Портреты Ленина

Внешность Ленина была типично-динамическою внешностью, подлинная правда которой открывалась только в мимике, в движении бро
вей, в блеске глаз, в улыбке. В отличие от лю
дей с внешностью статической, которые всегда «хорошо выходят» на фотографиях и которые легко поддаются художественному воспроизве
дению, Ленин на прижизненных портретах всегда разный. По свидетельству А. В. Луначарского, Ленин похож на себя только в кине

матографе. И это обстоятельство учитывали

некоторые художники-портретисты, например, Г. С. Верейский, который, готовясь к изобра

жению Ленина, обратился в Ленгиз с просьбою продемонстрировать ему фильму, на которой снят Ленин во время одного из своих выступлений.
Трудность посмертного изображения Ленина усугубляется тем, что Ленин давно уже сде

лался олицетворением целого комплекса идей, творимою легендой, многозначительным и пло

доносным символом. Может быть, только титаническая архитектура мавзолеев, пирамид, грандиозных монументов необычайной, совершенно
новой конструкции, может выразить громадную, стихийную силу Ленина-гения, Ленина-вождя, Ленина-идеолога. Может быть, нужны целые па

норамы, движущиеся скульптуры, машины, чтобы дать представление о том сложном и многооб

разном движении, которое было вызвано Лениным и ленинизмом.
Интерес к личности Ленина обусловлен его огромной исторической ролью. Общественнополитическая проповедь Ленина, его револю
ционная деятельность, его руководящая роль в борьбе за коммуну—вот главные стимулы напряженного и восторженного интереса к его
личности в пролетарской массе, ради победы которой жил и трудился Ленин. Но на ряду с
этим широким интересом, возможны и другие виды заинтересованности личностью Ленина:
можно изучать его как оратора, как стилиста, как стратега и т. д. Можно исследовать его как психологический тип.

Внешность Ленина: уже теперь многие, никогда не видевшие Ленина, ищут возможно бо

лее верных его изображений, хотят знать все детали его внешности, с жадностью созерцают его в кинематографе, доискиваются сходства во мно

жестве разнообразных его портретов; грядущие поколения захотят узнать точно, с докумен

тальной отчетливостью, как выглядел вождь мирового пролетариата.

Из существующих портретов Ленина [*)] работы И. И. Бродского принадлежат к числу
[*)] Мы не будем говорить здесь о скульптурных портретах Ленина; их оценку читатель найдет в сборнике „О памятнике Ленину“ (Ленгиз).
наиболее популярных. Бродский писал Ленина много раз. Существуют два варианта его портретов Ленина в рост (3/4 вправо, с заложенной в карман правой рукой, в сером пиджаке, в фуражке спортивного типа). На одном из этих вариантов Ленин изображен на фоне Смольного, в другом—на фоне деревенского пейзажа. В обоих портретах чувствуется отсутствие жи
вой модели, в них нет той экспрессии, которой отмечено большинство портретов работы Брод

ского, тонкого и виртуозного рисовальщика. Кроме двух названных портретов, Бродским на

писан портрет Ленина у окна, за которым видна процессия демонстрантов, и сделаны две зарисовки с натуры (обе воспроизведены в альбоме «II-й Конгресс Коммунистического Ин
тернационала»). Последние зарисовки нужно признать мало удачными в смысле сходства и выразительности. Известно, что когда Бродский обратился к В. И. Ленину с просьбой дать свой автограф на одном из этих портретов, Ленин исполнил желание художника, но заметил шут
ливо, что первый раз в жизни подписывается под тем, с чем совершенно не согласен.
В своей огромной картине, изображающей заседание Коминтерна, Бродский изобразил Ленина на трибуне произносящим речь. Этой картине, несомненно, суждено стать важным историческим документом. Художник потратил много труда на изображение отдельных лиц, а центральную группу картины —фигуру Ленина и окружающих его, он неоднократно переписывал.
Упомянутая выше фотография в рост сделалась весьма популярной среди художниковпортретистов. Она послужила образцом не только для Бродского, но и для многих других. По этой фотографии написана картина Н. Дормидонтова «Ленин у колоннады Смольного» и по ней же написано несколько портретов Ленина К. Ф. Саксеном. Портреты Саксена отли
чаются добросовестною передачею внешнего облика Ленина: они представляют собою как бы увеличенную цветную фотографию. Саксен пи
сал также и по грудные, прямо-личные портреты Ленина для Ленгиза и некоторых других Ленинградских учреждений.
Существуют попытки изобразить Ленина в те знаменательные дни, когда он произносил речи с балкона дома Кшесинской. Этот момент изображен на картине художника Ковальского.
Художница Пчельникова написала Ленина на фоне завода, за которым виднеется сельский пейзаж с пахарем; это не столько портрет, сколько символическая картина, дающая образ Ленина, как вождя рабочих и крестьян.
С. В. Чехонину была предоставлена возможность сделать ряд набросков с Ленина на II-м Конгрессе Коминтерна в 1920 году. Художник поместился в нескольких шагах от трибуны, на которой стоял Ленин, и во время двухчасовой речи сделал несколько зарисовок, послу
живших ему материалом для миниатюрного портрета Ленина на пергаменте, поднесенного затем Владимиру Ильичу в издании, посвященном Конгрессу 1920 года. Кроме этой миниа