На пыльных московских бульварах под звонки и шум пробегающих трамваев играют и резвятся дети.
Сегодня для этих детей праздник. К ним на бульвар приехал «веселый фургон» с труппой МТЮЗа. Стенки фургона откинуты и он обратился в площадку. Лошадь выпрягли, и она мирно пощипывает жалкую, вытоптанную траву бульвара. Артисты переодеваются у сторожа в ближайшей будке.
Со всех окрестных дворов сбегаются на бульвар дети, чтобы смотреть спектакль. Многих карапузов,
еще не умеющих самостоятельно ходить приносят на руках матери, сестры, соседские взрослые дети.
Детей рассаживают полукругом перед площадкой. Маленькие сидят, поджав под себя ноги в первом ряду. За ними стоят дети побольше, а детей тесно окружают взрослые, которых набра
лось смотреть спектакль куда больше, чем детей. Здесь и домашние хозяйки со всего квартала и
советские барышни, спешившие домой после службы и солидный «спец» с портфелем, только что оставивший какое-то заседание. Вот какая разнообразная аудитория у МТЮЗа!..
Две гармошки и турецкий барабан составляют несложный оркестр театра. Под веселый марш этого оркестра выходят на сцену исполнители,
изображая группу пионеров, отправившихся в деревню для смычки с крестьянами.
Юные мордашки зрителей расплылись в счастливые улыбки при первых же звуках песни, хотя
слов ее за гулом трамвая не слышно. Некоторые из зрителей не выдерживают и в такт музыке бьют рученками. Взрослые слушают снисходительно, с легкой иронической улыбкой на лице.
Действие пьесы развивается своим чередом. На эстраде появляются два хулигана и уславли
ваются мешать пионерам в их культ-походе. Между ними и пионерами происходит драка, вызывающая шумный восторг у всей аудитории — и у детей и у взрослых, у последних даже больше.
Когда появляется самогонщик с бутылью самогона, взрослая часть аудитории положительно захвачена спектаклем. Она поощряет возгласами хулиганов, хвативших самогона, комментирует пьесу своими замечаниями...
Нет нужды, что оформление спектакля чрезвычайно примитивно. Четырехугольный постамент на площадке обращается то одной, то другой из своих сторон, давая понять, что дело про
исходит в поле, на берегу реки или в деревне. И зрители готовы этому верить.
В антракте юную часть аудитории, скучавшую к концу акта занимают разными играми. Для малышей 2 — 3 лет приключения пионеров, раз
доры между девочками и мальчиками в отряде,
борьба с алкоголизмом еще не понятны. Но и не на них рассчитан спектакль.
Что сказать об исполнителях? Они сами молоды и непосредственны— почти те же пионеры, которых они изображают. Но взрослые артисты, изображающие взрослых людей, как-то снисходят к своеобразной публике и своеобразным усло
виям спектакля, вспоминая, вероятно, иные дни, когда они играли в настоящем театре перед совсем иной аудиторией...
Очевидно, для того, чтобы быть настоящим артистом улицы и площади, нужно особое призва
ние и особый талант, и не все безработные из Посредрабиса способны на это.
Спектакли МТЮЗ’а на центральных бульварах — явление исключительное. Этот театр играет преимущественно на окраинах, на площадях, для
организованных детей школьного возраста. Там их спектакль доступен и понятен. А угодить на такую разношерстную аудиторию, какая соста
вляется на бульварах, где МТЮЗ смотрят зрители от 2-х до 60-ти лет, конечно, невозможно. А. В.