тираж, и по требованию культотдела МГСПС выпущены дополнительные серии. Всего только одними рабочими и служащими фабрик и заводов было закуплено околю 75% всех выпущенных абонементов.
Нам приходилось в это время бывать часто на рабочих собраниях, и при обсуждении вопроса о коллективной подписке все в один голос заявляют:
—«Вот, наконец, хорошо делают театры, что дают возможность рабочему побывать в лучших из них, да еще в рассрочку».
В свою очередь и мы в своих докладах развивали мысль, что постоянная рабочая абонементная аудиторяя фактически должна стать хозяи
ном театра, т. е. влиять на его репертуар, на качество продукции. Казалось театры должны
подойти любовно и бережно к своему новому зрителю, должны показать ему все самые лучшие свои достижения, вовлечь зрителя в театральное творчество, закрепить за собой своего зрителя.
Как много могли дать театры, показав своих лучших актеров, организовав при помощи опыtных руководителей экскурсии в свои музеи, организовав в антрактах лекции и доклады и периодически созывая конференции рабочих абонентов!
Мало ли можно сделать полезного, культурного и занимательного—была бы лишь охота!
К сожалению, не только не оказалось этой охоты, но с первых же шагов театры постарались, чем только можно, игнорировать абонента, совер
шенно не считаясь с ним не только как с рабочим абонентом (я подчеркиваю «рабочим», ибо это театрам должно было быть очень важно), но вообще как с людьми, заплатившими полностью денежки до начала сезона, т.-е. за 10 месяцев вперед.
В чем выражалось это игнорирование?
Возьмем хотя бы для примера Большой театр. Когда он начал абонементные спектакли, зная, что шесть тысяч с лишним абонементов принадлежат Бюро пролетарского студенчества? В на
чале сентября, т.-е. в то время, когда ни одного студента еще не было в Москве, так как занятия начались во второй половине сентября. Это зна
чит, что гервые абонементные спектакли почти у всех студентов пропали.
А ведь с каким трудом они (среди них есть и стипендиаты) урывали из своего скудного бюджета гроши для покупки абонемента.
А какой репертуар был дан в абонементные спектакли? «Хованщина» и «Мейстерзингеры»— эти самые неудачные и нен....ные постановки последних сезонов были обязательными спектак
лями в каждом абонементе и даны они были
потому, что в открытых спектаклях сборов не делали.
Если подсчитать, сколько всего были даны эти оперы в течение сезона, то мы убедимся, что чуть ли не все 75% шли в абонементные спектакли.
В большинстве спектаклей в составе исполнителей были второстепенные актеры.
Последние абонементные спектакли были даны в начале июня, т.-е. тогда, когда абоненты уча
щиеся и рабочие фабрик и заводов — частично ушли в отпуска.
МХТ II-й пошел по стопам своего старшего собрата (Большого) и старался его не только догнать, но и перегнать в деле игнорирования абонентов. Почти все среды (партдень) были предоставлены под абоне ентные спектакли.
Есть ли это случайное явление или система? Я утверждаю, что система, и вот почему.
По средам театры обычно посещаются слабее потому, что партийный день многим не дает воз
можности во-время поспеть в театр—вот директора и решают повидимому, почему же не дать в этот день спектакль для абонентов И просто и хорошо.
В заключение укажу еще на одну ненормальность, которую при сильном желании, конечно, можно устранить. Сплошь и рядом встречаются зрители, покупающие абонемент и в Большой, и в МХТ, и в театры УМЗП. Утверждаю, что таких театралов много и среди рабочих. И вот, предстставьте себе положение такого абонента, когда все три театра в один день назначают абонементные спектакли. Он мечется, как рыба об лед и, про
клиная все на свете, изыскивает способы, как бы использовать остальные абонементы.
Заболел человек, или вдруг назначили в ночную смену, ему одно остается — либо больным
пойти в театр, либо пойти в театр и не пойти на работу. В этом отношении исключение представляет Камерный театр.
Вот эти-то факты и послужили причиной не только разочарования, но почти ненавистного от
ношения к абонементам. Сплошь и рядом в этом году мы слышали такие возгласы»: «Нет, довольно. Имели уже ваши абонементы. Больше не хочется. Спасибо».
А предупреждались ли об этом театры? Да, предупреждались и неоднократно.
В тезисах Центральной театральной кассы на Межсоюзной конференции 24, 25-го ноября, созванной культотделом МГСПС, и в проекте ре
золюции я чрезвычайно остро ставил эти вопросы, одновременно предупреждая о последствиях. Тог
да было еще не поздно, но, к сожалению, это было принято на бумаге, а не на деле.
Второй раз это мною было констатировано на заседании директоров всех театров 19-го апреля 1929 года, когда обнаружился неминуемый провал абонементной кампании. Я требовал от директоров театров декларативного обращения к ор
ганизованному зрителю с обещанием устранить все вышеупомянутые недостатки. В этом мне было отказано, за исключением МХТ II.
Может быть урок, данный рабочим зрителем в ответ на делячество театров, послужит послед
ним в пользу? Они поймут свои ошибки, бьющие их не только с идеологической стороны, но и по карманам, и в сезон 1930/31 года—к новой абонементной кампании—в корне постараются их исправить.
В. ПЕРОВ