ПЕРСПЕКТИВЫ РАБОТЫ ГЛАВРЕПЕРТКОМА

Основные задачи, которые стоят перед Главным Комитетом по контролю над репертуаром, выражаются в первую очередь в расши
рении его общественной базы и в привлечении к его работе рабочего актива, непосредственно связанного с производством.
Как известно, основным связующим звеном между ГРК и общественностью являлся художе
ственно-политический совет при Главреперткоме. Опыт годовой работы показал:
1) что политхудсовет ГРК слишком громоздок, и из его состава в 40 с лишним членов образовался своеобразный актив приблизительно человек в 15, который собственно и вел всю работу совета.
2) что представители фабрично-заводских предприятий, и без того перегруженные партийной и культурно-просветительной работой - большин
ство из них были председатели культкомиссий и секретари ячеек — оказались не в состоянии принимать активное участие в работах совета.
3) что ГРК не удалось втянуть актив политхудсовета в свою непосредственную практическую работу — по читке пьес, участию в просмотровых репетициях, заседаниях ГРК и т. д.
Поэтому перед ГРК возникла необходимость реорганизации своего политхудсовета. Число чле
нов этого совета будет сведено к 27, из них 12—- непосредственно рабочие из наиболее крупных фабрично-заводских предприятий, а 15 — пред
ставители советской общественности, партийных
и литературных организаций. Будущий совет разобьется на теа-музсекцию, киносекцию и президиум. На членов президиума возлагаются обя
занности участвовать от ГРК в политхудсоветах театров, присутствовать поочередно на всех за
седаниях ГРК, отчитываться совместно с ГРК в работе последнего на рабочих собраниях, выез
жать на места для инструктирования местных органов по контролю над репертуаром, участво
вать в просмотровых репетициях и в изучении поступающего в ГРК материала. Члены прези
диума совета отчитываются в своей работе не только перед ГРК, но и перед пославшими их организациями.
Вторая по важности задача на ближайший период — это разгрузка ГРК от бесконечного потока второстепенных произведений, отвлекающих его от основных задач по руководству репертуарной политикой.
В свое время, когда местные органы контроля над репертуаром не имели еще ни твердых штатов, ни достаточно опытных работников, ГРК вынуж
ден был централизовать все дело просмотра пьес, откуда бы они ни исходили, и для каких бы видов зрелища они не предназначались, в центральном аппарате.
Теперь, когда периферия значительно выросла и окрепла, а ГРК от узко цензурной политики перешел к вопросам руководства репертуаром, выявилась необходимость передать в ведение местных ЛИТ-ов все пьесы местных авторов, оставив за собой лишь последующий контроль на основе присылаемых с мест отзывов и литеровок.
ГРК также вынужден отказаться от просмотра пьес, присылаемых начинающими авторами, не предназначенных для немедленной постановки в том или ином театре. Эти пьесы должны напра
вляться в консультационные бюро для драматур
гов при Драмсоюзе и Модпике. Точно также и пьесы, предназначенные для изданий, будут просматриваться ГРК только в том случае, если при
них имеется специальная справка, что они приняты издательством к напечатанию и оплачены.
Таким образом, освободившись от просмотра пьес второстепенного значения, ГРК сможет приступить к основным задачам по руководству репертуарной политикой.
На ближайший период эти задачи могут быть разбиты на 6 групп.
К первой группе относятся мероприятия, связанные с массовыми видами театрального или зрелищного искусства.
Наиболее катастрофическим участком до сих пор на этом фронте нужно признать эстраду. В свое время широкое совещание по вопросам эстра
ды выработало ряд мероприятий, часть из которых должна быть осуществлена Главискусством, а другая относится к узко репертуарным задачам. Составление твердого списка запрещенных и раз
решенных произведений по линии сатирическоразговорного жанра и музыкально-вокального, а также основного иллюстративно-музыкального ма
териала и кино, и оркестровой музыки — давно назревшая необходимость.
Далее, важнейшим вопросом в этой группе является пересмотр репертуара самодеятельного театра, т.-е. клубного и деревенского, объединен
ного в списках ГРК под литерой Г. До сих пор к этой литере относились в сущности все пьесы менее трех актов и носящие агитационный харак
тер. За это время клубный и деревенский зритель вырос, изменил свои требования, многие агитки устарели и дают обратный эффект и необходимо не только пересмотреть весь список литеры Г,
но и выработать основные принципы и подходы к репертуару самодеятельного театра во всех его видах.
Еще хуже обстоит дело с производством грампластинок. У нас не только недоучитывается зна
чение граммофона, как средства политического и культурного перевоспитания масс, но и самая техника производства грампластинок и граммофонов находится в примитивном состоянии. Сейчас под руководством ГРК заканчивается реорганизация дела записи и воспроизведения, и наступил период, когда нужно установить, на ка
ких принципах мы будем строить репертуарный план грампроизводства.
Наконец, к этой же группе работ относится установление задач, которые мы ставим перед живогазетным театром и театральной сатирой, и какие наиболее приемлемые формы для осуще
ствления этих задач нужны в данном виде зрелища (обозрение, бытовая сатира, музыкальная комедия и т. д.).
Приблизительно в таком же положении находится дело художественного радиовещания, к уча
стию в выработке репертуара которого, согласно декрета Совнаркома ГРК должен быть привле
чен, но по отношению к которому он до сих пор занимал наблюдательную позицию.
Ко второй группе задач относятся области, связанные с наименьшим охватом контроля и ре
гулирования репертуара, в которых мероприятия требуют подготовительной работы.
Это — пересмотр старого репертуара и установление новых подходов к репертуару в опере и балете, а также разработка репертуарных пла
нов в студиях и школах, где молодняк еще до сих пор воспитывается на произведениях, идеологически нам чуждых.
К третьей группе относится совместное с Главискусством утверждение и регулирование произ