Путь Белорусского театра

Каждый театр возникает и растет на определенной социальной почве. Художественная мысль театра, равно как и его идеологическое целеустремление, выражают более или менее глубоко и чутко миросозерцание и жизнетворчество того социального слоя, которым дан
ный театр рожден и выращивается. Здесь заложен естественный корень, на котором органически растет и развивается каждый театр. Где корень крепок, там будет крепок и театр. Если один театральный почин за
глохнет, то на жизнеспособном корню вырастет новый почин лучше первого.
Почему я предпочел в Минске Белорусский театр местной русской профессиональной драме? Потому, что у местного русского театра я нашел гнилую социальную почву торгашеской буржуазии и мещанской „ин
теллигенции города. Корень этого театра не проникал в иные пласты, оставаясь хилым, болезненным, подгнивающим.
Другое я увидел у Белорусского театра. Его почва — пробуждающаяся трудящаяся Белорусь. Корень театра хотя и молод и пустил только первые ростки, но показался мне здоровым и жизнеспособным.
Какие же перед ним стоят задачи?
Первая всецело вытекает из подготовительного, прежнего периода жизни национального театра. На этот период и задумали, видимо, опереться руководи
тели нового театра. Прежний национальный белорусский театр возник и жил на крестьянской народной почве.
Белорусская народная поэзия с ее драматическими элементами; народные обряды, песни, пляски, ряженье, сценки; потешники, батлейка, примитивная народная драма; своеобразные народные музыкальные инстру
менты; наконец, развитие народной белорусской поэзии и драматургии крестьянских поэтов, — вот откуда надо черпать первые элементы для национального белорус
ского театра. Первая его задача — углубить и взрастить народное крестьянское искусство. Культура крестьян
ская — его первое звено; эта культура имеет свое глу
бокое и активное социальное значение для Советской Червонной Белоруссии.
Вторая задача связана со вторым историческим звеном, — с тем, что первыми национальными культурниками в Белоруссии явились деятели своей крестьянской интеллигенции, деятели, вышедшие из крестьянства и вернувшиеся к нему для революционной и куль
турной работы, для революционного возрождения края.
Они образовали культурную головку крестьянства и выявили ого думы и его жизнь, между прочим, в литературном и драматургическом своем творчестве, которое, несомненно, дает богатую и здоровую пищу бело
русскому театру. Трудовой революционной интеллиген
ции Белоруссии принадлежит большая активная роль в созидании нового Минского театра. Он должен отве
тить на ее запросы, ее жизнь, борьбу, дальнейшее развитие.
Третья задача- - заложить глубокий и прочный корень в жизнь белорусских рабочих. Именно в идеоло
гической смычке крестьянства, рабочих и трудовой революционной интеллигенции — основа пути белорусского театра. Это — театр глубоко значительной и жизнеспособ
ной социальной смычки прежде всего. Поэтому перед ним открывается счастливое и большое будущее.
Являясь местным, национальным, белорусский театр не должен обойти также молчанием запросы тех же социальных групп (но не буржуазии) других националь
ностей, населяющих в большой мере города Белоруссии. Поэтому правильно включение в свою семью, в орга
низм театра еврейской секции, первые шаги которой делаются в московской се студии.
Но национальное советское возрождение -это только этап революционного роста на пути к общечеловеческому интернациональному творчеству. Этан к ми
ровой социальной культуре. Этап к смычке тех же социальных сил в интернациональном их союзе. Белорусский театр не должен, конечно, замыкаться в узкий „местный круг. Его задачи приоб
щиться и приобщить свою аудиторию к руслу обще
культурной и общехудожественной жизни Союза ССР. Эта задача его отчасти выполняется уже тем, что молодняк театра послан учиться в Москву и будет, ко
нечно, не только обучаться театральному искусству, но и общественно расти в идейно коммунистическом, творческом духе, как активная ячейка.
Путь белорусского театра — это путь активного социального возрождения и творчества. В современных условиях классовой борьбы он должен быть социально крепким, идейным и борющимся вместе с теми классами, мировоззрение и творчество коих выражает.
В идейном внутреннем своем содержании и его художественном выражении надо чутко учесть эти основ
ные моменты и, опираясь прочно на них, надо растить на этой почве органически и естественно свой репертуар и свои художественные мысли и методы. Провер
кой их правильности должна быть постоянная живая связь со своим зрителем, ибо без своего активного зрителя не может быть правильного и жизнеспособного развития театра.
Надо выезжать со спектаклями по всей Белоруссии ближе к крестьянству и рабочим, надо вовлечь их в созидание своего театра. Общественными силами, кри
тикой, указаниями, выдвижением драматургов, артистов, музыкантов, певцов, тесной связью всей внутренней жизни и работы театра с жизнью и работой пробу
ждающейся революционной трудовой Белоруссии — будет жив и крепок театр.
Для своего дальнейшего развития белорусский театр располагает исключительно благоприятными условиями и если правильно их использует, то пойдет по значительному и отчетливому творческому пути.
В ого художественных средствах я наблюдал столько жизнеспособности, глубокой народности, активности, талантливости, что убежден в том, что он может расти быстро и сильно; об этом красноречиво говорят его работы в Минске и Москве.
ХРИСАНФ ХЕРСОНСКИЙ.