ПЕСНЯ

Есть одна хорошая песня у соловушки, Песня панихидная по моей головушке.
Жила — забубенная, жила - ножевая,
А теперь вдруг свесилась, словно не живая.
Думы, мои думы! Боль в висках и те
мени...
Промотал я молодость без норы без времени.
Как случилось, сталось? Сам не пони
маю.
Ночью жесткую подушку к сердцу прижимаю.
Лейся, песня звонкая! Вылей трель уны
лую!
В темноте — мне кажется — обнимаю милую.
За окном гармоника и сиянье месяца.. Только знаю — милая никогда не встре
тится.
Эх, любовь - калинушка, кровь — заря
вишневая!
Как гитара, старая и, как песня, новая.
С теми же улыбками, радостью и му
ками,
Что певалось дедами, то поется внуками. Пойте, пойте в юности, бейте в жизнь
без промаха!
Все равно, любимая отцветет черемухой. Я отцвел - не знаю где. В пьянстве, что
ли? в славе ли?
В молодости нравился, а теперь оставили.
Потому хорошая песня у соловушки, Песня панихидная по моей головушке.
Жила — забубенная, жила — ножевая,
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.
ОТ редакции: Это стихотворение, написанное Есениным незадолго до его смерти и не вошедшее еще ни в один из его сборникон — с по
разительной искренностью рассказывает всю сложную трагедию внутренних переживаний поэта.

Музыка на службе акробатики

Во всяком жизненном процессе заложены те или иные элементы музыки (ритма, вибрации, звучания). Нужно только научиться раскрывать и использовать эту скрытую в природе звуковую энергию, как использована, например, открытая в ней энергия электриче
ская. Уже давно пора зачеркнуть первый параграф старых учебников элементарной теории музыки, гласящий о делении всех звуков в природе на „музыкаль
ные и „не музыкальные , на основании „четырех основных свойств первых. Все звуки в природе — му
зыкальные, т. е. могут послужить „строительным матерьялом для музыкального произведения.
С накоплением и расширением технических возможностей, особенно — в сторону тембральных находок (джазбанд, шумовой оркестр, эффекты оркестровой игры col legno и т. п., почти исключающие одно из
основных свойств музыкальных звуков — „определенную высоту ) увеличивается потребность расширить средства звукового воздействия. Тем более — в области приклад
ного искусства, в композиции театральной, в звукомонтаже самого широкого охвата.
Не думая оказаться провидцем, какой-то остряк в юмористическом журнале „довоенного производства
предсказывал музыке недалекого будущего — симфонию,
завершающуюся взрывом динамита. В этом сказалась уже тогда чувствовавшаяся потребность в упоре на динамизированную ударность и на разбухание в оркестре ударной группы (позднейший джазбанд). В настоящем никакие массовые зрелища не обходятся без музыки, как вспомогательного фактора воздействия, начиная от симфонизированного повествования и закопченных замк
нутых танцевальных форм (балет), иллюстративного сопровождения сюжета (кино) и до обнаженной в основном и главном своем элементе — ритме — цирковой музыки, регулирующей, гипнотизируя, движения действующих исполнительных сил.
Недавно в Госцирке я встретил известного балетмейстера ленинградского Акбалета, быть может, пришедшего почерпнуть импульс к творческой работе в многообразной и виртуозной цирковой „биомеханике . От
нюдь нс менее интересными и даже поучительными могут быть и наблюдения музыканта.
Прежде всего здесь приходится столкнуться со всеми разобщенными элементами музыки в необрабо
танном виде, главное с настоящей школой ритма, с ее законами симметрии и ассимметрии, с интереснейшими тембральными, чисто любительскими, но очень ценными
нахождениями (например, у Рэка — игра смычком па обыкновенной пиле, дающей поразительный ио звучности эффект).
Конечно, в настоящем своем цирк еще далек от совершенства. И потому музыка, находящаяся у него на службе, часто оскорбляет, как вульгарные выкрики „рыжих у ковров. Банальны темы грубо метрированных оркестровых номеров, под которые, напевая, выполняют свое „смертное искусство тури исты и акробаты.
В перспективе будущего цирк рисуется пышным и светлым праздником физкультуры, веселой ареной мет
кой полит и быт-сатиры, лишенной какой бы то ни было пошлости и кабаретности. И тогда музыка в нем должна занять соответствующее место, очищенная от элементов тривиального, заразительно бодрая, четкая и артистическая по исполнению. Б. - Б.