поры, Чехонин сделал также несколько карандашных портретов Ленина и два его силуэта. Один из карандашных портретов и силуэт Ле
нина были впоследствии использованы Новгубтрестом для фарфоровых и фаянсовых чашек и кружек. Тот же портрет был выпущен в качестве переводных картинок в два тона.
Другой художник, которому удалось рисовать Ленина с натуры,—Натан Альтман. Альт
ману было предоставлено гораздо больше времени для его работы, и, сидя в кабинете Ленина, он имел возможность сделать целую се
рию острых и метких зарисовок головы Ленина. Эти рисунки, может быть, и не отличаются безукоризненным сходством, но они очень экс
прессивны и, повидимому, верно передают отдельные моменты в мимике Ленина.

Рисунки Альтмана были изданы в виде особого альбома. Они послужили образцом для многих художников Государственного Фарфоро

вого завода, писавших портреты Ленина на тарелках и чашках.
В рисунках Альтмана есть обычная условность левой манеры, смешанная с вполне нату
ралистическим, штудийным подходом. Эти ри
сунки больше выражают самого Альтмана, его художническую индивидуальность, чем Ленина. Они интересны сами по себе, но как изображения исторической личности, сделанные с натуры, они вряд ли говорят полную правду о модели.
Рисунок Г. Верейского, воспроизведенный в альбоме II-го Конгресса Коминтерна, был сде
лан на довольно значительном расстоянии от модели и уже потом дополнен по памяти. Впоследствии, по заказу Ленгиза, Верейский испол
нил портрет Ленина в гробу (литографским способом) и другой портрет—Ленина-оратора, также литографированный на камне. Этот второй

портрет представляет собою как-бы дальнейшую разработку эскиза, изданного в альбоме II-го Кон

гресса. В нем художнику удалось, по мнению свидетелей, верно передать выражение рта Ленина во время речи.

В альбоме «Деятели Октябрьской Революции» (Гос. Изд-во, 1922), содержащем 16 авто

литографий художников П. Ю. Киселиса и В. Д.
Фалилеева, есть портрет Ленина работы Фалилеева, сделанный, повидимому, с фотографии и не отличающийся особым сходством. Киселис сделал по заказу Госиздата большой литограф
ский портрет Ленина, как нам кажется, не без влияния Ю. Анненкова. Ленин изображен на нем в раккурсе, справа и несколько сверху. Главной задачей художника, видимо, была передача улыбки и выражения глаз.
Переходя к другим эстампам, отметим, прежде всего, большую литографию Далькевича,
в овале, выпущенную Ленгизом в виде большого стенного портрета. Работа Далькевича сделана по фотографии и представляет собою одно из наиболее точных изображений Ленина.
Среди гравированных портретов Ленина пока нужно признать самым удачным (относительно) офорт М. Рундальцева, сделанный (пови
димому) по фотографии Наппельбаума; в виде ремарки гравер поместил миниатюрный портрет К. Маркса.
Ив. Павлов награвировал портрет Ленина на дереве по фотографии 1890 х годов. Другая форма бороды, отличная от той, какую носил Ленин в последние годы, и весьма приблизительная трактовка деталей делают этот порт
рет мало похожим на знакомый нам облик Ленина. Портрет проигрывает также и вслед
ствие квадратного формата и трафаретной рамки, составленной из ряда маленьких серпов и молотов на перевитой лентою гирлянде. Столь же мало схожи лино-гвавюры К. Костенко, Б. Пумпянского, С. Павлова и др.
После кончины Ленина ряд набросков с него сделали Петров-Водкин, Ульянов, Кацман и др.

За последний год часто приходится встречать изображения Ленина в книжной графике, в связи с тем, что выпускается очень большое коли

чество книг самого Ленина, о Ленине и на темы ленинизма. Портреты Ленина приходится также встречать на многих плакатах. Так, Ленгизом выпущено несколько плакатов в память Ленина. На одном из них (работа А. Самохвалова) Ленин изображен на фоне машин, с девизом, говорящим о значении электрификации. На дру
гом (работа М. Ушакова-Поскочина) — Ленин изображен на фоне двух полушарий, с звездой, сияющей над СССР, с призывом пролетариата всех стран к объединению. В другом случае
тот же художник изобразил мавзолей Ленина (фантастический), к которому стекаются народы всего мира. Наконец, недавно выпущен его-же плакат (к годовщине смерти Ленина), изобра
жающий Ленина на обложке книги, которую читают рабочий и крестьянин.
В нашу задачу не входит составление исчерпывающего обзора изображений Ленина. Было бы очень интересно проследить образ
Ленина в иллюстрациях к различным книгам, посвященным Ленину. Эту задачу, как и вообще
собирание и изучение иконографии Ленина, взяла на себя особая комиссия по изучению изображений Ленина (при художественном от
деле Ленгиза). Будем надеяться, что комиссии удастся в недалеком будущем опубликовать свои труды.
Э Г.

Работники искусств, становитесь в ряды борцов за дело ЛЕНИНА!