НЕПРЕРЫВНАЯ НЕДЕЛЯ В ТЕАТРАХ

Вопрос о переходе театров на непрерывную неделю обсуждался на собраниях в ЦД Рабиса и Главискусства.
На совещании в Главискусстве под председательством Л. Оболенского присутствовали дирек
тора всех московских театров и представители некоторых провинциальных театров.
А. А. Гольдман делает доклад от ЦКРабиса, которым выработаны основные положения для пе
ревода театров на непрерывнную неделю.
ЦК Рабис считает, что театры могли бы перейти на непрерывную неделю, хотя для них такой пе
реход представляет значительные трудности. Театры работают все 365 дней в году, причем пять революционных праздников театральные по
мещения могут быть использованы, но персонал
от работы освобождается. Персонал работает 360 дней, разделенных на 60 недель,причем каждый шестой день для работников театра является днем отдыха. Отказ от 42-хчасового непрерывного от
дыха в праздничные дни должен компенсироваться
дополнительным отпуском из расчета 2 дня на месяц. Таким образом к месячному отпуску при годовой службе должно быть добавлено 24 дня, а при полугодовых контрактах — 12 дней. День отдыха для работников театра должен быть зафиксирован вперед.
В первую очередь непрерывная неделя должна быть введена в тех театрах, где вместимость помещений недостаточна, и вызывается необходи
мость увеличения числа спектаклей (в частности это вызывается в Москве) и в тех районах, где промышленные предприятия уже перешли на непрерывную неделю. В театрах, где не будет вве
дена непрерывная неделя, днем отдыха остается понедельник. В текущем сезоне должна быть уже начата работа по установлению непрерывной недели.
Введение непрерывной недели,— говорит т. Епифанов, — даст положительный экономиче
ский эффект. По Большому театру, например, прибавится 45 рабочих дней, что может дать уве
личение доходной сметы на 300.000 рублей. Если даже половина этой суммы упадет на приглашение дополнительного персонала, то все же нововведе
ние даст облегчение бюджету. Из московских театров могли бы быть переведены на непрерыв
ную неделю Большой театр, театр Мейерхольда, имени Вахтангова, театры имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Настоящий дифирамб непрерывной неделе поет А. М. Данкман. Если введение непрерывной не
дели в промышленности может убить воскресные утренники,—говорит он,—то этим смущаться не следует. В будущем явится возможность давать утренние спектакли ежедневно, так как часть учащихся будет свободна по утрам каждый день. Введение непрерывной недели в промышленности
будет иметь следствием увеличение заработка у рабочих и увеличение у них свободного вре
мени. Все это даст возможность для них чаще посещать театр.
— В будущем все будничные дни должны стать праздничными!..
Представитель театра им. Вахтангова Ю. В. Горяинов не согласен с этими оптимистическими рассуждениями. Он полагает, что на первое время экономически театры пострадают. От воскресных утренников за отсутствием единого праздничного Дня придется отказаться. Не будет также предпраздничных и праздничных повышенных сборов.
В техническом отношении переход на непрерывную неделю связан с целым рядом затруднений как для технического персонала, так и для художественного.
— Спектакли по понедельникам посещаться не будут. Публика отвыкла в этот день ходить в театр, —заявляет М. П. Сахновский.
Представитель Малого театра З. Г. Дальцев также высказывает сомнения в экономическом эффекте мероприятий и опасается, что не будни будут превращены в праздники, а наоборот —празд
ники обратятся в будни в смысле сбора. Затем он ожидает понижения художественного уровня спек
такля от спешного введения дублеров. Главные затруднения видит он в том, чтобы для артистов был фиксирован обязательно шестой день отдыха. Для провинции проведение этого мероприятия еще сложнее, так как там и состав технического персонала и художественного значительно меньше, а на рынке нет свободных сил.
Тов. Резеузский (Реалистический театр) полагает, что для театров, имеющих небольшую вместимость, переход на непрерывную неделю на
стоятельно необходим и должен быть осуществлен в первую очередь.
— Необходимо немедленно перейти к практическому решению вопроса,—говорит предст. Мосгубрабиса Ю. Гегузин. Это должен сделать каждый театр индивидуально, проработав вопрос со своими производственниками и согласовав его с союзом.
Я. Л. Леонтьев—(директор студии Малого театра) советует не торопиться с практическими решениями. Прежде всего театры еще не имеют никаких материалов по данному вопросу от Рабиса. Основные положения лишь впервые огла
шены на сегодняшнем совещении. Пополнение кадра работников—дело очень сложное. Технического персонала на рынке нехватает, художественный персонал в театрах, имеющих определен
ную физиономию, не может пополняться простым приглашением через Посредрабис безработных актеров. Выступая таким образом, т. Леонтьев подчеркивает, что театры вовсе не возражают против введения непрерывной недели, они не боятся новизны, и это доказали своей работой в художественном отношении, но необходимо к этому делу подойти с большой осторожностью, тщательно продумать все детали, чтобы не сорвать крупного дела мелкими ошибками.
А. А. Гольдман в заключительном слове подчеркивает, что хотя со стороны всех театров был высказан протест против установления днем отдыха шестого дня, этот вопрос союз считает су
щественно важным и принципиальным. Тов. Гольдман вовсе не призывает к осуществлению непре
рывной недели во всех театрах с ближайших же дней. Он согласен с тем, что вопрос должен быть каждым театром индивидуально разработан. Но это дело нельзя откладывать и к нему необходимо перейти раньше, чем промышленность в целом перейдет на непрерывную неделю.
В своем постановлении совещание приняло за основу проект организации непрерывной недели, предложенный ЦК Рабисом, и предложило всем московским театрам к 1 октября, а провинциальным театрам к 1 ноября, проработать план введения непрерывной недели у себя на производствен
ных совещаниях и представить свои соображения через дирекцию театров в Главискусство и через месткомы —в ЦК Рабис.