календарь чудака

О СОВМЕСТИТЕЛЬСТВАХ

П

риезжают к нам из-за границы и говорят:
— Как это странно, что у вас так заведено совместительство. Один и тот же человек состоит на десяти должностях. На четырех по назначению и на шести выборных. Разве это не вредит работе?
Мы отвечаем скромно и с некоторым сожалением:
— Да, конечно. Это ненормально Людей, знаете, мало. Революция выдвинула сотни тысяч, миллион новых админи
страторов, государственных людей, и все-таки мало еще у нас хорошо образованных, опытных, квалифицированных работников. Поэтому приходится одному работать за четверых, Это вредит, отражается на работе, — вы правы.
Совместительство у нас, в самом деле, цветет густым чертополохом. В последние годы — меньше, чем раньше. Но цветет.
Мы знаем случаи, когда начальник милиции по совместительству принимал детей у рожениц. Когда прокурор вечером выступал как борец-тяжеловес в чемпионате. Когда библи
отекарша одновременно была инструктором по верховой езде. Когда редактор совмещал газету с ответственным руко
водством местной баней. Когда председатель исполкома в то же время играл главную роль в собственной пьесе, писал рецензию о собственной своей игре и разносил по квартирам билеты.
Все перечисленные, недурные в сущности люди, по мере сил применяли свои разнообразные способности, руководясь как скромной жаждой маленькой славы, так и чистосердечным желанием помочь трудящимся в улучшении и украшении их ЖИЗНИ.
Когда после этой убогой пестроты советского провинциального совместительства оборачиваешься к культурному
Западу, глаза разбегаются и сам себе кажешься мальчишкой и щенком.
В Америке совмещают очень редко. Но уж совмещают. Франк Фаррингтон двадцать лет работает в профсоюзе углекопов штата Иллинойс. Вернее — работал. Франк Фаррин
гтон двенадцать лет состоит председателем союза в этом штате. Вернее — состоял.
Как председатель союза, получает Фаррингтон жалования в год пять тысяч долларов — десять тысяч рублей. Почти по тысяче в месяц. Вернее — получал.
И одновременно занимал другую должность, тоже профсоюзную, и по ней получал второе жалованье. Двадцать пять тысяч долларов — пятьдесят тысяч рублей в год. Четыре с лишним тысячи в месяц.
Вы будете долго мучиться, если попробуете разыскать тот второй профсоюз, где Фаррингтон получал добавочные пятьдесят тысяч.
Нет такого союза.
Как обнаружили разоблачения, миляга Фаррингтон, получая десять тысяч за защиту интересов копошащихся в земле горняков перед капиталистами, одновременно «дорабатывалвпятеро большую сумму у шахтовладельческой компании Пибоди, защищая интересы ее перед горняками.
Конечно, тайно защищал и тайно получал.
Конечно, раскрытие «второго жалования» Фаррингтона вызвало большой скандал в американских рабочих кругах. Ни
у кого не было сомнения — конечно, и у нас с вами, — что пятьдесят тысяч были для председателя профсоюза основной ставкой, а десять тысяч — добавочной, и что само собой разумеется, интересы компании Прибоди эконо
мический совместитель считал основными, а интересы горняков — добавочными.
Вот это — совместительство! Спокойное. Не требующее беготни по нескольким службам. Две должности в одном месте. И много лет длилась двойная работа Фаррингтона!
Разбирая историю рассказанного нами предательства, «Таймс», безо всякой улыбки, со зловещим ехидством мудрого филина добавляет:
«Надо полагать, что забота о будущем своих детей заставила господина Фаррингтона искать добавочных источников денежных средств».
Безусловно, Фаррингтон заботился не о себе, а о детках своих. Да простит всевышний его прегрешения!
Михаил Кольцов

«АМЕРИКАНСКАЯ АВТОПРОМЫШЛЕННОСТЬ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ».

На эту тему Н. Осинский прочтет в Москве 3 апреля лекцию в колонном зале Дома Союзов.