ИСКУССТВО-HA ПЛО☛

НУЖЕН ЦЕНТР

В международный Красный день ленинградцы снова были свидетелями массового театрального зрелища на пл. Уриц
кого. Первый раз, еще в 1920 г., в Октябрьскую годовщину, здесь, на булыжниках исторической мостовой, было осу
ществлено массовое игрище — «Взятие Зимнего дворца».
Во время этого игрища уже выявились основные черты театра масс. Этой основой было: масса — хор, которая играет с реаль
ными вещами, сопровождает свою игру шествиями, парадами, манифестациями и другими массовыми символическими актами революционного действа.
Оплот революции, Ленинград является и подлинным оплотом массового революционного театра, выступления которого охватывали различные районы города. Еще в марте 1919 г. крас
ными частями в Железном зале Народного дома было разыграно импровизационное «игрище» о Февральской революции. Далее 1 мая 1920 г. при участ. более 2.000 ч. была развернута массовая постановка «Мистерия освобожденного труда». За нею следовало зрелище с участием уже 4.000 ч. 20 июня того же года, посвящен
ное открытию Острова Отдыха, а 19 июля зрелище у Фондовой биржи «К Мировой Коммуне» с участ. уже 6.000 чел. За гранди
озным октябрьским действом 1922 г. на пл. Урицкого следует почти пятилетний перерыв. Затишье продолжалось вплоть до 10-ой годовщины Октября, когда было развернуто театральное действо на сценической площадке, состоявшей из водной поверх
ности Невы, Петропавловской крепости, Зимнего и двух набережных. 10-я годовщина не ограничилась этим игрищем, наметившим пути создания подлинно монументального революционного действа. На следующий день после центрального праздне
ства на Неве состоялись районные площадные представления в Московско-Нарвском, Выборгском и Володарском районах, при чем каждое из них внесло в дело массового театра свои особен
ные характерные черты. Первомайская антирелигиозная и перноавгустовская антивоенная инсценировки этого года заключают перечень.
Как видим, история ленинградских празднеств уже внушительна и на много опережает опыт других городов Союза. Но
Сцена из инсценировки «Фома Мюнцер» в Галле
вместе с тем нельзя не отметить, что массовый театр нами не использован в должной степени. Руководящими и местными художествеными организациями не учтено его огромное художественное и агитационное значение. Передовые капиталистиче
ские страны нас в этом плане обогнали, — там массовый театр максимально используется с религиозными и фашистскими целями. Массовые театральные постановки после годов империа
листической войны развертываются по всей Германии социалдемократическим «Народным театральным союзом» («Бюненфольксбунд») и национально-фашистским союзом «Народный театр» («Фольксбюне»), устраиваются и буржуазными и конфес
сиональными организациями Швейцарии, Австрии, Англии и Америки.
в нашу художественную пятилетку надо включить и массовый театр. С этой целью прежде всего следует поставить учет имеющегося у нас опыта. Действительно, разве учтены достижения и промахи постановки 27-го года? Имеем ли мы достаточное количество пособий, в которых давались бы четкие основы организации массового театра, разработки сценария, прин
ципов режиссуры и проч. Здесь нужна громадная лабораторная работа, ибо в деле массового театра необходимо порвать с кус
тарничеством, самодельщиной и техническим примитивизмом. Здесь необходимо использовать все достижения современной техники и строить постановки на новой базе, а не на основе массового религиозного театра средневековья. Здесь должно максимально использовать приемы кинофикации, радио, авио, современную военную технику и пр. С этой целью не мешает учесть и опыт зарубежных стран, прежде всего Германии и Америки.
Мы предлагаем при одном из художественных институтов в Ленинграде, в городе, имеющем наибольший опыт в этом плане, организовать Всесоюзный центр массового театра. При этом центре должны работать специальные исследовательские лаборатории (работа над светом, звуком, сценарием и пр.). В Центр ежегодно командируются на краткосрочные курсы худ. работники с мест с целью создания кадра режиссеров, техническ. инструктор. и пр. Далее, нужно приступить немедленно по примеру заграницы к изданию специального журнала, посвящен
ного массовому театру (в Германии «Дер Бюненфольксбунд» и др.) приступить к организации обмена опытом в деле массового театра между отдельными частями Союза, сорганизовать массовые театральные зрелища в плане соревнования (ленинградские
профсоюзы вызывают Донбасс И т. д.). Далее мы считали бы более целесообразной организацию по примеру Германии и Америки специального общества массового театра, члены которого имеют право участвовать в постановках и получать льготный проезд на зрелища в отдельные части Союза.
Мы ждем от Главискусства немедленной помощи в деле организации подлинно революционного театра масс, который без
условно явится театром социалистического будущего. От слов и обещаний — к делу. Ленинградцы должны явиться инициаторами, и организаторами этого начинания огромного художественного и политического значения.
Орест ЦЕХНОВИЦЕР
Демонстрация в г. Фрицларе (Германия) по поводу 1200-летия
его основания