Английские актеры и режиссеры

(От нашего лондонского корреспондента) [*)]
В современной Англии нет таких режиссеров, как Мейерхольд, Таиров и Грановский. Наиболее выдающимся является здесь русский режиссер Ф. Коммиссаржевский, брат знаменитой артистки Веры Коммиссаржевской. В английской печати между прочим было опубликовано его мнение, что метод постановок Станиславского устарел. Однако его собственный метод создания «настроенияустарел едва ли не в такой же мере.
Режиссер для английского театра — явление сравнительно новое. Двадцать пять лет тому назад его почти не знали. Пьесы «ставились» директорами театральных трестов. Идея этих трестов как раз тогда только что начала развиваться в Англии, куда она была завезена американ
скими капиталистами бр. Фроман и др. В это время пьесы «ставились актерами — управляющими труппой и авторами, работавшими в сотрудничестве с трестированными театрами. «По
ставить» пьесу — значило «переделать» или «приспособить» ее для сцены при помощи управляю
щего труппой актера, стремившегося сделать ее пригодной для своего театра и труппы или же при помощи автора, желавшего, чтобы написан
ное им произведение было показано именно так,
как он его написал, или же, наконец, по желанию капиталистического треста, которому пьеса нужна для того, чтобы делать полные сборы.
«Быть режиссером» пьесы — по теперешним понятиям значит истолковать или сконструировать пьесу на театре, внеся в представление ори
гинальные эффекты. Современный режиссер — это специалист, приспособляющий пьесу для театра по определенным законам и принципам «режис
суры». Таким образом «режиссура» — это наука, о «постановке» же этого сказать нельзя. Поэтому ненаучные методы «постановки» пьес уступили постепенно место «режиссуре», основанной на научных — коммерческих или психологических— принципах. Таким образом прежнего «постанов
щика» сменил профессиональный «режиссерспециалист.
Процесс этот развивался постепенно.
1. Трестированный театр был результатом попытки финансистов, спекулянтов и дельцов рас
пространить свои деловые принципы на театр Англии. Это случилось — впервые за всю историю английского театра — около 1890 г. Трестирован
ный театр был организован на чисто коммерческих основаниях. Такими же коммерческими соображениями руководствовались его основатели и в даль
нейшем. Самое главное заключалось в том, чтобы добиться прибыли путем производства доходного товара, монополизировать сбыт этого товара на рынке, суметь путем рекламы убедить публику покупать этот товар. Театральная реклама применяется теперь в самом широком масштабе: вро
де рекламы универсальных магазинов. Газеты, журналы, рецензенты, живая и световая реклама, печатные циркуляры, рассылаемые по почте, и множество других средств — все это в самой ши
[*)] № 28 «ж. и.».
рокой мере применяется для того, чтобы рекламировать пьесу. Организация соответствующего об
служивающего персонала, предусмотрительность, уменье показать товар лицом — вот перечень, хотя и неполный, тех делеческих приемов, при помощи которых капиталисты строили свои театральные «фирмы», где сперва «постановка», а затем и «режиссура» пьес была построена на коммерческих основаниях.
Прежде всего постановщик подготавливал материалы для пьесы — костюмы, мебель, обстановку, драпри и даже самих актеров — так, чтобы они понравились публике. Далее в этом театре по
явился уже «режиссер», внесший новые приемы показа товара для продажи. Он пустил на сцепу выставку нарядов и шляп, показал на ней живых манекенов и мебель новейшего стиля и сделал театр местом, где публика могла бы знакомиться с новыми модами. Поступал он так потому, что работал для капиталистического синдиката, где были представлены различные коммерческие интересы. Эти капиталисты и коммерсанты были за
интересованы в продаже своих товаров, и театр они использовывали в качестве рынка. Позже
многомиллионные владельцы театров сами стали режиссерами и начали вести себя по-диктаторски. Так, миллионер Джордж Эдвардс, владелец скако
вой конюшни, главенствовал в театре «Гэти». Он
уволил лучшую комедийную актрису Англии Мэри Темпест за то, что она отказалась показаться наг сцене в непристойном костюме. Его сменил дру
гой-миллионер, также владелец скаковой конюшни, финансист и ростовщик Джемс Уайт, властвовавший в театре на манер Муссолини.
Такими же режиссерами - автократами ведут себя и члены правления театрального синдиката.
Один из них — Чарльз Кочрэйн — сам себя именует театральным приказчиком. Он закупает театральный «товар», в том числе и «звезд», во всех ча
стях света и выставляет его на показ публике совершенно так же, как это делал бы владелец большого товарного склада.
2. Старые актеры-управляющие труппой (как Ирвинг, Сайрил Моуд, Три, Джордж Александер, Уиндхэм, Хоутри, Хэйр, Форбс Робертсон, Бен
крофт и из более новых находящиеся под их влиянием Оскар Эйш, Мартин Харвэй и др.) при «постановке» спектаклей руководились принципом возможно большего выделения на сцене самих себя. Сами они были «звездами», их режиссер
ские приемы из этого и исходили. Они занимали центральное место на сцене. Если какой-либо артист из их труппы пользовался успехом, уменьшая их собственное значение, его роль вычеркивалась совершенно. Во время войны актеры-управляющие труппой почти совершенно исчезли. Ка
питалистические театральные синдикаты овладели английскими театрами, и пьесы, обозрения, а также и режиссура были стандартизованы. По окончании войны вновь появилось несколько актеров-управляющих труппой. Это были Лэнг, Дю- Морье, Оскар Эйш, «ставившие» пьесы отчасти