Завет Ильича

Изо всех искусств, по-моему, самое важное для России—кино
Эти многозначительные слова прежде всего вспоминаются в годовщину кончины
В. И. Ленина.
Из немногих мыслей об искусстве, завещанных нам великим вождем пролетариата, эта лаконичная, ярко запечатлевающаяся, точно отчеканенная фраза звучит как боевой лозунг, определяющий ближайшие задачи нашей художественной политики.
Но достаточно ли уяснен глубокий смысл, сокрытый в словах Ильича, получивших столь широкое распространение? Почему именно кино придавал Ленин такое большое значение для нашей республики? Почему другие искусства не имеют в его глазах такой цены.
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нужно вспомнить, какую роль в представлениях Ленина о будущем нашей пролетарской республики играла идея необходимости теснейшей смычки города с деревней.
Вот где ключ к пониманию мысли Ленина, как всегда проникнутой глубоким пониманием действительности и диктуемых ею задач. Этот великий ум обладал изумительной способностью широкого охвата явлений, уменьем стать выше предвзятых теоретических построе
ний и безошибочно отыскать ту точку приложения сил, которая обеспечила бы наибольший успех коллективных усилий.
Ленин ясно сознавал, что конечная цель великого дела, за которое он боролся,— братское единение всех трудящихся,—может быть достигнута лишь при уничтожении веками сложившейся изолированности города с его специфической культурой. Нужно добиться того, чтобы произведенные и производимые городом ценности получили доступ в деревню.
В числе этих ценностей огромное значение имеет, конечно, искусство, которое при нашем советском строе не может оставаться привилегией городов.
Искусство - в деревню! Вот истинный смысл слов Ленина о кино.
Он учитывал, разумеется, что при отсталости нашей деревни, вследствие искусственного отмежевания ее от городской культуры, практиковавшегося при царском режиме, — накопленные в
центрах художественные сокровища не могут быть поглощены деревней сразу во всем их объеме. Поэтому-то кино и было выдвинуто Лениным в качестве застрельщика и главного пионера в деле насаждения и развития коммунистической художественной культуры среди крестьянства.
При современных условиях кино, благодаря заинтересовывающей наглядности, легкой доступности пониманию и подвижности, призвано, как никакое другое искусство, сыграть
огромную культурную роль в жизни деревни. Оно может с успехом послужить не только художественно-образовательным, но и агитпросветительным целям, став цементом, плотно скрепляющим городской пролетариат с крестьянством.
Ответственную и огромную задачу, возложенную на кино нашим великим учителем Лениным, необходимо твердо помнить нашим кинопредприятиям, слишком мало уделяющим внимания деревне в своей производственной работе.