ЦИРК В ПРОВИНЦИИ

Вчерашние кочевники сегодня уже организовывают самодеятельные кружки. На фото (кадр из хроники Совкино. Опер. Н. Юдин) урок грима в киргизском
кружке.
Слово «провинция» в наше время режет слух. Особенно, когда речь идет о таких круп
ных промышленных центрах, как Ростов — Краевой центр Северного Кавказа — и Ижевск— центр Вотской области с его 20.000 рабочих-металлистов.
Однако говорить о ростовском и особенно об ижевском цирках нельзя иначе, как о цирках «провинциальных» в том значении этого слова, какое оно имело 20 и 40 лет назад.
Опыт работы обоих этих цирков с убедительнейшей очевидностью показывает, что цирк и эстрада — самый популярный из всех видов зре
лищ, не только когда цирк идет навстречу самым мещанским вкусам своего зрителя, как в Ижевске, но и тогда, когда он пытается культивировать лучший цирковой репертуар. Цирк захватывает зрителя, особенно молодежь, цирковые номера, цирковая терминология входят в быт.
В «Ижевской Правде», например, была напечатана на-днях заметка о двух рабочих, которые ма
стерскую превратили в цирк, организовав в цехе матчи французской борьбы. В Ростове мне прихо
дилось наблюдать, как рабочие-маляры время своего отпуска проводили во всякого сорта цирковых упражнениях. Цирки всегда переполнены зрителями, по преимуществу рабочими и моло
дежью. В Ростове аудитория цирка, вмещающая до 1500 человек, часто бывает наполовину заполненной т. наз. «организованным зрителем» — рабочими по заявкам профорганизаций.
Тем выше должны быть наши требования к цирку, которые — увы! — в Ижевске даже в мини
мальнейшей степени не выполняются. Репертуар ижевского цирка — это издевательство над зрителем, над культурной революцией.
Цирк в Ижевске помещается в постоянном деревянном здании, очень опасном в пожарном отношении и антисанитарном. Программа идет в полутьме, под оркестр, состоящий из пяти
шести духовых инструментов, которые перекрываются одним невероятным барабаном.
Вся программа кроме французской борьбы, состоит из 7-8 номеров, которые делаются четырьмя артистами. Одни из них участвует в чемпионате.
Номера эти — воздушная трапеция, матросский танец, упражнения с тяжестями, снова та
нец. Но когда на арену выходят представители «разговорного жанра», какой ужасный букет бездарности, пошлости, убожества и контр-революции приносят они с собой!
Лучше всех поступает «артист московской эстрады» С. Андерсон, когда читает монолог Н. П. Смирнова-Сокольского «За что боролись»? Но читает его он так плохо, авторский замысел в исполнении Андерсона так искажается, что не следует жалеть, что и с этим фельетоном Андерсон выступает как «автор-юморист».
Вполне «современен» репертуар «революционно-народного дуэта» Ван-Маш. По исполняемой им «анкете» озадаченный зритель узнает, что Энгельс уволен по инвалидности, что Карл Маркс был... актер, что нашими иждивенцами был раньше миллион англичан-горняков, а теперь четыреста миллионов китайцев и прочую контрреволюционную чепуху. Их песенки о борцах.
участвующих в ижевском чемпионате — шедевр пошлости и саморекламы, песенки о животе одного, красоте другого, об алиментах третьего.
И, наконец, сам чемпионат... В нем шесть пар борцов, из них ни один не победил другого, о «решительные схватки», которые совпадают обычно с праздничными днями, различные комби
нации этих шести пар, осложненные наличием среди них «красных, черных масок, масок Зорро и т. д., в течение вот уже трех месяцев составляют «культурную пищу» ижевских рабочих. До каких пор?
А построить цирковую программу так, чтобы она была полезной и здоровой можно. За это говорит работа ростовского цирка.
Если бы пустить в Ростове ижевский номер 9 Магомет-шах — блестящий, жизнерадостный физ
культурный номер, — программа ростовского цирка была бы совсем удовлетворительной. Ее главное достоинство в полном отсутствии «разговорного жанра», кроме Смирнова и Вишневской, — «шар
манки», исполняемой ими с большим успехом. Причина успеха — острый сатирический текст и оригинальная, пародийная «игра» артистов.
В остальном программа ростовского цирка состоит из лучших цирковых и эстрадных номеров, в большинстве известной москвичам. Это 4 Оресто, Ивер и Нельсон, Ван-Шин-хай и 2 Спарри — молодые, но очень способные ребята (младшей 10 лет), начинающие жонглеры.
Моды на «герлс» перекинулись и в Ростов, но моду эту балетмейстер использовал для поста
новки очень хорошего, лишенного малейших элементов эротики, спорт-балета.
ЯК. ЛЕВ.