ТЕАТР и РАБОЧИИ ЗРИТЕЛЬ

Еще до недавнего сравнительно времени вопросам театра провинциальной обществен
ностью и, в частности, провинциальной печатью уделялось очень мало внимания. Театральная жизнь окраин текла самотеком. Попыток ввести этот поток в определенное идеологическое русло, за редкими исключениями, почти не замечалось.
„Жизнь Искусства“ неустанно твердила о необходимости обратить пристальное внимание на состояние театрального рынка. Упорно и настойчиво мы вели борьбу против халтуры, разливанным морем охватывавшей провинцию. Мы объявили решительную кампанию против мещанства, просачивавшегося во все поры провинциального театра. Всеми силами мы приветствовали и пропагандиро
вали новые организационные формы театра, имеющие целью приблизить его к рабочим массам. Наконец, мы вели определенную линию за советизацию театрального репертуара, за подчинение его требованиям современности.
Сейчас мы можем констатировать, что вся эта работа не пропала даром. Наш голос не оказался „голосом вопиющего в пустыне“. Лучшие силы советской общественности сгруп
пировались в обсуждении вопросов театра.
На театральный участок художественного фронта обращено самое деятельное внимание. Поднявшаяся волна усиленного интереса к вопросам театрально-зрелищной политики завершилась созывом при Агитпропе ЦК ВКП (б) специального совещания, вынесшего ряд руководящих положений на основе огром
ной подготовительной работы, проделанной не только центральными, но и местными госу
дарственными, партийными, профсоюзными, литературными и театрально-общественными организациями и объединениями.
Проведенная мобилизация советской общественности вокруг вопросов о театре богата неисчислимыми последствиями. Несомненно, что в жизни советского театра наступил новый период, — период идеологического и организационного его переустроения.
Некоторым показателем начавшейся новой эры в жизни советского театра служит оживление театральных отделов провинциальной
ежедневной печати. Просматривая вороха окраинных газет, поступающих в редакцию, теперь все чаще и чаще встречаешь обстоя
тельные заметки, большие статьи и даже целые фельетоны, посвященные актуальным вопросам местной театральной жизни. В качестве примера укажем на дискуссии о театре, проведенные иваново - вознесенской газетой „Рабочий Край“ и томской — „Красное Знамя“. Характерно и в высшей мере показательно, что дискуссии эти не остаются в плане исклю
чительно лишь газетного теоретического обсуждения: они тесно увязаны с практикой жизни, с тем, чем живут и что дискуссируют в местных культорганизациях. Так, в томском „Красном Знамени“ мы читаем:
Казалось, что сейчас, когда закончился театральный сезон, когда клубы переходят на летнюю массовую работу, — говорить о качестве работы
театра и клубов едва ли будут. На деле же на совещание, специально созванное культотделом ОСПС, собралось много культработников, и про
шло оно очень оживленно. Перед совещанием стояла задача: определить состояние художественной работы в клубах. выявить, насколько театр был близок рабочим, и наметать пути для улучшения художественной работы.
Газета живо откликается на волнующую местную общественность тему и ставит „на ши
рокое обсуждение“ (еще не закончившееся; почему и мы пока ограничиваемся одним констатированием факта открывшейся дискуссии) ряд вопросов, сущность которых может быть сведена к следующему: какой театр нужен рабочему и как приблизить театр к рабочему?
Эти факты ясно показывают, что общественная мысль пробуждена и что она живо заинтересована будущим советского театра. Такая ситуация должна быть энергично исполь
зована провинциальной печатью и именно теперь, когда начнется подготовка к будущему театральному сезону. Подытоживая достижения и промахи истекшего театрального года, сейчас вполне возможно наметить ту новую линию, которая должна отметить ра
боту театров, встречающих предстоящей зимою десятилетие Октябрьской Революции. К деся
той годовщине диктатуры пролетариата театр должен быть максимально приближен к рабочему зрителю.