У НАС ИМЕЕТСЯ НАПОЛОВИНУ

ЭТОТ ПАРК

— «Мы хотим иметь свой парк культуры и отдыха!» — под такими знаме
нами шли колонны физкультурников на последнем воскресном параде. Десятки
резолюций общественных и профсоюзных организаций, сотни и тысячи откликов рабочих свидетельствуют об одном: Ленин
граду нужен свой парк культуры и отдыха.
Сейчас, когда этот вопрос уже получил принципиальное разрешение, со всей серьезностью следует задуматься о терри
тории для будущего парка. Само название его достаточно красноречиво говорит, что этот парк должен предоставить живые возможности для разнообразного развертыва
ния культурно-просветительной работы и для удовлетворения потребности самых различных слоев рабочей массы в отдыхе,— от отдыха «тихого» («на лоне природы») до атракционов, зрелищ, спортивных раз
влечений и т. д. И еще одно: необходимо, чтобы жители районов имели возмож
ность посещать свой парк не только в праздники, но и по будням, во все времена года, не ограничиваясь одним летом. Только в этих условиях парк культуры и отдыха сможет полностью ответить своему назначению.
Естественна, конечно, мысль: где же устроить этот парк, как не на Островах, самой природою как будто предназначенных для этой цели. Однако, если вдуматься, то, по крайней мере на первых порах, в связи с этим проектом будет столько же «за», сколько «против».
Прежде всего, сырость и малярийность Островов, находящихся на одном из самых низких мест Ленинграда. Для того, чтобы «осушить» Острова, чтобы огромным напряжением разнообразных технических средств вытеснить с Островов «петер
бургский» туман, окутывающий вас уже к 10 час. веч., нужны длительные мелиоративные и др. работы. В целях благоустрой
ства Ленинграда эти работы все равно произвести необходимо. Но когда они будут сделаны и скоро ли удастся изыскать на это средства — неизвестно.
Острова, особенно если учесть сегодняшние средства передвижения, весьма отдалены от ряда крупнейших рабочих районов. Трудно поверить, чтобы Московско-Нарвский или Володар
ский житель решился бы поехать на буднях — тем более
зимою — на Острова. И, наконец, третье препяствие — парк культуры на Островах придется делать на «голом месте». Нет ни строений, которые можно было бы использовать для театров, выставок, ресторанов, детского городка и т. д. (как это имело место в московском парке, использовавшем богатое наследство сельско-хозяйственной выставки), нет и собственной электростанции. Если зрелищно-атракционная часть не будет развер
нута достаточно богато, массовый зритель не пойдет в парк так густо, как этого хотелось бы. Между тем строительство новых массовых атракционов и театров должно стоить немалых денег.
Парк культуры на Островах — превосходная идея, но в настоящий момент, когда городской бюджет напряжен до чрезвы
чайности, а общественные организации не в силах предоставить тех миллионов рублей, которые нужны для действительно ответственной реализации проекта, — вопрос этот невольно отодви
гается в будущее. Ибо нам нужен подлинный парк культуры и отдыха, а не пародия на него, не формальная отписка не мертвая табличка на древнем дубе: «Се парк культуры и отдыха, а не Острова».
А потребность в этом парке неукротима и с каждым днем растет все больше и больше. Необходимо изыскать какие-то но
вые, реальные пути, основанные на хладнокровном, на трезвом учете наших возможностей и средств.
Перед нами — любопытнейший проект, разработанный работниками Гос. Нардома. Пусть этот проект несовсем удовлетворит любителей «планетарных масштабов», однако, он — по крайней мере на два—три ближайших года—может в значительной сте
пени удовлетворить потребность в парке, а потому заслуживает самого серьезного внимания.
Сад Народного Дома — излюбленное место для массовых гуляний ленинградцев. До полутора миллионов посетителей про
пускает за лето сад. В праздничные дни в нем находится одновременно до сорока тысяч человек. Недостатки этого сада отмечались неоднократно, — недостаточность развертыванья культ
работы, отсутствие мест для «тихого отдыха», для подлинного ГУЛЯНЬЯ, пыль.
Что же предлагают госнардомцы? Из прилагаемого плана видно: путем соединения территории Народного Дома, Зоологического сада, Парка им. Ленина (огибая Ортопедический инсти
тут) и площадки Центральной школы плавания площадь садапарка увеличивается почти в шесть раз, до 38,5 гектаров. Вместимость нового парка на 250 тысяч чел. На этой террито
рии могут свободно разместиться и «база массовой работы» и атракционная часть, и детский городок, и спортивная площадка. Присоединение площадки Школы плавания дает возможность устройства прекрасного пляжа на 10.000 чел. На реке «Крестов
ке» может быть устроена лодочная станция на 400—500 лодок. Для развертывания зрелищной работы Госнардом уже имеет достаточно богатый фонд: три театральных помещения — опер
ного театра (2800 чел.), драматического (1200 чел.), и Железного зала (1100 чел.). Необходимо лишь достроить взамен нынешней эстрады новую открытую эстраду на 2500 сидячих мест и цирк шапито на 2500—3000 чел. К уже имеющимся атракционам, составляющим достаточно богатый «наличный капитал» Нар
дома, должно быть добавлено 10—15 новых атракционов (лабиринты, маяк, вертящаяся комната, американские бега, вагон, танцующий мостик и др.), проекты которых уже имеются
в «портфеле». Старое помещение театра Зоологического сада и др. может бытъ использовано для организации лекционного зала. Присоединение самого Зоосада должно усугубить разнообразие зрелищ, преподносимых посетителю Нардома. Превосходны могут быть и перспективы зимней работы Нардома, обла
дающего зимними театральными помещениями. Грандиозный каток, ледяные горы и т. п. на территории парка и «Крестовкисмогут наполнить живою жизнью этот парк и в зимнее время.
Чрезвычайно важен вопрос организации коллективного питатия в новом парке. И в этом отношении дело обстоит благопо
лучно. Пока что — налицо три «базы питания», — ресторан Зоосада, летний ресторан и почтенная фабрика-кухня Нардома, отпускающие в общей сложности до 8.000 обедов в день. С вос
становлением дореволюционной кухни Нардома, отпускавшей некогда до 20.000 обедов в день и ныне законсервированной, и с организацией летучих буфетов и закусочных на территории парка — «продовольственный вопрос», играющий огромное зна
чение в деле организации коллективного отдыха, будет с успехом разрешен.
По приблизительным расчетам полная перепланировка и переоборудование сада, постройка новых помещений для широкого развертыванья культ-работы и т. д., разветвление водопро
водной магистрали (для уничтожения пыли) и т. д. должны обойтись в сумму не свыше одного миллиона рублей. Все работы по превращению Нардома в парк культуры и отдыха, если
приступить к ним вскоре же, могутъ быть закончены к маю 1930 г. Так или иначе эта работа не пройдет даром, ибо даже с открытием Парка на Островах в Ленинграде не исчезнет потребность в нескольких пунктах для коллективного отдыха, а Нардом в настоящем своем виде должен быть признан неудо
влетворяющим требованиям плановой организации культурного и увлекательного отдыха.
СИМ. ДРЕЙДЕН
Р. S. Придавая большое значение вопросам организации парка культуры и отдыха редакция «Ж. И.» ставит этот проект на широкое общественное обсуждение, открывая вместе с тем страницы журнала для новых практических предложений.