в зависимости от губернских исполкомов и с этой точки зрения поддержкой пользуются на местах.
Татарский театр обратился ко мне с просьбой дать им возможность показать их искусство, предоставить театру разные льготы. Я запросил тов. Новицкого. Я очень сочувствую Татарскому театру и, если правительство пойдет на то, чтобы расширить несколько средства, отпускаемые на национальную жизнь, то нужно и национальные меньшинства привлечь, но как мы могли предоставить им гастроли — они просят в феврале помещение: какой же театр уступит свое помещение, почти во всех театрах прекрасные сборы, взять какой-нибудь театр нет возможности.
Я не упомянул о нашей политике в этом отношении, потому что в нынешнем состоянии она ограничивается тем, что я сказал. Общий принцип наш такой — необходимо помогать театрам национальных меньшинств, но очень реальной п существенной помощи при наших слабых силах нам оказать невозможно.
Относительно выезда за границу. — Вы знаете, что целый ряд наших театров за границу выезжал и это всегда сопровождалось для нас очень серьезным убытком. Я не жалею об этих убытках, некоторые из них были совершенно рациональны. Один из театров застрял в Швеции, и его пришлось выкупать из своеобразного египетского плена, другой театр, взяв субсидию в 30 тысяч и с большим успехом объехав ряд стран, до сего времени несет ярмо этих 30-ти тысяч и сейчас только им расчеты производятся. Одним словом, правительство изубыточилось.
Третий театр, поехав в Америку, гарантировал, что никакого убытка не привезет, но привез 86 тысяч долга, которые потом пришлось нам разделить по разным лицам и, между прочим, возложить на один из крупных театров, который к этому театру, как к своей части, имел отношение, и должен был взять на себя неожиданные платежи.
Словом, с точки зрения экономии, здесь дело обстоит плохо, за исключением 1-го МХАТ-а, который один
материально хорошо свел концы с концами в первое время, но дальше — хуже было (ГОЛОС С МЕСТА: „Малень
кая поправка — вторая поездка окончилась дивидендом“). Хорошо, если бы этот дивиденд был настолько велик, чтобы вы убыток от первой поездки покрыли.
В общем, иоездки и в Европу и в Америку должны ставиться по двум линиям. Или отпускать театр в тех случаях, когда та или другая заграничная антреприза гарантирует безубыточность и при этом 33 1/2 раза просматривать договор, чтобы не ошибиться и чтобы не выскочил, как Петрушка из коробки, дефицит.
Или преследовать цели культурного влияния нашего театра, на что нужны особые субсидии. Затем, Америкастрана культурно своеобразная, она на новое очень падка, но когда это не представляет собой бума, она перестает интересоваться и сейчас она всякого рода русским искусством пресытилась, и нет там такого большого и восторженного приема, который был вначале, а Европа— просто-напросто бедна и со своими театрами концы с концами не сводит и театр европейский свистит со всех сторон. Рассчитывать на то, чтобы приезжий театр, играющий на чужом языке, как бы он ни был хорош, покрыл свои расходы — нельзя. Расходы большие, массу
людей надо везти и т. д. Мы не зарекаемся от поездок, но будем очень осторожны и сейчас думаем, что нужно в этом отношении кое с чем подождать.
Я думаю, что конкретный вопрос о нашем участии в т. н. театральном фестивале должен итти в ведомственном порядке. Мы будем согласовывать с ЦК Рабис вопрос относительно выбора того или другого театра, но, вообще, поскольку это интересует всех, я несколько слов об этом скажу.
Инициатор организации Международного Общества— Жемье, который давно вел эти переговоры, обратился к т. Станиславскому, т. Мейерхольду и ко мне по поводу создания такого постоянного Международного Общества, но, повидимому, это ему не удается и ничего, кроме маленького, довольно жидкого номера журнала, мы не получили, но зато то, что он, повидимому, предпочел,
как первый шаг в этом деле организации Международного Театрального Общества, в смысле создания чего-то вроде театрального конкурса, он сумел организовать. В июне в Париже будет иметь место нечто вроде конкурса театров: французского, немецкого, английского и рус
ского. Предполагали они еще итальянский театр привлечь. Сейчас они имеют ответ от англичан и немцев, что они будут, но я не знаю — по одному ли театру они пришлют или по несколько, вероятно, что по одному театру. От Италии он еще ответа не имеет, но надо думать, что итальянский театр будет на свое правительство давить и, вероятно, тоже будет присутствовать.
Он чрезвычайно любезно и настойчиво приглашает нас прислать наш театр, предоставляет нам довольно льготные условия и на выбор, смотря какую труппу мы пошлем, нам предоставляют помещение „Гранд-Опера“, „Комэди де Шан Элизе“ или „Одеон“. Обещают льготы по проезду и по содержанию артистов и т. д.
Приблизительно вычислив, во что это нам может обойтись, мы решили так, дабы не полагаться на то, что в течение предоставленной нам недели мы будем иметь сплошные аншлаги, мы выяснили, что нужно минимум 15 тысяч рублей государственной субсидии и, прежде чем чем-нибудь заняться, я запросил тов. Рыкова, можем ли мы рассчитывать на то, что в правительстве мы на это найдем отклик. Тов. Рыков сказал, что он поддержит в пределах 15-ти тысяч такого рода ассигнование, если ему будет представлен более или менее рациональный проект. Мы в настоящее время такой проект пред
ставили, мы взяли априорно одну из постановок, в которой мы могли бы соединить силы двух наших крупных театров, и на основании этого сделали расчет, при котором эта комбинация может полностью рассчитывать на успех.
Теперь относительно увязки с другими республиками. Мы для этого не сделали ровным счетом ничего. Вообще, у нас увязка с другими Наркомпросами идет очень туго.
Со всеми Наркомпросами у нас дружеские отношении, за исключением целого ряда разногласий с Украинским Наркомпросом, но именно, благодаря этому, нам чрезвычайно трудно было продвинуть какую-нибудь форму уре
гулировании тех или иных сторон вопроса. Украинское правительство стоит очень ревниво на такой точке зре
ния, что Наркомпросы отдельных республик должны быть абсолютно независимы друг от друга и во всякой попытке
согласования видит попытку с нашей стороны, как сильнейшей республики, их ограничить. В очень близком бу
дущем — недели через 2 — 3 — я полагаю собрать съезд Наркомов по Просвещению всех республик, как автономиых республик РСФСР, так и всех республик, лежащих за пределами РСФСР. Мы постараемся там целый ряд во
просов поставить. Мы пока театральных вопросов там не ставили. Мы постараемся разрешить некоторые наболевшие вопросы, разрешить вопрос о порядке разрешения всех всесоюзных вопросов коллективным путем, коллективной волей Наркомов Просвещения всех республик и в бли
жайшем будущем поставить и вопрос художественной и театральной политики. То, что мы до сих пор пытались создать, нам создавать не удалось, за исключением некоторых частных соглашений по вопросу об Академии и т. д.
Что касается всесоюзного съезда актеров, — я, конечно, этому чрезвычайно сочувствую, но нужно сказать, что в этом году вряд ли это возможно. У нас - список наших съездов составлен и представлен в Совнарком и сейчас дополнить его таким большим съездом будет невозможно, и поэтому очень хорошо было бы, если РАБИС взял бы на себя инициативу, которую я всемерно поддержу, вне
сти это предложение относительно будущею бюджетною года. Я не сомневаюсь, что на это охотно пойдут, и, вероятно, это разрешение будет дано. В этом году пред
полагается Съезд Директоров Театров; кажется, он вклю
чен в список. Госплан, не считает его необходимым, но мы будем бороться за то, чтобы он все-таки имел место.
Вопрос о театральной работе в клубах: — я склонен его здесь на совещании не ставить не потому, чтобы я считал его маловажным, я даже думаю, что наш ГПП, несмотря на то, что его часто считают нежелательным гостем в этом вопросе, должен свое мнение высказать, так как у него большая работа в этом направлении ведется, но, как вы знаете, Культотдел ВЦСПС весьма компетентно и, повидимому, в достаточной мере удачно ведет свою клубную работу, гораздо больше в курсе ее, чем мы, за исключением Г111и, и мы принимаем через ГПП посильное участие в рассмотрении этого вопроса, но нам самим браться за это дело, мне кажется, не особенно было бы нужно — эта работа пойдет там.