СКВОЗЬ РОЗОВЫЕ очки

АВТОРИТЕТНАЯ БЕЛИБЕРДА В
угасшем ныне журнале «Новый Леф», в № 3 за прошлый год, была заметка «Советский пись
мовник», в коей автор, некто В. Ш., пишет:
«Мало, кто знает, что письмовник Курганова в России был одной из са
мых распространенных книг. Для написания письма, для выбора его фор
мы, нужен навык. Крестьянин в письмах сейчас говорит не своим языком. Быт и язык разорваны. Со
ветский письмовник для крестьян был бы сейчас самой распространенной и нужной книгой. Нужно лефезировать крестьянское письмо».
Очень все хорошо и обдуманно; одного в толк не возьмешь: при чем же тут письмовник Курганова?
Была некогда книга под таким наз
ванием, наши прапрадеды грамматику и словесность по ней изучали, но писем в ней не было, и в пер
вом издании, вышедшем ровно 160 лет назад, в 1769 году, она так и на
зывалась: «Российская универсальная грамматика, или всеобщее письмословие, предлагающее легчайший способ основательного учения русскому языку с седьмью присовокуплениями разных учебных и полезнозабавных вещей».
А в этих присовокуплениях образцов писем как раз и нет. Предположить, что В. Ш., автор заметки, на
чинающейся гордыми словами «Мало кто знает...», и сам в глаза не видал «Письмовника» Курганова, не реша
емся. Просто несчастная судьба! Раз письмовник — значит, письма.
Странно, что никто из товарищей по журналу не поправил В. Ш. На
пример, хотя бы Виктор Шкловский. Других учит, а нет того, чтобы своему же собрату не дать завраться.
ИВАНУШКИ-ДУРАЧКИ
ИЗ ГУМ’А В
ГУМ’е продается великолепная детская игрушка - кукольный театр. Товар первоклассный, что называется, довоенного качества.
Пена кукольного театра весьма доступная - 2 рубля 40 копеек. По плечу любому пролетарию, если при
нять во внимание сложность игрушки. Ведь это, как ни как, целый театр с оборудованием и кукольными актерами.
Что же представляет этот детский театр? Старую, знакомую сказку «Конек Горбунок». Не ту, что пере
ди цопал на революционный лад Басов-Верхоянский, а правоверную, пра
вославную, сочиненную много лет назад Ершовым.
К театру прилагается сценарий, из которого мы узнаем похождения Иванушки-дурачка, его путешествие на морское дно, к царскому двору и счастливый финал.
Кто разрешил к продаже эту допотопную дребедень? Не сомневайтесь: на кукольном театре есть виза: «Доз
волено цензурою. Москва, 18 октября 1903 г.».
Очевидно, Иванушкам-дурачкам из ГУМ’а этого разрешения достаточно.
Да здравствует товар довоенного
времени!
...Бывший патриарх был уволен.
В эту минуту Шахерезада заметила, что часовая стрелка пододвинулась к четырем. Как бы не желая дольше злоупотреблять разрешением товарища Фанатюка, Шахерезада скромно умолкла. И высокочтимый товариш Фанатюк сказал про себя.
«Клянусь Госпланом, что я не уволю ее, пока не узнаю, что случилось с начальником Горчицы и Щелока». (Продолжение следует). Ф. Толстоевский
и крича, доказывал, что с Сатанюком ничего общего не имеет и не имел, товарищ Фанатюк успел уже уволить двух чело
век: одного за связь с мистическими элементами, а другого - за то, что во времена керенщины ходил в кино по контрамаркам, получаемым из министерства земледелия.
Засим порог кабинета переступила делопроизводительница общей канцелярии, Шахерезада Федоровна Шайтанова.
Увидав ее, товарищ Фанатюк оживился. Шахерезада Федоровна слыла клевреткой поверженного Сатанюка, и Павел Венедиктович давно yжe собирался изгнать ее из пределов конторы.
— А! — сказал Фанатюк.
И сделал закругленный жест рукой, как бы приглашая членов комиссии отведать необыкновенного блюда.
— Здравствуйте, Павел Венедиктович, — сказала Шайтанова страстным голосом.
В ушах Шахерезады Федоровны, как колокола, раскачивались большие серьги. Выгибаясь, она подошла к столу и подняла на Павла Венедиктовича свои прекрасные персидские глаза.
— А мы вас уволим! — заметил Фанатюк.
И члены комиссии враз наклонили свои головы, показывая этим, что они вполне одобряют линию, взятую товарищем Фанатюком.
— Почему же вы хотите меня уволить? — спросили Шахерезада. — РКК не позво...
— Какая там Ре-Ке-Ке! — воскликнул Фанатюк. — Я здесь начальник и я незаменим.
— О, Павел Венедиктович, — промолвила Шахерезада, скромно опуская глаза, — керосиновая лампа с фаянсовым резервуаром и медным рефлектором тоже думала, что она незаменима. Но пришла электрическая лампочка, и осколки фаянсовых резервуаров валяются сейчас в мусорном ящике. И если товарищи хотят, я расскажу им замечательную историю товарища Ливреинова.
— А кем он был? — с любопытством спросил Фанатюк.
_ Он был незаменимейшим из незаменимых. — ответила Шахерезада.
— «Что-ж» — подумал Павел Венедиктович, — «уволить я ее всегда успею».
И сказал: — Только покороче, а то уже половина третьего. И Шахеразада в этот
ПЕРВЫЙ СЛУЖЕБНЫЙ ДЕНЬ начала рассказ —
О ВЫДВИЖЕНЦЕ НА ЧАС.
— Рассказывают, о счастливый начальник конторы по заготовке Когтей и Хвостов, что два года назад жил в Москве начальник обширного учрежде
ния, ведавшего снабжением граждан Горчицей и
Щелоком, — высокочтимый товарищ Ливреинов. И был он так горяч, что никто не мог соперничать с ним в наложении резолюций. И не было в Москве начальника удачливее,
чем он, который выходил холодным из огня и сухим из воды. И ни одна чистка не повредила ему, да прод
лит ЦКК его дни. Уже ему казалось, что путь его всегда будет усыпан служебными розами, когда произо
шел случай, который привел
великого человека к ничтожеству...этого
Если бы победил титан Фанатюк, то всем сторонникам Сатанюка грозило бы увольнение. Победа же титана Сатанюка вызвала бы немедленное изгнание из конторы всех после
дователей Фанатюка. Причины спора были уже давно забыты, но отношения между титанами обострялись все больше, и момент трагической развязки близился.
Служащие бродили по корридорам конторы, задирая друг друга.
— Слышали? Фанатюка бросают в Минусинск на литературную работу!
— Слышали? Бросают! В Усть - Сысольск! На заготовку коровьего кирпича. Но не товарища Фанатюка, а в конец разложившегося Сатанюка.
Из раскаленных страстями корридоров несло жаром. Самые невероятные слухи будоражили служащих. Фанатики и сатанатики ликовали и огорчались попеременно.
Борьба кончилась полным поражением Сатанюка. Его бросили в Умань для ведения к
ультработы среди местных извозопромышленников.
И грозная тень победившего Фанатюка упала на помертвевшую контору по заго
товке Когтей и Хвостов для нужд широ
кого потребления. !
Павел Венедиктович Фанатюк ничего
не забыл, все помнил и с 1-го апреля, то-есть с того дня, который обычно знаменуется веселыми обманами и шут
ками, приступил к разгрому остатков противника.
В атласной толстовке, усыпанной рубиновыми значками различных филантропи
ческих организаций, товарищ Фанатюк, во главе целой комиссии, сидел в своем кабинете, с потолка которого
спускались резные деревянные сталактиты.
Чтобы заготовка когтей и хвостов шла без перебоев,
расправу решено было провести по военному: начать
в десять и кончить в четыре.
Неосмотрительные последователи Сатанюка с жестяными лицами толпились у входа в чистилище.
Первым чистился бронеподросток Ваня Лапшин.
— Лапшин? — спросил на
чальник звонким голосом. — Вы, кажется, служили курьером у всеми нами уважаемого товарища Сатанюка? — Служил, — сказал Ваня, — а теперь я при управлении делами. — Вы бывший патриарх?
Бронеподросток Лапшин за молодостью лет не знал, что такое патриарх, и потому промолчал. — Ну, идите, — сказал Фанатюк, — вы уволены.
В корридоре к Лапшину подступили любопытствующие сослуживцы. Пока он, волнуясь
...Неосмотрительные последователи Сатанюка
толпились у входа.
ТOВАРИЩ ШАЙТАНОВА И
звестная в деловых кругах Москвы контора по заготовке Когтей и Хвостов переживала смутные дни. В конторе шла борьба титанов: начальник учреждения, товарищ Фана
тюк, боролся со своим заместителем, товарищем Сатанюком.
...И Шахерезада Федоровна начала свой рассказ.

РЫЧИ-ЧИТАЙ

ЗАГАДОЧНАЯ КАРТИНКА Ф
отография, помещенная здесь, взята из «Комсомольской Правды» от 14 февраля.
Здание Буровского племенного хозяйства, построенное в Совхозе Константи
новка Моск. губ.
Все туманно и неясно в подписи к этой картинке.
Здание это, правда, строил архитектор Буров, но не для племенного хозяйства, а для кинокартины режиссера Эйзенштейна «Генеральная линия».
Здание построено из фанеры, это декорация.
«Комсомольской Правдой» эта фотография помещена в отделе «По Со
ветскому Союзу», хотя было бы лучше всего поместить ее в отделе «Шевели мозгами» под интригующим заголовком:
«Кто автор этой неряшливой заметки, путающей декорации с всамделишними совхозами?».
КАПРИЗЫ ЯДРА Е
сть книга проф. Каменщикова, и называется она «Мироздание». И сообщается в ней для всеоб
щего сведения, что:
«расстояние от нас до солнца равняется 149.000.000
километров. Это расстояние громадное. Пешеходу, иду
щему по 40 километров в сутки, понадобилось бы, чтобы дойти до солнца, 14.000 лет. «Курьерский поезд, делающий 100клм. в час, достиг бы
солнца только через 160 л. «Пушечное ядро, летящее со скоростью 1/2 километра в секунду, достигло бы солнца лишь через 10 лет».
Однако, проверив вычисления, с изумлением замечаем, что и пешеход,
и поезд и пушечное ядро делают совсем не то, что им предписал проф. Каменщиков.
Курьерский поезд, идя с положенной ему профессором скоростью, за 160 лет пройдет 140.160.000 километров, а не 149.000.000.
Пушечное ядро с необъяснимой уверенностью за 10 лет пролетает 157.680 тысяч километров.
Что же касается пешехода, то он за время своего длительного в 14.000 лет похода может отмахать 204.400.000 километров, на 55.400.000 больше, чем разъясняет профессор.
Велики, действительно, тайны мироздания, а еще более велики тайны арифметики.