О РОЛИ ЖЕНЩИНЫ ЭСТРАДНИЦЫ

Ленин не раз указывал на то, какое огромное значение в построении социализма играет полное раскрепощение женщины, и в зависимости от этого раскрепощения самое активное ее участие в политической и общественной жизни. — «Нельзя втянуть в политику массы без того, чтоб не втянуть в политику женщины» — говорит Ленин.
Пролетарская революция в корне уничтожила политику угнетения и неравенства женщины. Ни одна революция в мире не дерзнула на это. В то время, как законодательства самых либеральных республик подчеркивают моменты неравенства женщины — наша власть в первый же год своего существования с корнем вырвала все подлые и лицемерные законы, обрекающие женщину на рабство.
Почва для женщины расчищена. Слово за ней. Можно ли однако сказать, что женщина
фактически в полном смысле воспользовалась своим освобождением и выявила себя, как общественная единица, сознательно относящаяся к своей активной роли в общем строительстве социалистического государства?
— «Женщина продолжает оставаться домашней рабыней, несмотря на все освободительные законы, — говорит Ленин, — ибо ее душит, отупляет, принижает мелкое домашнее хозяйство, при
ковывая ее к кухне и к детской, расхищая ее труд работою до дикости непроизводительной, мелочной, изнервляющей, отупляющей, забивающей».
Женщина-эстрадница является далеко не последней силой в этой борьбе за полное раскрепощение женщины. Что может сделать женщина на эстраде, как политическая и общественная сила?
Возьмем женщину-эстрадницу в буржуазном государстве. Нигде быть может так ярко не выявляется рабство женщины и ее зависимость от капиталистического господства мужчины, как именно на буржуазной эстраде.
Здесь женщина «потрафляет» мужчине, изучает его вкусы, действует на его низшие инстинкты, и роль ее ограничивается ролью наркотика, возбуждающего притупленные деловитостью и заботами
нервы. Перестраивать жизнь, вообще влиять на нее в каком-нибудь революционном смысле, — об этом не приходится и мечтать. «Ручки, ножки, туалеты», подчеркивающие назначение женщины, как половой особи, вызывающие позы, оригинальность выхода и гривуазность репертуара — вот отличительные черты буржуазной эстрады. На все лады подчеркивается, что женщина рабыня во всех смыслах, причем рабству этому стараются придать грациозный, полный веселого возбуждения и заискивания вид. Рабыня не смеет плакать, не смеет протестовать. Она благословляет свое рабство.
К сожалению, и на нашей эстраде женщина еще не привыкла в полной мере смотреть на себя не только как на женщину артистку, или как на женщину, заинтересованную в успехе для того, чтобы иметь возможность выступать, а как на женщину, заинтересованную в строительстве новой освобожденной от рабства капитала жизни, как на создательницу нового быта, как на борца со всеми пережитками старого быта, старой психологии, в каких бы формах они ни выражались.
«Положение женщины в домашнем хозяйстве все еще остается стесненным, — говорит Ленин. Для полного освобождения женщины и для действительного ее равенства с мужчиной нужно, чтобы было общественное хозяйство, и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде».
Борьба с эстрады самой женщины за это «общественное хозяйство», за это право участвовать в общем производительном труде — является насущной и благодарной задачей. В нее входит и протест женщины
против пока еще естественного отношения к ней мужчины, как к домашней хозяйке, охранительнице «домашнего очага», и ее протест против закрепощения женщины-работницы мелким кустарным индиви
дуальным хозяйством, которое отупляет и создает массу ненужной неэкономной непроизводительной работы, которая не несет с собой ничего, что способствовало бы развитию женщины. В связи с этим
перед эстрадой стоит задача агитации за новый быт и борьба со всеми больными пережитками старого быта, борьба с пьянством, прогулами, хулиганством, от которых более всего страдает женщина в своем быту, агитация за то, чтобы женщина сама,собственными силами, активно входя в политику и общественную жизнь, строила свою новую судьбу.
Задачи эти должны стать сознательными целями эстрадницы сегодняшнего дня. Мы так много толкуем о пошлости на эстраде, о грубом затасканном и часто реакционном репертуаре, — но борьбу с ними мы сможем повести успешно только в том случае, если женщина-эстрадница первая сделает почин и откажется выполнять этот репертуар. Она должна категорически заявить, что будет выступать только с репертуаром, воспитывающим массы в направлении нашего социалистического строительства. Она особенно внимательно должна начать прислушиваться к очередным политическим и общественным вопросам и пытаться отвечать на них и отражать их в своем искусстве, которое именно своей демократичностью, своей доступностью становится огромной действующей силой. А. Луначарская.
Обложка работы художника Вл. Орлова