ЧЕЛОВЕК С БАРАНЬИМИ ГЛАЗАМИ
В этом рассказе, — начала Шахерезада Федоровна, — будет описана головокружительная карьера человека с бараньими глазами.
Борис Индюков сызмальства обу
чался в литературных университетах, академиях и пантеонах. Он поставил себе целью стать великим писа
телем советской земли, но Институт Стихотворных Эмоций, где он обу
чался, прихлопнул Главпрофобр, прежде чем Борис Индюков понял,

что в конце фразы необходимо ет. - вить точку.

Оставались еще две литературных избушки, где молодых людей посвящали в таинства слова, одно
временно освобождая от воинской повинности: ИДИЭ или Институт
Динамики и Экспрессии на Поварской улице и литкурсы артели лжеинвалндов под названием Литгико при ГАХН е
Дела артели Литгико шли плохо, так что ректор беллетристического предприятия гр. Мусин-Гоголь уже собирался сматывать удочки: ему не под силу было конкуррировать с Ин титутом Динамики и Экспрессии. Литгико пустовало, а ученики валом валили в ИДИЭ, куда поступил также и Борис Индюков.
Но не успел Борис Индюков решить, заняться ли ему динамикой или посвятить себя экспрессии, как Главпрофобр закрыл и эту лит-избушку.
С печальным воем кинулись ученики в уцелевшее Литгико. Впереди всех бежал Борис Индюков. Бараньи его глаза блистали вдохновением.
Но Мусин-Гоголь прекрасно учел конъюнктуру, создавшуюся на литературной бирже, и взимал с новых учеников плату за два года вперед.
Литгико занимало половину магазина на 1-ой Тверской- Ямской. Вторую половину и окно арендовал часовой мастер Главис-Шенкер, окруженный колесиками, пенснэ и пружинами. В магазине часто и резко звонили будильники. В глубине помещения сидел торжествующий Мусин-Гоголь, при

нимал деньги и выдавал квитанции. Рядом с ним помещался Отдел Отсрочек, где пред явителям квитанций выдавались нужные бумаги. А в самом темном углу магазина, где часов

щик свалил свои неликвидные товары, сидел профессор —
вундеркинд, тринадцатилетний декан факультета ритмической прозы, и громко читал стихи Веры Инбер.
Ровно через два часа после зачисления Индюкова в ряды студентов угрюмый Главпрофобр закрыл последний литера
турный оазис. Денег ученикам не возвратили, потому что Мусин Гоголь успел спастись, увозя с собою плату за право обучения.
И снова Борис Индюков остался не при чем, так и не узнав, точно-ли необходимо ставить точку в конце фразы. Но тяга к изящной лите
ратуре была настолько велика, что Борис решил немедленно же приступить к творческой работе. За два месяца он сочинил роман из жизни дровосеков и дровосечек под названием «Пни». Сво
его первенца Индюков посвятил «Начальнику гублита дружелюбиво». Но эта предусмотритель
ность ни к чему не привела. Ни одно издательство не согласилось напечатать роман «Пни», у автора которого катастрофически не ладилось дело со сказуемым. Начальник гублита так и не узнал о дружелюбивом посвящении.
Тогда Индюков написал шесть романов: «На перепутье», «Пути и овраги», «Шагай, фабзаяц», «Серп и молот», «В ногу» и «Дуня-активистка».

Ни один из них не был напечатан, и Борис Индюков начал уже было отчаиваться, когда в его голову пришла замечательная мысль.

Но тут Шахерезада Федоровна заметила, что служебный день окончился, и скромно умолкла.
...Мусин-Гоголь взимал С учеников плату за два года вперед.
Когда-же наступил
ДЕСЯТЫЙ СЛУЖЕБНЫЙ ДЕНЬ, она сказала:
— В его голову пришла замечательная мысль.
Сообразив, что конкурировать с 50000 советских писателей — задача нелегкая и требующая некоторого дарования, Борис Индюков мыслил три дня и три ночи. И все понял.
«Зачем», — решил он, — «самому писать романы, когда гораздо легче, выгоднее и спокойнее ругать романы чужие».
И с жаром, который сопутствовал ему во всех начинаниях, Борис Индюков принялся за новый жанр. На его счастье молодая неопытная газета «Однажды утром» задумала библиографический отдел по совершенно новой системе.
— Понимаете? — радостно говорил редактор Индюкову, который случайно оказался в его кабинете. — Мы строим отдел библиографии совсем по-новому. Каждая рецензия — три строки. Понимаете? Не больше! Гениально! Отдел так и будет называться: «В три строки».

— Понимаю!—радостно отвечал Индюков.

— Отлично!—ликовал редактор.—Утрем нос всем толстым журналам!
— Утрем! — кричал Индюков тем же тоном, каким суворовские солдаты кричали-«умрем».
Новая работа совершенно поглотила Бориса Индюкова. В трех строчках как-раз вмещалось все то, что Индюков мог сказать о толстой в 400 страниц книге.
Рецензии на отечественные романы писались по форме АН. «Автор. Название книги. Из-во. Год. Цена. Число страниц». Кому нужна книга писателя (такого-то)? Никому она не нужна. Мы реко
мендовали-бы писателю (такому-то) осветить быт мороженщиков, до сих нор еще никем не затронутый»,
Рецензии на иностранные романы писались по форме А* 2:
«Автор. Название книги. И з-во. Цена. Число страниц». Книга французского писателя (та- К 0 I О-Т о) II а II II С а Н Э СО С В О Й С Т В е II II Ы М II II О С Т р а IIцам мастерством Но... кому нужна эта книга? Никому она не нужна. Эта книга не впечатляв т».
Подписывался Индюков самыми разнообразными инициалами, стараясь таким образом сбить со следа писателей. Он подписывался: «Б. И.», «А. Б.». «Индио», «Индус», «Ин
ус», «Иус», а иногда просто «ов», Но, несмотря на это предосторожности Индюков л иногда выслеживали н поколачивали.
Спасаясь от побоев, Индюков вошел в охрану Труда с ходатайством о выдаче ему панцыря, но получил отказ, так как параграфа о панцырях в колдоговоре не нашли. Тогда на великие доходы от маленьких рецензий он сшил себе толстую шубу на вате и на хорьках и, когда его били, только улыбался.
Писатели, изнуренные борьбой с «Индио», «Б. И.» и — «- овым», переменили тактику. Малодушные перестали писать, а сильные духом принялись заискивать перед всесильным «Индио».
Положение Индюкова упрочилось. Его комната была завалена тюками книг с автографами. На некоторых из них он с удовольствием читал печат
ные посвящения: «Тов. Индюкову—дружелюбней». II ничто отныне не омрачает его благополучна.
— И, если высокочтимый товарищ Фанатюк или кто-нибудь из членов комиссии захочет написать роман, пусть лучше этого не делает. Бо
рис Индюков выругает его в трех строках по форме № 1.
— Но эта история менее занимательная, чем рассказ о золотом лете.
И товарищ Фанатюк подумал:

— «Клянусь Госпланом, я не уволю ее, пока не услышу рассказа о золотом лете!»

{Продолжение следует).
Ф. Толстоевский