Старожилы культработы Ленинградских профсоюзов отмечают, что художественная конференция 23, 24 и 25 апреля 1927 г. явилась самой живой, самой выдающейся из всех конференций и совещаний по культработе, когдалибо созываемых Губпрофсоветом.
Трудно сказать - был ли данный факт следствием предпринятых перед тем ЛГСПС‘ом широких диспутов по вопросам театра, способствовала ли интересу к конфе
ренции Межсоюзная выставка по художественной работе профсоюзов, явилась ли конференция непосредственным отголоском партийного совещания по вопросам театральной политики или, наконец, возникла ли она как органи
ческая потребность проработки накопившегося положительного и отрицательною опыта художественной работы.
И то, и другое, и третье было отражено конференцией не только с достаточной полнотой и ясностью на данный, текущий день, но еще, пожалуй, в большей мере, и на день грядущий.
Сперва кой у кого были опасения, что конференция пойдет по линии перепевов старых, больных вопросов
профсоюзной культработы, посетует, пожалуется, примет кой-какие решения, резолюции и разойдется. — Однако опасения эти рассеялись сейчас же с момента открытая конференции.
Большой зал Совета Ленинградских Профсоюзов оказался переполненным настолько, что многим товарищам пришлось разместиться на подоконниках — не хватало стульев.
С первых-же слов основного докладчика, Зав. К/Отделом ЛГСПС тов. Эдельсона, стало ясно, что конферен
ция заговорит языком живых людей, вызовет энергичные выступления, перетряхнет многое из того, что еще осталось в профсоюзной практике от затхлой старинки и от
сталости. Обильно посыпались вопросы докладчику, еще обильнее началась запись ораторов Сейчас же появилось предложение продлить работу конференции не на 3, а на 4 дня, но четвертый день, как падающий на четверг,
(партийный день), заставил конференцию работать в пределах ее первоначальных сроков.
логия с самодеятельным театром. А пользование сохой— это не пользование самодеятельным театром, а это пользование методами провинциальных театров, конечно, в нацием понимании“.
В выступлении тов. Белецкого слышалось непосредственное предостережение:
„Если, товарищи, художественный самодеятельный кружок будет стремиться догонять профтетар, будет стре
миться подражать ему. будет пытаться строиться на тех началах, на каких строится и профтеатр, то можно заранее сказать, что он проиграет все свои позиции и потеряет свою прежнюю целевую установку“.
„Наши клубные руководы начинают ставить классические вещи, применяя при этом старые методы. Ясно, что, если начинают применять опыт старого театра на клубных подмостках, получается скверная вещь. Ясно, что хорошо сыграть по-старому клубный актер не может. Старые вещи зиждутся на опыте старого талантливою актера. Поэтому гораздо большему клуб научится у левого театра, взяв у него систему клубно-физкультурной игры, что, конечно, больше подойдет новому актеру. По
этому опасность применения опыта старого театра на клубной площадке вместе с опасностью получения пошлой халтуры здесь резко стоит перед нами, и на эту сторону нам придется обратить серьезное внимание“.
Вопрос о влияниях на клубную площадку театра левого и правого находит свой отголосок в речи до
кладчика т. Эдельсона, которой, учитывая опыт отдельных клубных начинаний, высказывает мысль о том, что за разговорами о театре левом иногда скрывается про
стая безграмотность, отсутствие какого бы то ни было театрального, актерскою мастерства. Здоровые, новые театральные течению должны найти и найдут себе нужную опору: „Молодому театру наши руководящие организации будут оказывать поддержку, больше того, активная поддержка будет им оказываться, в том числе, и со стороны ЛГСПС.
Нужно ли повести рабочих на левый спектакль? Я считаю, что необходимо повести. Нужно повести и на такой спектакль, где творится экспериментаторская работа“... Определяя характер и содержание клубно
кружковой работы, докладчик настойчиво подчеркивает вопрос о тренаже: „Нам нужно ставить не вопрос о студиях, не вопрос об учебных заведениях, нам нужно ставить вопрос о тренаже, о практических упражнениях,
которые дают элементарные навыки. Мы, как чорт ладона, боялись этих практических упражнений, когда некоторые поднимали вопрос о тренаже. Сейчас нам придется наш курс несколько изменить. Эти элементар
ные навыки, которые мы называем кратким именем „тренаж“, надо применять в рабочем клубе. Наша задача, задача наших кружков, обслуживать рабочую массу, так давайте же более тщательную отделку, давайте законченную работу“.
Задача клубных кружков, показ ими своей работы клубной массе тов. Клементьев (завод „Красный Путиловец“) определяет так: „Наша задача не в том заклю
чается, чтобы выказать хороший профессиональный театр, а в том, чтобы обслужить рабочего культурно,
чтобы он, придя в клуб, был использован таким образом, чтобы, увлекаясь сам, он заинтересовал вместе с тем
и своего товарища... У нас кружок состоит из 36 человек... Масса требует хорошей постановки. Поэтому мы разделили наш кружок на 2 группы — одна дает серьезные, хорошие постановки, а другая группа — более сла
бые, но мы держим их для того, чтобы все товарищи, которые вошли в кружок, были использованы таким образом, чтобы они были удовлетворены работой нашего клуба“.
Вопрос об организации в клубе кружков сильных и слабых — наталкивает конферентов на мысль о посылке наиболее способных кружковцев в соответствующие художественные профессиональные школы. Эта мысль разделяется далеко не всеми членами конференции. Тов. Бунаков (Союз пищевиков) возражает так:
„Не нужно нам отдавать лучших кружковцев для профессиональных театров, а нужно стараться объединять их, налаживать работу и вообще стараться держать
О театральных течениях и о театре самодеятельном и профессиональном.— Что эта тема основательно занимала умы конферентов— показали и развернувшиеся прению, и записки, поданные докладчику, и его ответ в заключительном слове.
Вот одна из записок: „Какие театральные течения докладчик считает устоявшимися и вполне приемлемыми в рабочем клубе“?
Этот вопрос вызывает следующий ответ докладчика: „В условиях клубной сцены мы не можем регламентиро
вать, что именно такое-то направлению в искусстве мы считаем приемлемым и основный“... Тема ширится.— Что такое сама по себе клубная сцена? Что такое сейчас формальные достижения нашей клубной сцены? — задает вопрос т. Трунов и сейчас же отвечает:
„Конечно, это сплошной эксперимент для тех же театров, в которых работает Раппопорт и иже с ним. Возьмите Камерный театр, что же — он клубной сценой не воспользовался? Что же живые газеты не влияли на него? Конечно, влияли. У него была такая постановка „Кукероль“, которой Ленинград не знает, — это сплошная живая газета. В постановке „День и ночь“ вы также встретите многое от живой газеты. Таким образом, совершенно за
крыть какую бы то ни было возможность эксперимента, перейти на те моменты, которые уже аппробированы, это значит просто застопорить, не дать возможности развиваться новым формам, которые имеют зачатки. Таким образом, придется закрыть всякое движению вперед не только клубной сцене, но и театру“.
Эту же мысль развивал и т. Баньковский: „Очень часто клубные постановки влияют даже и на академические театры. — Ясно, чтоклубный кружок должен выковывать свою собственную линию, линию, которую мы назы
ваем самодеятельным театром. И говорить о том, что разделения между самодеятельным театром нет, это неверно. Конечно, самодеятельный театр по отношению к профессиональному — это не соха по отношению к трак
тору. Если крестьянин разочаруется в сохе и вместо сохи, не имея возможности пользоваться трактором, будет изобретать какую-то новую машину, тогда это будет ана
***

О ЧЕМ

говорили на 1-й Ленинградской межсоюзной худ. конференции