О СОВРЕМЕННОМ РЕПЕРТУАРЕ

Тематика эстрадного репертуара или, вернее, то, что мы, артисты эстрады, привыкли называть стандартным словом «жанр», в нынешних усло
виях, когда эстрада, как наиболее массовый популярный вид искусства, предъявляет к актерам требования максимальной актуальности — эта старая, освященная традициями тематика—отми
рает. На смену своеобразному жантильному жанру Изы Кремер, рассчитанному на эстетствующих обывателей, на смену так наз. «песенкам Пьеро», «песенкам настроений» и проч. рухляди, рассчитанной на невзыскательные вкусы мещанина —
пришли не менее сусальные «песенки о шестереночках», «о работницах с горящими глазами»...
Много эстрадниц в торопливых поисках какого-то нового жанра впадает в так наз. «псевдо
этнографию», фабрикуя нелепый стиль «пейзанрюсс», культивируя ту самую «развесистую клюкву», которая как нельзя лучше укладывается в определение «Мишенька под вишенькой». Многие
Московский театр Дома Печати. Клоуны 2 Приск (ученики курсов циркового искусства)
в чаянии заветной литеры «А» впадают в жанр примитивной, беспомощной агитки, которую уже давно перерос новый советский зритель, новая рабочая аудитория. В чем причина этого беспо
мощного блуждания в поисках нового выдвинутого современностью стиля? В чем корни удручающей оторванности нашей эстрадной массы от сегодняшнего дня? Мне кажется, — в недостаточно серьез
ном и вдумчивом отношении самих эстрадников к свому делу, в той доверчивости, с которой они относятся к появляющейся на частном рынке нотной макулатуре легкого жанра, в том легковерии с которым они обращаются к «эстрадным Шиллерам», всецело полагаясь на их беспринцип
ность, авторскую неразборчивость в средствах и дурной вкус.
«Напишите что-нибудь для клуба», — «Напишите что-нибудь ко дню работницы» — обраща
ются они к авторам. И по заранее составленному, старенькому конспекту дается на протяжении трех куплетов любовь, прокопченная заводским дымком, индустриализация под фокстрот и новый быт в соусе алиментов.
Вот так называемый созвучный репертуар.
Зачем задумываться над характером современного репертуара, зачем чутко прислушиваться к росту и запросам нового зрителя — когда можно за 50 коп. приобрести «производственный боевичок» на заграничную музыку? Как говорится, «и дешево и сердито».
Это неважно, что эта старая формула оправдывается в том смысле, что репертуар бывает дешевый, за что аудитория вполне справедливо сердится, важно то, что пресловутая литера получена, что путевочка обеспечена, что халтура клюет.
Спешу оговориться: целью этих строк не является критическая оценка нынешней эстрады в массе своей, у меня слишком мало оснований и прав для этого, мне только хотелось своим же това
рищам по эстраде, искренне желающим вступить на какой-то новый, творческий путь, дать дружеский, товарищеский совет.
Больше уважения и внимания к своему большому, значительному делу. Больше чуткости к запросам новой аудитории. Больше самодея
тельности, инициативы, творческой актерской выдумки, вкуса. Разве в нашем огромном, волнующем «сегодня» мало подлинной романтики, высокого героизма, трогательной лирики, настоя
щего драматизма, добродушного юмора, острой сатиры?..
Борьба с алкоголем, культурный поход, новая советизированная деревня, героика и поэзия нашего строительства, — разве это не благодарнейший материал для эстрады сегодняшняго дня, разве под пером талантливого, культурного литератора эти сухие газетные строки не превратятся в прекрасную современную миниатюру для эстрады?
А разве в произведениях молодых советских поэтов мало благодарного материала? Больше зоркости, товарищи, больше чутья, больше культурного вкуса. Больше строгости к себе и уважения к аудитории.
В этом залог нашей жизнеспособности, в этом и только в этом успех кампании по оздоровлению эстрады.
Екатерина Орленева.