инструкторов и режиссеров. У нас наблюдается ненормальное явление. Окончил товарищ по клубному инструк
торству, кажется, чего же плохого, кажется, чего проще, ведь нам говорят: даешь клубного инструктора. На деле ничего подобного, приходится обивать пороги и устраи
ваться через Петра Ивановича или Ивана Петровича“ (т. Крундышев).
У многих делегатов возникает вопрос о том, „что предполагает ЛГСПС предпринять в области учета и дальнейшего совершенствования художественного актива, окончившего 4 - месячн. курсы 1927 г. при ЛГСПС, так как тов. Филиппов в своем напутственном слове и вы, т. Эдельсон, сказали, что предполагаете периодически собирать для контакта, а также, что есть предположение устроить окончившим специальную квалификационную проверку (облегченною типа) для того, чтобы дать им возможность (лучшим из них) работать в качестве кружководов“... (тов. Дубовенко, фабр. „Красный Ткач“).
Становилось ясным, что дело с выдвиженчеством на художественную работу и в дальнейшем должно происходить, как выдвиженчество правильно организованное, доведенное до своего логическою конца.
Основательно напомнили о себе мелкие культячейки Ленинграда и заводы пригородов: „Я считаю, го
ворит тов. Бахтин (завод „Дружная Горка“) Губпрофсовету нужно обратить больше внимания на загородные заводы, чем Ленинградские, потому что там рабочие больше нуждаются в художественной работе в клубах, чем здесь. Здесь имеются театры, кино, клубы на каждом шагу. А мы находимся на расстоянии 60 верст от Питера, куда рабочему итти?“...
Мы даем рабочим кино-фильму, которая шла еще в 1913 году. „Что, по мнению докладчика, надо предпринять в отношении мелких заводов, неполучающих ни
какого художественного обслуживанию?“ (тов. Левит „Мех. завод Горного Ин-та“).
Это настойчивое требование художественной пищи не ограничивалось простым запросом. — „До сведению ни
зовых культработников дошло, что ЛГСПС организовал просмотры актерских выступлений с целью отбора тех из них, которые можно допустить на клубные площадки. Нам было-бы желательно бывать на этих просмотрах и затем, в соответствии с запросами рабочей массы, приглашать в клуб те или иные профессиональные силы“... (тов. Степанов, завод „Ленинский Путь“).
Признание докладчика, что пока верхушечные организации судили и рядили о том, быть или не быть кружкам в красных уголках, а тем самым временем эти самые кружки росли, как грибы, вызывает со сто
роны тов. Петрова (3-я конфектная фабрика) следующее свидетельство: „В некоторых красных уголках имеются
самостоятельные группы, вполне оформленные и не хуже, чем, скажем, клубные кружки. Но в этих красных угол
ках абсолютно отсутствует руководство как по линии культотдела Губпрофсовета, так и по линии культ-отделов союзов, если попадают туда какие-нибудь директивные указания, то эти директивные указания приемлемы
только для клубной работы, а для красною уголка они совсем не применимы“.

„Паяцы“

Студия оперного и камерн. мастерства

Новая форма художественной работы — работа фотокино - кружков, успешно пробивающая себе дорогу в рабочие клубы, вызывает справедливый укор тов. Олисова (Балтвод). „Все говорят о хоре, драм, изо-кружках, но ничего не слышно о фото-кино; я думаю, что этот кружок тоже имеет вес и свою величину............., а этот кружок как раз в загоне“. . . .
О том, что сейчас необходимо как можно шире и глубже строить дело художественных экскурсий гово
рит т. Скоморохов (клуб имени Томского): „Товарищи, я считаю, что это одна из самых больших и серьезных
работ, на которую нужно К/Отделу Союзов обратить больше вниманию“.
Всех вопросов, затронутых делегатами конференции, не перечислишь—они многообразны. Было высказано и все радостное и все больное. „Как можно больше общественного внимания нашим художественным круж
кам“ — этот призыв тов. Гурова (клуб „Красная Заря“) звучал особенно настойчиво и ярко отражал в себе ра
боту Губернской художественной конференции. Этот призыв более всего относился к представителям печати и
не даром же делегат клуба им. Бадаева, тов. Иванов не удержался и обрушился на записных критиков, или во
все замалчивающих художественную самодеятельную работу, или относящихся к ней, как к искусству „подлому“, или же, просто - на - просто, не умеющих разо
браться в том, что представляет собою поступь самодеятельных начинаний и дерзаний: „тов. Эдельсон в своем докладе сказал, что нашей театральной критике надо спуститься с Парнаса на нашу грешную землю. Я его в этом отношении очень и очень поддерживаю.
Действительно верно, когда возьмешь какую - нибудь газету и начнешь просматривать критику о театре, то там
больше всего места отведено театру профессиональному и меньше всего клубным постановкам, меньше всего тому, что делают наши театральные кружки.. Какой-нибудь критик с пренебрежительной гримаской пишет о том, что была поставлена такая-то вещь и так-то она прошла. А товарищи, кружки которых начинают готовиться к какой-нибудь постановке, в первую очередь задают себе вопрос о том, как бы лучше поставить, как бы не осрамиться, чтобы это было выдержано с идеологической точки зрения и т. д. И вот тут-то нашим театральным критикам придется обратить серьезное внимание на клубные кружки, чтобы они своей серьезной критикой на
учили наши кружки, как надо работать, чего надо избегать, что развивать и прививать“.
Вслед за политическим ростом пролетариат растет и культурно. Во миогом и в особенности отстала масса в вопросах художественного саморазвития, но что-же поделаешь, как было сказано одним из делегатов: „ведь
к политической работе масса готовилась целыми столетиями. К художественной работе она подошла впервые, и не беда, что в этом вопросе сейчас много кустарни
чества. Преодолеем“. . . . Чтобы найти путь к преодолению - конференция с головой ушла в работу своих секций.
ШАГИН
***
Последний выездной спектакль Акоперы показал в Нардоме почти забытую, но когда - то очень популярную оперу Леонкавалло, вместе с „Сельской честью“ Масканьи явившуюся у нас первою ласточкою итальянскою веризма. Спектакль переполнил слуша
телями обширный зал Народною дома. Конечно, это „проходная“ постановка, но все же то примитивное оформление, в котором предстала пред нами эта опера (особенно — 1 сцена), заставило вспомнить о тщательной разработке того же спектакля, сделанной более 10 лет назад театром Музыкальной Драмы. Следует, впрочем, отметить, что оркестровая часть (В. Ульрих) и вокальная сторона спектакля (Павловская, Печковский, Сливинский, Серебровский) представили колоритную, драматически насыщенную партитуру вполне художественно и выпукло.
Состоявшийся после спектакля пестрый концерт, в котором приняли участию многие „заслуженные“ наших ак‘ов (Коваленко, Гердт, Люком, Билль, Корчагина-Але
ксандровская, Андреев, Большаков и др.), принят был залом с большим интересом. Но все же таким добавочным дивертисментом впечатление от оперы было затушевано и рассеяно. АКР
Утвержд. в начале истекающею сезона Ленингадпрофобром Студия оперн. и камерн. мастерства (Фонт., 28), под руководством коллектива дирижеров и режиссеров во главе
с Н. А. Сасс-Тисовским,Д. И. Похитоновым, Н. И. Рихтером, М. Б. Таврогом, H. Н. Енгалычевым и др., широко развертывает свою работу. В Студии сейчас работает около 30 певцов, преимущественно молодых, еще не работавших на большой оперной сцене. Работа заключается в прохождении партий оперного и камерною репертуара.
Учебный план рассчитан на 4 года, при чем попутно с изучением партий идет и практическая работа, чтобы дать возможность студистам проверять себя в обстановке оперного спектакля или концерта. Полностью пройдены оперы: „Царская невеста“, „Фауст“, „Евгений Онегин“ и „Вера Шелога“, в работе студии „Риголетто“, „Лакмэ“, „Пиковая Дама“, „Русалка“, „Борис Годунов“ и „Сельская честь“. В своих производств. выступлениях студия при
влекает к участию также хоры и оркестры рабочих и ВУЗ‘овских клубов. Как один из тормазов в работе, нужно отметить отсутствие у студии постоянной площадки.
Ф. ЛЕНСКИЙ