Уходящие силы

Уходят отмирают крепчайшие силы старого театра... Скончалась Е. К. Лешковская, „русская Режан“ как ее называла дореволюционная театральная критика. Рухнул, нако
нец, долго и бодро сопротивлявшийся неумолимому течению времени, маститый дуб, ветеран старого театра В. Н. Давыдов.
С ними, главным образом — с В. Н. Давыдовым, отходит в прошлое, в историю целая эпоха русского театра. Давыдов — носитель традиций б. Александринского театра; Лешковская — преемница Федотовой и Ермоловой, одна из лучших представительниц знаменитого московского Малого театра...
Нам, современникам, переживающим кипучую эпоху созидания нового, революционного театра, следует отдать должное этим двум крупнейшим деятелям русской сцены.
Они много сделали, они создали целый ряд художественных образов, они представляли собою лучшее, что было в старом, прошлом, дореволюционном сценическом искусстве. На их чудесной технике плодотворно учились молодые силы...
Они, эти два крупные артиста, войдут, конечно, в историю русского театра и будут жить в ней определенно-яркими, неумалимыми и в дальнейшем величинами.
Но нельзя не почувствовать и того, что деятельности и творчеству Давыдова и Лешковской время уже подвело итог, что они свершили все, что могли свершить в своей области, свершили, конечно, с великим блеском и успехом...
Жизнь, великая будущность нового театра выдвигает и новые требования к современной сцене, к современному актеру. Могучие титаны старого репертуара были неза
менимы и велики на своем месте, но в грядущем, развивающемся, крепнущем новом искустве они и сами не стали бы, вероятно, претендовать на какую-либо значимость. Не помнится, по крайней мере, чтобы В. Н. Давыдов облюбовал себе какую-нибудь роль в новых, рево
люционных пьесах... И это вполне понятно. Старый богатырь старой русской сцены должен был понять невозможность этого своим верным художественным чутьем.
Честь и благодарность — уходящим в вечность крупным силам старого театра... Простор и яркое, светлое будущее — новым силам, овеянным духом нового революционнопролетарского сценического творчества!
Как образец тщательной, вдумчивой сценической работы, как великий мастер своего дела. В. Н. Давыдов имел неоспоримо-крупное значение и в наши дни... И наши молодые актеры имели достаточно времени, чтобы взять у него несколько нужных уроков этого мастерства, чтобы потом, в дальнейшем, развить этот ценный художественный материал в новые формы революционного сценического выявления.
Потеря Давыдова и Лешковской пи в коем случае не может замедлить и затормозить яркого и могучего развития современного, нового театра.
В нем уже народились и выступили победоносно новые силы, творящие новое искусство.
И провожая в могилу прах В. Н. Давыдова, отдавая должное его заслугам, мы с полной надеждой и определенной бодростью можем смотреть в будущее. Новый, революционный театр живет и крепнет!