ФАБРИКА И АГИТПРОП ЗДОРОВЬЯ

составить себе хотя бы приблизительное впечатление, при каких условиях приходилось работать юным циркачам, нужно отметить, что не всегда погода благоприятствовала выступлениям под открытым небом, и не везде свободно можно было найти продукты питания. Если к этому добавить отсутствие мишуры, блесток и погремушек, свер
кающих огней рампы, и всего того антуража, который придает столь специфический блеск и фееричность цирковому представлению — вы, по
жалуй, поймете, какое трудное испытание должен был пройти этот первый — в летописях циркового искусства — передвижной деревенский цирк.
Из лежащего перед нами материала берем наугад первый попавшийся отчет, чтобы ознако
мить с некоторыми цифрами. Так, например, группа Орловского маршрута, в составе 14 чел.
объездила Орловскую губ., часть Воронежской и Тамбовской. За два месяца работы она посе
тила г. Елец, Ливны, село Касторное, ст. Тюр
буны, с. Бурдино, с. Большие Поляны, с. Калабино, г. Задонск, завод Хмеленец, г. Липецк, завод «Свободный Сокол», селения: Студенец, Дикинское, Сокольское, Чугун, Верхняя и Нижняя Нережа, Кишовка, Студенка, Ключи, Дми
тровка, Шиловка и т. д., дав 24 выступления и обслужив 23.000 зрителей. При ничтожной рас
ценке от 10 до 30 коп. и значительном количестве
бесплатных зрителей-крестьян, группа ухитрилась дать 1.326 р. 40 к. чистого дохода.
Таков красноречивый язык цифр. И таких отчетов еще два.
Но это — далеко еще не все.
Перед нами на столе, — ворох отзывов всевозможных сельсоветов, профклубов, нардомов, совхозов, изб-читален — изумительный по своей колоритности и ценности материал, отмечающий с географической точностью славный и тяжелый путь, пройденный передвижным деревенским цирком.
Приведем сейчас некоторые выдержки из этих отзывов, сохраняя своеобразную орфогра
фию и стиль подлинников. Заранее извиняемся перед читателем, если в этих отзывах он не найдет той изящности, салонной шлифованности, которыми блещут обычно театральные рецензии.
«Сельсовет с. Большие поляны той же волости Елецкого Округа Ц. Ч. О. от лица населения благо
дарит артистов Московского Передвижного Цирка и Централ. Управление Госцирками за то, что они посетили наше село к показали гражданам цирковое
представление. Наше село, расположенное вдали от железных дорог и городов, и многие крестьяне никогда в жизни не видели никаких зрелищ. Цирковое представление дало им возможность видеть достижение чело
веческой ловкости и силы, а также легкого смеха от выступления клоунов цирка и других артистов. Желаем более частого посещения таких групп в нашем селе. Примите благодарность от лица граждан».
Следующий отзыв еще выразительнее:
«От Муравлянского сельсовета села Муравлянск труппе Москов. Госуд. Цирка под руководство тов. Фаб
ри, каковой сделал постановку для населения данного района, впечатление граждан на постановку удовлетворительное, благодарствует упомянутую труппу, настрое
ние бодрое», (с. Муравлянск, Тульск. губ., Епифанск. района).
Не менее характерна следующая выдержка: «Населению было доставлено много удовольствий, развлечений, цирковых выступлений, которые оно
видит впервые, считает весьма полезным для себя и выражает надежду и желание с глубокой благодарностью встретить еще» (Из отзыва сельсовета и избы-читальни с. Непорядовы, Ваг. района, Тул. губ). «От лица насе
Спорить об искусстве вообще считается признаком хорошего тона. И на бесчисленных диспу
тах, докладах, и лекциях, а иногда в семейном кругу, за чашкой чая, вам приходилось неоднократно наблюдать ожесточенные словесные турниры об искусстве, о драматургах, о кино.
Но есть особый вид искусства, о котором вообще не принято говорить. Мы имеем в виду цирк. Слышали ли вы когда-нибудь споры о нем?
И если иногда, робко и нерешительно, вы делали попытку заговорить о цирке — вам авто
ритетно и презрительно указывалось, что «цирк — вообще не искусство, а так себе...» «Театр, это — храм, а цирк, — это где лошади...» Заявлялось это веско и безаппеляционно.
Культурная революция сделала очень много. Она разбила старые трафареты, создала новый театр, перевоспитала зрителя. Она сумела вну
шить «хорошее отношение к лошадям», но внушить уважение к цирку — «там где лошади...» — она не смогла. И эстетствующие ценители «подлинного искусства», все эти генералы от критики, способ
ные до хрипоты спорить о том, что выше — нату
рализм или символизм на сцене, — презрительно умолкают, когда речь заходит о цирке.
Печально, но это так.
И до сих пор, сплошь да рядом, подход к цирку даже со стороны очень культурных людей, ничем не отличается от подхода какой-нибудь легкомысленной дамы.
Я не хочу сейчас ни о чем спорить. И менее всего я расположен в данную минуту что-либо доказывать, или кого-либо переубеждать.
Но я не могу отказать себе в удовольствии рассказать этим «скептикам» кое о чем, чрезвы
чайно любопытном и интересном.
Есть в Москве такое культурно-воспитательное учреждение КЦИ. Под этими таинственными инициалами скрываются Курсы Циркового Искусства. О них знают только немногие посвя
щенные. А между тем, это — замечательное во всех отношениях учреждение. Это в подлинном смысле фабрика здоровья, ибо здесь из хилых, щуплых и неуклюжих подростков в кратчайший срок вырабатывается здоровое, сильное и ловкое
поколение, которое влечет к цирку бесконечная любовь и привязанность.
И вот этот рабочий молодняк, прошедший за зиму суровую, спартанскую школу тренировки и воспитания, был минувшим летом отпра
влен в показательную поездку по деревням. Были отправлены 3 группы приблизительно по 14 человек в каждой. Группы не имели опреде
ленного маршрута, но в их задание входило охватить своей работой как можно шире глубь губерний: Тульской, Орловской, Воронежской, Там
бовской и др. Для представлений выбирались села и деревни, расположенные вдали от больших центров, в которых никогда никаких зрелищ не давалось. Представление обычно происходило на дворе, под открытым небом, где невзыскательная деревенская публика размещалась на доморощен
ных скамейках, составленных из досок и пустых ящиков из-под мыла, любезно предоставленных
деревенским кооперативом, частью — на крышах прилегающих строений. Но неудобства этого своеобразного селянского «партера» и «галеркиотнюдь не мешали зрителям восторженно встречать каждый номер программы. Для того, чтобы